Напоминание

Консультация "Особенности использования старшим воспитателем интерактивных методов в работе с воспитателями в ДОУ"


Автор: Луговская Лариса Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация "Особенности использования старшим воспитателем интерактивных методов в работе с воспитателями в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка- детский сад №132» города Магнитогорска

Автор: Луговская Л.Н., старший воспитатель

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Особенности использования старшим воспитателем интерактивных методов

в работе с воспитателями в ДОУ»

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к

повышению своего педагогического мастерства призвана правильно организованная

методическая работа в ДОУ, особая роль которой проявляется в активизации творческой

деятельности педагогов.

Стратегом

и

тактиком

воспитательно-образовательного

процесса

любого

дошкольного учреждения является старший воспитатель. Основными направлениями

работы старшего воспитателя являются: организация методической работы педагогов

учреждения,

повышение

квалификации

педагогов,

изучение,

обобщение

и

распространение передового педагогического опыта, повышение качества работы в целом.

В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы с

педагогами.

К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К. Ю. Белой,

относятся:

локальные

(внутри

образовательного

учреждения):

семинары-практикумы,

индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков,

взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты,

методические совещания и др.;

интраактивные

(между

образовательными

учреждениями

одного

района):

психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы,

центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения

педагогов, педагогические клубы и др.;

интерактивные (межрайонные, городские): теоретические и научно-практические

конференции;

педагогические

фестивали;

разнообразные

выставки

пособий,

дидактических

материалов,

продуктов

детского творчества;

«школы мастерства»;

педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «Учитель года» и др.

Никто

не

отменяет

и

не

подвергает

сомнению

важность

и

полезность

традиционных форм методической работы: классических собраний, педагогических

советов, совещаний, семинаров, практикумов и консультаций. Но в настоящее время

приоритет в работе старшего воспитателя с педагогами отдается диалогическим методам

общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности, а это

возможно только при применении интерактивных методов обучения.

Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного

процесса, достижение всеми участниками высоких результатов обучения.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого

осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.

Педагоги – это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк.

И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту

или иную методику, педагогический прием. Поэтому интерактивные формы и методы

обучения необходимо применять дифференцированно с учетом стажа работы, возраста

педагогов, их индивидуальных особенностей и интересов.

Дифференцированный подход в работе с кадрами считается одним из значимых

условий повышения эффективности организации методической работы в ДОУ. Задача

старшего воспитателя – в течение учебного года оказать помощь каждому педагогу в

решении тех проблем, которые активизируют максимальную заинтересованность или

инициируют

у

него

затруднение,

разработать

индивидуальный

маршрут

профессиональной деятельности педагога.

К примеру, начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое

желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов.

Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать

в

подготовке

ООД,

планировании,

проводить

совместный

анализ

проблемных

педагогических ситуаций.

Более опытные педагоги знают, понимают и умеют использовать на практике

основные методы и приёмы дидактики, способны понять ребёнка, но им свойственно

противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний и неумением

критически оценивать учебный материал, средства обучения и творчески их использовать.

Для этих педагогов важно сформировать свою педагогическую позицию, почерк, и здесь

на первый план выходит помощь в творческом освоении передового опыта.

Педагоги-мастера – это педагоги с высоким уровнем знаний дидактики, им

свойственна устойчивая мотивация к активному профессиональному общению, активная

творческая профессиональная позиция. В работе с ними важно помочь реализовать

творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой.

В связи с этим, активные методы обучения можно использовать при проведении

различных форм методической работы: теоретические семинары, семинары-практикумы,

деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных

документов, работа с психолого-педагогической литературой, педагогические копилки,

методические ярмарки и аукционы педагогических идей, педагогических посиделки и

КВН, методические фестивали, калейдоскопы. А также при разработке методических

рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций-отчётов. Эти

методы помогают организовать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества

в системе «старший воспитатель – воспитатель», «воспитатель – воспитатель».

