Напоминание

"Приемы моделирования при коррекции ОНР"


Автор: Обора Надежда Фридриховна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№40 "СНЕГУРОЧКА"
Населённый пункт: Г.Сургут, ХМАО
Наименование материала: презентация
Тема: "Приемы моделирования при коррекции ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метод наглядного моделирования в коррекции общего

недоразвития речи

Практика

логопедической

работы показывает,

что

в

качестве

эффективного

коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он

позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст),

научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,

поскольку

мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств,

наглядный материал усваивается лучше вербального

Наглядное

моделирование

— это воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

— усвоение и анализ сенсорного материала;

— перевод его на знаково-символический

язык;

— работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной

последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия

дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются

следующие дидактические задачи:

— знакомство с графическим способом представления информации;

— развитие умения дешифровки модели;

— формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод

познания,

с

одной стороны, а с другой — как программа

для

анализа

новых

явлений.

При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя

заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество

слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к

формированию навыка послогового чтения.

«Рисуем» слова

Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.Дошкольникам

предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с

логопедом хлопнут в ладоши.

«Пирамида»

Дети учатся делить слова на слоги.

Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца

пирамиды: на нижнее — с тремя слогами, на среднее — с двумя, на верхнее — с

одним.

«Хлопки»

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со

слоговой схемой.

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает

формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать

языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет

ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических

форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе

их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного

запаса, формированию языкового чутья.

Согласовать прилагательное с существительным

Согласовать числительное с существительным:

Подбор однокоренных прилагательных

Образование слова с помощью суффиксов с опорой на величину предмета

Заяц Зайчик Зайчонок Зайчище

Интуитивное определение рода и числа существительного без названия

терминов.

Подбор антонимов

Употребление грамматических категорий

гнездо гнезда нет гнезд

Употребление предлогов

При подготовке к обучению грамоте

Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

— познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

— научить интонационно выделять

звук

в

слове,

называть слова с

заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,

изображать гласные и согласные звуки с помощью

зрительных

символов,

различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать

ударные и безударные гласные;

— сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов

к заданной звуковой модели, научить графически

изображать

предложение,

придумывать

предложение

по схеме;

— отработать навык послогового чтения.

Определение позиции звука в слове

(в начале, середине, конце слова)

Анализ первого звука( твердый, мягкий) Дети учатся различать твердые и

мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой —

ваткой) на перфокарте.

Определить ударный звук

Анализ звука

Развитие связной речи:

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе

над всеми видами связного высказывания

Пересказ;

Составление рассказов по картине и серии картин;

Описательный рассказ;

Творческий рассказ

метод наглядного моделирования способствует:

— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты

художественного

произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

— овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты

картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

— формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в

полный рассказ с различными деталями и событиями;

обучению составлять рассказы-описания

по

пейзажной картине.

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как

правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения

связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей

можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает

содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от

пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной

теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному

вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые

высказывания.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

самостоятельного анализа ситуации или объекта;

развития децентрации (умения менять точку отсчета);

развития замыслов-идей будущего продукта.

«Загадки – описания»

Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и

догадаться, какое животное там спрятано.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих

умений:

1.

усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и

основные атрибуты художественного произведения заместителями;

2.

формирование умения передавать события при помощи заместителей

(предметное моделирование);

3.

передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением

заместителей,

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста,

связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В

качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок”

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки,

затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или

геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования

элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной

модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Рассказ по сюжетной картинке.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по

сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения

выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их

взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона

картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то

есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном,

простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания

по картине состоит из 3-х этапов:

1.

выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

2.

определение взаимосвязи между ними;

3.

объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты,

силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические

изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей,

являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели

пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается

придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются

необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п.,

а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-

описания по пейзажной

картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и

составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной

модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они

отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты

природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание

уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится

в несколько этапов:

выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого

объекта;

определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

объединение мини-рассказов в единый сюжет.

ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления

рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного

рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах

(фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина,

предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются

картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая

каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в

один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по

составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается

за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь

оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения

связной описательной речи моделирование может служить средством и

программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или

явления.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления,

накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели

описательного рассказа становятся символы-заместители качественных

характеристик объекта:

принадлежность к родовидовому понятию;

величина;

цвет;

форма;

составляющие детали;

качество поверхности;

материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

как он используется (какую пользу приносит)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета,

принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся

свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-

три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более

предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой

подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера)

выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы,

определяя сначала их сходство, а затем различия.

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение

детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов

модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или

природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает

продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения.

Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от

картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его

смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида

героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов

определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам

придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в

соответствии со своим замыслом.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность

коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, Постепенно

овладевая всеми видами высказывания с помощью моделирования, дети учатся

планировать свою речь.



В раздел образования




Яндекс.Метрика