Автор: Хансолтанова Вагидат Байсолтановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МАДОУ "ДС Загадка" "ДС Дети Арктики"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются
осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате
практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка
Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы
как и почему.
Цель:
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
является развитие свободной творческой личности ребенка.
Экспериментальной деятельности направленна на реализацию следующих
задач
Задачи:
Формировать способность видеть многообразие мира
-Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
-Развивать речь
_Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности,
поддерживать у детей инициативу, самостоятельность
Гипотеза:
Если для развития познавательно исследовательских способностей детей
дошкольников использовать опыт-экперимент, то формирование этих
способностей произойдет быстрее и эффективнее.
В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех
основных направлениях: специально организованное обучение, совместная
деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка
Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном
возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически
единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под
наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и
безопасность ребенка
Для занятий опытно-экспериментальной деятельности в группе должен быть
«Уголок экспериментирования»
В уголке должны быть разнообразные материалы и инструменты для опытов-
природный материал: камни, срезы и листья деревьев, мох, семена, почва
разных видов и тому подобное
-бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева,
пробки и тому подобное;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому
подобное
-красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому
подобное
-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,
деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
-другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому
подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло,
песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники,
резиновые перчатки, тряпки
Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети
становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию.
Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше
усваивает и запоминает.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал
Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное
представление о различных сторонах изучаемого объекта о его
взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания Детское
экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности -
наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время
как пополнение знаний способствует развитию речи).
Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода
познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально
эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит
вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально
подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут
расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его
чем то таким, с чем бы он возможно не столкнулся в быту.
Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из
вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается
возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке
взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а
также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-
ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со
взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада,
проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к
экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а
первые три года – практически единственным способом познания мира. Л. С.
Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование
уходит в манипулирование предметами».
Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности .
Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника,
возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность,
упорядочить свои представления о мире.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это
огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь
детям в проведении этих исследований, сделать их показными.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я
активно использую - опыты. Их провожу как во время организованной
деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у
детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи
между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям
возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали
обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой
популярностью.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью,
резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить
фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится,
почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из
мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка
сыпучесть.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из
бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём,
что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с
воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании,
опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не
размокает.
Так же дети с удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы:
песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для
того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с
помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в
пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг
нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение
опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной
поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности
вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время
в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети
подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной
самостоятельносной и совместной деятельности.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное
ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе
партнерства дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы
и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление
и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий
которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей
деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к
исследованию открытиям со временем не угас.
В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное
ребята всё стараются проделывать сами.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к
предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В
каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети
подводятся к суждениям, умозаключениям.
Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети
становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и
активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и
последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов
подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше
учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое
соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети
познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут
отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую
моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих
силах.
Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в
реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые
кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение
памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения,
классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной
деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает
посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение,
самостоятельно.
Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого
анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает
благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его
человеческих, социальных чувств.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай
попробовать и я пойму!»
Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов
действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это
делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте
посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и
того же объекта и находить не только разницу, но и сходство;
самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и
распределяют обязанности между собой, сами делают выводы.
Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к
самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие
игры направлены на формирование у детей умение вычленять существенные
признаки материалов, понимать причинно - следственные связи между
материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с
дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов
действий, проявлению творчества.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде
той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими
новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-
исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не
только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то
причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера
наблюдений
-случайные подготовки не требует
-запланированные-начинаются с выбора обьекта, постановки задач
Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные
решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент,
решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто
работает медленно, нужно помочь, дать время.
После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в
порядок рабочее место.
В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди
научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком
умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой такой
школы не прошел»
Литература:
Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./
Управление ДОУ, N 4, 2004
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.
ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду
пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения,
советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное
воспитание. N 1, 2005