Интерактивные методы и приемы можно использовать на разных этапах

методического мероприятия. На первом этапе для того, чтобы замотивировать педагогов,

заинтересовать их, вызвать желание овладеть первичными знаниями по проблеме (к

примеру,

«Квик-настройка»).

На

следующем

этапе,

чтобы

сформировать

новые

профессиональные знания, умения, навыки, это могут быть игры, творческие задания,

просмотр видеоматериала, обсуждение спорного вопроса, решение педагогических

ситуаций.

Так, в процессе методической работы старшим воспитателем используются

следующие формы интерактивного взаимодействия:

Для оказания психолого-педагогической помощи начинающим воспитателям в

современных условиях работы, формирования индивидуального творческого «почерка» у

молодых педагогов – «Школа молодого педагога», включающая в себя: наставничество

(наставниками являются педагоги первой и высшей категории), посещение открытых

мероприятий в других образовательных учреждениях для ознакомления с методами и

опытом работы других педагогов, День молодого специалиста.

Для повышения у педагогов уверенности в своих силах, формирования понимания

значимости личного вклада в общее дело – Интеллектуальное кафе «За чашкой чая»

(приглашение в методический кабинет для неформальной беседы).

Для построения эффективного командного взаимодействия – тренинги по

сплочению педагогического коллектива, в том числе психолого-педагогические тренинги

совместно с педагогом-психологом, где используются релакс-паузы, упражнения-

активизаторы.

Для генерации новых идей, обобщения имеющихся способов решения проблемы,

анализа предложенных инноваций – «Мозговой штурм», педагогический ринг.

Для повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов – игровые

формы «Дискуссия», «Аукцион».

Для активизации воспитателей на определенные действия хорошим стимулом

является смотр-конкурс. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов

демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск

новых

подходов

к

организации

воспитательно-образовательного

процесса,

совершенствования развивающего пространства.

Для

распространения

и

внедрения

эффективных

средств

и

методов,

способствующих получению высоких результатов в работе – «Банк инновационных

идей», который содержит обобщенный опыт работы педагогов ДОУ и педагогов ДОУ

района; публикации в профессиональных изданиях, в том числе электронных; размещение

материалов на сайте учреждения или собственном сайте.

Для реализации возможности развития ИКТ-компетентности педагога – технология

сетевого взаимодействия, позволяющая разрабатывать, апробировать и предлагать

профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания

образования.

В конечном итоге, использование интерактивных методов работы позволяет

старшему воспитателю организовать процесс взаимодействия таким образом, что

практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить,

рассуждать,

решать

противоречивые

проблемы

на

основе

анализа

услышанной

информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения,

принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в

дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Таким

образом,

основными

особенностями

использования

интерактивного

методического обучения педагогов являются:

Вынужденная активность, суть которой в том, что педагог вынужден быть

активным независимо от того, желает он этого или нет.

Активность носит не кратковременный характер, не эпизодический – она

сопоставима со временем всей методической деятельности педагогов.

Постоянное взаимодействие педагогов в рамках внутридошкольной методической

работы с помощью прямых и обратных связей.

Широкое использование самостоятельной творческой деятельности педагогов при

повышенной степени их мотивации.

Следовательно, интерактивное обучение в процессе методической работы в ДОУ

является достаточно эффективным, так как даёт возможность совершенствования

профессиональных знаний, мастерства педагогов, оценивания и использования удачных и

продуктивных технологий обучения и воспитания детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и

методы / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

2.

Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике:

Учебное электронное текстовое издание / Научный редактор: проф., д-р хим. наук,

Г. Д. Бухарова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. – 135 с.

3.

Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ (методические материалы) /

авт.-сост. Н. Б. Ромаева и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93 с.

4.

Устинов, И. Ю. Определения основных терминов дидактики высшей

военной школы / И. Ю. Устинов. – М.: Новая школа, 2010. – 320 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика