Автор: Луговская Лариса Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №132" г.Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация "Особенности использования старшим воспитателем интерактивных методов в работе с воспитателями в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка- детский сад №132» города Магнитогорска
Автор: Луговская Л.Н., старший воспитатель
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Особенности использования старшим воспитателем интерактивных методов
в работе с воспитателями в ДОУ»
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к
повышению своего педагогического мастерства призвана правильно организованная
методическая работа в ДОУ, особая роль которой проявляется в активизации творческой
деятельности педагогов.
Стратегом
и
тактиком
воспитательно-образовательного
процесса
любого
дошкольного учреждения является старший воспитатель. Основными направлениями
работы старшего воспитателя являются: организация методической работы педагогов
учреждения,
повышение
квалификации
педагогов,
изучение,
обобщение
и
распространение передового педагогического опыта, повышение качества работы в целом.
В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы с
педагогами.
К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К. Ю. Белой,
относятся:
локальные
(внутри
образовательного
учреждения):
семинары-практикумы,
индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков,
взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты,
методические совещания и др.;
интраактивные
(между
образовательными
учреждениями
одного
района):
психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы,
центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения
педагогов, педагогические клубы и др.;
интерактивные (межрайонные, городские): теоретические и научно-практические
конференции;
педагогические
фестивали;
разнообразные
выставки
пособий,
дидактических
материалов,
продуктов
детского творчества;
«школы мастерства»;
педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «Учитель года» и др.
Никто
не
отменяет
и
не
подвергает
сомнению
важность
и
полезность
традиционных форм методической работы: классических собраний, педагогических
советов, совещаний, семинаров, практикумов и консультаций. Но в настоящее время
приоритет в работе старшего воспитателя с педагогами отдается диалогическим методам
общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности, а это
возможно только при применении интерактивных методов обучения.
Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного
процесса, достижение всеми участниками высоких результатов обучения.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого
осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.
Педагоги – это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк.
И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту
или иную методику, педагогический прием. Поэтому интерактивные формы и методы
обучения необходимо применять дифференцированно с учетом стажа работы, возраста
педагогов, их индивидуальных особенностей и интересов.
Дифференцированный подход в работе с кадрами считается одним из значимых
условий повышения эффективности организации методической работы в ДОУ. Задача
старшего воспитателя – в течение учебного года оказать помощь каждому педагогу в
решении тех проблем, которые активизируют максимальную заинтересованность или
инициируют
у
него
затруднение,
разработать
индивидуальный
маршрут
профессиональной деятельности педагога.
К примеру, начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое
желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов.
Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать
в
подготовке
ООД,
планировании,
проводить
совместный
анализ
проблемных
педагогических ситуаций.
Более опытные педагоги знают, понимают и умеют использовать на практике
основные методы и приёмы дидактики, способны понять ребёнка, но им свойственно
противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний и неумением
критически оценивать учебный материал, средства обучения и творчески их использовать.
Для этих педагогов важно сформировать свою педагогическую позицию, почерк, и здесь
на первый план выходит помощь в творческом освоении передового опыта.
Педагоги-мастера – это педагоги с высоким уровнем знаний дидактики, им
свойственна устойчивая мотивация к активному профессиональному общению, активная
творческая профессиональная позиция. В работе с ними важно помочь реализовать
творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой.
В связи с этим, активные методы обучения можно использовать при проведении
различных форм методической работы: теоретические семинары, семинары-практикумы,
деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных
документов, работа с психолого-педагогической литературой, педагогические копилки,
методические ярмарки и аукционы педагогических идей, педагогических посиделки и
КВН, методические фестивали, калейдоскопы. А также при разработке методических
рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций-отчётов. Эти
методы помогают организовать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества
в системе «старший воспитатель – воспитатель», «воспитатель – воспитатель».
Интерактивные методы и приемы можно использовать на разных этапах
методического мероприятия. На первом этапе для того, чтобы замотивировать педагогов,
заинтересовать их, вызвать желание овладеть первичными знаниями по проблеме (к
примеру,
«Квик-настройка»).
На
следующем
этапе,
чтобы
сформировать
новые
профессиональные знания, умения, навыки, это могут быть игры, творческие задания,
просмотр видеоматериала, обсуждение спорного вопроса, решение педагогических
ситуаций.
Так, в процессе методической работы старшим воспитателем используются
следующие формы интерактивного взаимодействия:
Для оказания психолого-педагогической помощи начинающим воспитателям в
современных условиях работы, формирования индивидуального творческого «почерка» у
молодых педагогов – «Школа молодого педагога», включающая в себя: наставничество
(наставниками являются педагоги первой и высшей категории), посещение открытых
мероприятий в других образовательных учреждениях для ознакомления с методами и
опытом работы других педагогов, День молодого специалиста.
Для повышения у педагогов уверенности в своих силах, формирования понимания
значимости личного вклада в общее дело – Интеллектуальное кафе «За чашкой чая»
(приглашение в методический кабинет для неформальной беседы).
Для построения эффективного командного взаимодействия – тренинги по
сплочению педагогического коллектива, в том числе психолого-педагогические тренинги
совместно с педагогом-психологом, где используются релакс-паузы, упражнения-
активизаторы.
Для генерации новых идей, обобщения имеющихся способов решения проблемы,
анализа предложенных инноваций – «Мозговой штурм», педагогический ринг.
Для повышения уровня коммуникативной компетентности педагогов – игровые
формы «Дискуссия», «Аукцион».
Для активизации воспитателей на определенные действия хорошим стимулом
является смотр-конкурс. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов
демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск
новых
подходов
к
организации
воспитательно-образовательного
процесса,
совершенствования развивающего пространства.
Для
распространения
и
внедрения
эффективных
средств
и
методов,
способствующих получению высоких результатов в работе – «Банк инновационных
идей», который содержит обобщенный опыт работы педагогов ДОУ и педагогов ДОУ
района; публикации в профессиональных изданиях, в том числе электронных; размещение
материалов на сайте учреждения или собственном сайте.
Для реализации возможности развития ИКТ-компетентности педагога – технология
сетевого взаимодействия, позволяющая разрабатывать, апробировать и предлагать
профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания
образования.
В конечном итоге, использование интерактивных методов работы позволяет
старшему воспитателю организовать процесс взаимодействия таким образом, что
практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения.
В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить,
рассуждать,
решать
противоречивые
проблемы
на
основе
анализа
услышанной
информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения,
принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в
дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.
Таким
образом,
основными
особенностями
использования
интерактивного
методического обучения педагогов являются:
Вынужденная активность, суть которой в том, что педагог вынужден быть
активным независимо от того, желает он этого или нет.
Активность носит не кратковременный характер, не эпизодический – она
сопоставима со временем всей методической деятельности педагогов.
Постоянное взаимодействие педагогов в рамках внутридошкольной методической
работы с помощью прямых и обратных связей.
Широкое использование самостоятельной творческой деятельности педагогов при
повышенной степени их мотивации.
Следовательно, интерактивное обучение в процессе методической работы в ДОУ
является достаточно эффективным, так как даёт возможность совершенствования
профессиональных знаний, мастерства педагогов, оценивания и использования удачных и
продуктивных технологий обучения и воспитания детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и
методы / К. Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
2.
Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике:
Учебное электронное текстовое издание / Научный редактор: проф., д-р хим. наук,
Г. Д. Бухарова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. – 135 с.
3.
Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ (методические материалы) /
авт.-сост. Н. Б. Ромаева и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93 с.
4.
Устинов, И. Ю. Определения основных терминов дидактики высшей
военной школы / И. Ю. Устинов. – М.: Новая школа, 2010. – 320 с.