Напоминание

Программа методического сопровождения молодых специалистов «Школа молодого педагога»


Автор: Дидик Наталья Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 203"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа методического сопровождения молодых специалистов «Школа молодого педагога»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа методического сопровождения

молодых специалистов

«Школа молодого педагога»

Срок реализации программы - 2019 -2020 г.г.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Актуальность темы

1.3 Цели и задачи программы

1.4 Принципы

1.5 Направления работы

1.6 Ожидаемые результаты

1.7 Сроки реализации программы

2. Содержательный раздел

2.1 Основные формы работы ШМП

2.2 Реализация программы

2.3 План работы «Школы молодого педагога»

2.4 Система мониторинга за ходом реализации программы

Приложения

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Развитие

системы

дошкольного

образования

характеризуется

повышением

его

качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского

образования.

Перемены

в

разных

сферах

жизнедеятельности

современного

общества

повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей.

Перестройка

социально

экономической

жизни

России

повысила

требования

к

личностному

и

профессиональному

развитию

воспитателя,

еще

существеннее

стала

значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную сферу.

Период вхождения начинающего воспитателя в профессию отличается напряженностью,

важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот

период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель, как профессионал, останется ли

он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Профессиональная

педагогическая

деятельность,

по

мнению

современных

педагогов

исследователей

К.Ю.

Белой

и

М.С.

Гвоздевой

и

др.

имеет

характерные

особенности:

- не допускается скидок на недостаточную квалификацию;

-

высокие

требования

к

профессиональной

компетентности

со

стороны

образовательной сферы действуют с первого и до последнего дня работы;

- работа воспитателя требует мгновенной, профессионально точной реакции;

-

имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления

окончательных результатов педагогической деятельности.

В связи с этим нам необходимо уделять достаточное внимание начинающим

воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в

ДОУ.

Профессиональная

адаптация

начинающего

воспитателя

в

процессе

его

вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если будут выполнены следующие

условия успешной адаптации:

-

трудовая

мотивация,

педагогическая

направленность

являются

важными

факторами при поступлении воспитателя на работу;

- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с

процессом его личностного и профессионального развития.

-

максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной

подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя.

1.2 Актуальность темы

В состав педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 6» входят педагоги со

стажем работы более 15 лет – 7 человек, так и педагоги со стажем до 3 лет – 4 человека,

от 3 до 5 лет – 2 человека, от 5 до 15 дет – 1 человек.

Характеристика уровня образования:

Высшее образование имеют - 6 человек, средне специальное – 4 человека;

без образования – 4 человека.

Характеристика уровня квалификации педагогического коллектива.

С первой категорией – 7 человек,

Без категории – 7 человек.

Среди молодых педагогов – 1 воспитатель имеет высшее профессиональное

образование, 1 – имеет средне-специальное профессиональное образование, 3 молодых

воспитателя не имеют образования.

4 человека – испытывают затруднения в практическом применении знаний.

Таким

образом,

возникла

необходимость

в

адаптации

и

обучении

молодых

воспитателей в ДОУ. В ходе анкетирования педагогов, при планировании программы

«Школы молодого педагога» были выявлены следующие проблемы: молодой специалист

на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не

сформированы профессионально – значимые качества, неуверенность

в своих силах и

возможностях.

Как следствие, происходит не всегда оправданный отток

молодых

воспитателей,

не

нашедших

себя

в выбранной

профессии.

Поэтому необходим

дифференцированный подход при организации занятий в ШМП.

«Школа молодого педагога» рассчитана на 1 год.

Данный кадровый ресурс

является основным для обучения молодых педагогов. Впоследствии программа может

быть скорректирована, внесены изменения и дополнения.

1.3 Цели и задачи программы:

Цель:

Оказание

помощи

начинающим

воспитателям

в

профессиональной

адаптации, достижение успешного личностного и профессионального развития.

Задачи:

1.

Дать

основы

психолого–педагогических

знаний,

обучить

навыкам

самообразования.

2.

Предупреждать

типичные

ошибки

и

затруднения

в

организации

занятий

и

совместной деятельности воспитателей с детьми.

3.

Обеспечить

реализацию

потребностей

начинающих

педагогов

в

повышении

своей профессиональной квалификации, стимулировать развитие индивидуального стиля

творческой деятельности.

1.4 Принципы:

1. Принцип гуманизации педагогического процесса, соответствия

содержания программы современным требованиям дошкольного образования и

воспитания.

2. Принцип систематизации, научности, доступности изучаемого материала.

4. Принцип дифференцированного подхода к воспитателям с учетом уровня их

профессиональной подготовки.

1.5 Направления работы:

1.

Организация учебно – воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста на

основе психолого – педагогических знаний.

2.

Знакомство педагогов с методическими приемами, технологиями.

3.

Работа с детьми и родителями, овладение коммуникативной культурой.

4.

Знакомство

с

основами

делопроизводства

при

организации

учебно

воспитательного процесса.

1.6 Ожидаемые результаты:

1.

Психолого – педагогическая адаптация молодых педагогов, успешное

вхождение

их

в

новый

коллектив,

овладение

коммуникативной

культурой

в

общении

с

воспитателями, детьми, родителями.

2.

Овладение воспитателями методами и приемами сопровождения детей с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников.

3.

Овладение

приемами

для

создания

собственных

методических

разработок,

использование

современных

технических

средств

обучения.

Рост

профессиональной компетентности молодых педагогов.

Срок реализации программы – 1 год (2019-2020 гг.)

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Основные формы работы ШМП:

Анкетирование, тестирование.

Консультации, беседы

Методические рекомендации

Мини дискуссии

Дискуссии

Блиц - опросы

Семинары

Смотры-конкурсы

Практические консультации

Индивидуальные консультации

Взаимопосещения

Деловые игры

Круглые столы

Мастер – классы

2.2 Реализация программы

Этапы реализации

программы

Сроки

Содержание деятельности

1. Организационный

Сентябрь

1. Изучение имеющихся нормативно –

правовых актов.

2. Создание нормативно – правовой базы

программы.

3. Изучение передового опыта по

созданию ШМП.

4. Разработка плана работы по программе

5. Утверждение программы на

педагогическом совете.

2. Практический

Октябрь – Май

1. Создание банка данных педагогов.

2. Анкетирование, тестирование молодых

специалистов.

3. Организация наставничества

4. Организация работы ШМП

6. Повышение ИКТ компетентности

7. Участие в работе семинаров, мастер –

классов.

8. Курсы повышение квалификации

3. Итогово –

аналитический этап

Июнь -Июль

1. Обобщение и анализ итогов работы по

программе «Школы молодого педагога»

2.Мониторинг реализации программы.

3. Рекомендации по использованию

позитивных результатов в педагогической

практике.

2.3 План работы «Школы молодого педагога»

Тема

Содержание деятельности

Сентябрь

Индивидуальное собеседование с

Изучение стартовых возможностей и

заведующей ДОУ и старшим

потенциала воспитателя

Воспитателем

Практикум:

• Изучение нормативно-правовой

базы

• Организация учебно -

воспитательного процесса в ДОУ

• Ведение документации

дошкольного учреждения

Повторить содержание Программы

и нормативных документов,

знакомство с планом ведения

документации воспитателя на

группе

Практикум:

Закреплять умение педагогов

«Педагогическая диагностика.

проводить педагогическую

Заполнение карт индивидуального

диагностику и заполнять

развития детей»

нормативные карты развития.

Консультация:

Познакомить начинающего

«Планирование воспитательно-

воспитателя

образовательного процесса»

с видами планирования

(перспективно-тематическое,

календарное и пр.)

Октябрь

Консультация:

«Формы и методы, используемые

при организации режимных

моментов».

Систематизировать знания об

особенностях организации

режимных моментов с детьми

старшего дошкольного возраста

Консультация: «Планирование и

организация работы по

самообразованию»

Ориентировать воспитателя на

постоянное пополнение знаний,

овладение передовыми методами и

приемами в работе с детьми,

оформлении необходимых

документов

Практикум:

«Занимательный материал по

математике и его использование

при организации

регламентируемой и

индивидуальной деятельности с

детьми старшего дошкольного

возраста»

Познакомить со способами

организации деятельности с детьми,

с помощью занимательного

материала.

Выставка методической литературы

и д/игр по ФЭМП в методическом

кабинете

Консультация: «Организация

РППС в группе»

Оказать помощь начинающему

педагогу в вопросах организации

РППС в соответствии с ФГОС ДО

Ноябрь

Открытые занятия педагогов-

наставников

Просмотр открытого занятия с

последующим анализом и

самоанализом организованной

образовательной деятельности

Консультация

«Общение воспитателя с

родителями воспитанников»

Познакомить со стилями общения

воспитателя с родителями

воспитанников

Консультация с элементами тренинга

«Неконструктивные типы отношения

родителей к воспитанию ребенка в

ДОУ»

Познакомить с неконструктивными

типами отношений родителей к

воспитанию детей

Методические рекомендации и

требования по подготовке и

проведению родительского собрания

Формировать представление о

правильной организации и

проведения родительских собраний

Консультация:

«Формы работы с родителями».

Ориентировать воспитателя на

выбор

оптимальных форм работы с

семьями воспитанников.

Январь

Лекция - практикум: «Детское

экспериментирование.

Организация и проведение

экспериментов с дошкольниками.

Занимательные опыты и

эксперименты».

Расширять знания воспитателя о

развитии познавательного интереса

и познавательной активности детей

дошкольного возраста средствами

экспериментальной деятельности.

Памятка: «Центр

экспериментирования в группе

детского сада»

Формировать представление о

правильной организации

экспериментирования с детьми

Консультация: «Методы и приемы

ознакомления детей дошкольного

возраста с окружающим миром».

Систематизировать знания

педагогов о методах и приемах

ознакомления дошкольников с

окружающим миром

Февраль

Лекция - практикум: «Детское

экспериментирование.

Организация и проведение

экспериментов с дошкольниками.

Занимательные опыты и

эксперименты».

Расширять знания воспитателя о

развитии познавательного интереса

и познавательной активности детей

дошкольного возраста средствами

экспериментальной деятельности.

Памятка: «Центр

экспериментирования в группе

детского сада»

Формировать представление о

правильной организации

экспериментирования с детьми

Март

Консультация:

«Интегрированный подход в

воспитании детей дошкольного

возраста» Обсуждение педагогических

ситуаций, выводы.

Раскрыть сущность

интегрированного подхода для

достижения наилучших результатов

развития детей

Практикум: «Виды НОД; Этапы НОД»

Особенности составления

конспектов для детей разного

дошкольного возраста

Мастер – класс: «Удивительный

мир бумаги».

Расширять представления о

техниках работы с бумагой

Выставка: метод. литературы по

теме, пополнение папки «Техники

бумагопластики»

Расширять представления о

техниках работы с бумагой

Консультация: «Современные

инновационные технологии в

системе дошкольного образования.

Проектная технология»

Создание условий, раскрывающих

творческий и интеллектуальный

потенциал дошкольников,

ориентированных на диалогическое

взаимодействие детей, родителей и

воспитателей, способствующих

самопознанию и саморазвитию всех

участников педагогического

процесса

Апрель

Консультация: «Развитие

личности в трудовой деятельности»

(виды труда и их освоение детьми;

оборудование; руководство трудом).

Воспитание трудолюбия в процессе

формирования личности.

Формирование нравственных

ориентиров, трудолюбия, осознания

полезности труда

Методические рекомендации:

«Организация трудовой деятельности»

Содействовать воспитателю в

помощи ребенку освоить

элементарную трудовую

деятельность

Май

Рефлексия работы «Школы

молодого педагога».

Презентация: «Учиться, всегда

пригодиться!»

Подведение итогов работы Школы.

Анкетирование по определению

перспектив на следующий

учебный год.

Определение перспектив на

следующий учебный год

2.4 Система мониторинга за ходом реализации программы

Задачи

Критерии

Методы

Формы

предоставления

результатов

Сроки

Ответственн

ые

1. Дать основы

психолого –

педагогических

знаний, обучить

навыкам

самообразовани

я.

1. Психолого –

педагогическая

адаптация

молодых

воспитателей.

2. Работа по

теме

самообразования

.

1.Анкетирован

ие,

тестирование,

наблюдение

пед. процесса.

2.

Консультация

по ведению

документации

по теме.

1.

Аналитическая

справка по

работе ШМП.

Психолого –

педагогические

консультации,

рекомендации

2. Тетрадь по

самообразовани

ю

1 раз в

год

1 раз в

год

Старший

воспитатель,

молодые

воспитатели,

специалисты

2.

Предупреждать

типичные

ошибки и

затруднения в

организации

занятий и

совместной

деятельности

воспитателей с

детьми

1. Знакомство

воспитателей с

методикой

проведения

занятий.

2. С методами и

приемами

организации

совместной

деятельности

воспитателя и

детей.

3. Овладение

коммуникативно

й культурой.

1.

Рекомендации,

анализ занятий,

наблюдение

педагогическог

о процесса

2. Посещение

совместной

деятельности у

воспитателей –

стажистов

3.

Педагогически

е ситуации,

тренинги,

показ

презентаций.

1. Конспекты

занятий,

практические

отчѐты,

методические

рекомендации,

карты анализа

занятий.

2. Сетка

совместной

деятельности

3. Тетрадь

наблюдения за

педагогическим

процессом.

В

течение

года

Начало

года

В

течение

года

Старший

воспитатель,

молодые

воспитатели,

специалисты

Наставники и

педагоги

Старший

воспитатель

3. Обеспечить

реализацию

потребностей

начинающих

воспитателей в

повышении

своей

профессиональн

ой

квалификации,

развитие

индивидуальног

о

стиля

творческой

деятельности.

Умелая

организация

учебно –

воспитательного

процесса.

Оформление

документации,

изучение основ

делопроизводств

а.

Постоянный

творческий

поиск, повышать

свою

компетентность

на курсах

повышения

квалификации.

Деловые игры,

презентации,

изготовление

игр и пособий

для занятий с

детьми.

Проведение

занятий,

собраний.

Участие в

работе

семинаров.

Связь со ШМП

при ИКТ,

изучение опыта

воспитателей.

Экран

педагогической

активности

воспитателей.

Тетрадь по

оперативному и

сравнительному

контролю.

Отчет о работе

детского сада

2 раза в

год

В

течение

года

В

течение

года

1 раз в

год.

Старший

воспитатель,

молодые

педагоги

Старший

воспитатель

Старший

воспитатель

Приложение 1

Анкета молодого специалиста

1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше

всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим

коллективом? 5.Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6.

Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7.

Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы

Вы воспитателем?

8.

Что Вас привлекает в работе коллектива:

Новизна деятельности

Условия работы

Возможность экспериментирования

Пример и влияние коллег и руководителя

Организация труда

Доверие

Приложение 2

Диагностика проблем воспитателя

1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?

Познавательное развитие

Занятия эстетического цикла

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

Материальные условия

Большое количество детей в группе

Недостаточная методическая помощь со стороны руководства

Недостаток педагогического опыта

Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми,

руководством?

Да

Нет

Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации

познавательной деятельности дошкольников?

На занятиях

В игровой деятельности

В труде

В художественной деятельности

5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас

сформированы гностические умения:

Умения изучать и развивать способности своих воспитанников

Умение диагностировать волевое развитие ребенка

Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка

Знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение

его изучать

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее

время?

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

В методических консультациях по отдельным разделам

Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

В знакомстве с передовым педагогическим опытом

Приложение 3

Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что

совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не

останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на

работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам

многократно увеличенным.

Помните:

"Терпение — дар Неба".

Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми

мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми понятным детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную

атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.

Приложение 4

Памятка "Как подготовиться к докладу, выступлению"

I. Этап – подготовка доклада.

1.

Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с

учетом интересов и запросов слушателей

2.

Формулировка основных вопросов доклада

3. Составление развернутого плана

выступления 4.Просмотр и чтение специальной

литературы

5. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе

изложения

6. Распределение материала по вопросам

II.

Этап – работа с подготовленными материалами

1.

Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении

нужно сделать акцент

2.

Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа

выступления (пробное чтение)

3.

"Свертывание" полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты

на карточках)

III. Этап – подготовка к выступлению.



В раздел образования




Яндекс.Метрика