Напоминание

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ


Автор: Хансолтанова Вагидат Байсолтановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МАДОУ "ДС Загадка" "ДС Дети Арктики"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное

стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые

сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются

осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате

практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы

как и почему.

Цель:

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду

является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направленна на реализацию следующих

задач

Задачи:

Формировать способность видеть многообразие мира

-Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

-Развивать речь

_Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности,

поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Гипотеза:

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей

дошкольников использовать опыт-экперимент, то формирование этих

способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех

основных направлениях: специально организованное обучение, совместная

деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном

возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически

единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под

наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и

безопасность ребенка

Для занятий опытно-экспериментальной деятельности в группе должен быть

«Уголок экспериментирования»

В уголке должны быть разнообразные материалы и инструменты для опытов-

природный материал: камни, срезы и листья деревьев, мох, семена, почва

разных видов и тому подобное

-бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева,

пробки и тому подобное;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и тому

подобное

-красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому

подобное

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,

деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

-другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому

подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло,

песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники,

резиновые перчатки, тряпки

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети

становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию.

Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше

усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал

Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное

представление о различных сторонах изучаемого объекта о его

взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания Детское

экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности -

наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время

как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода

познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально

эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит

вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально

подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут

расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его

чем то таким, с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из

вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается

возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке

взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а

также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-

ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со

взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада,

проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к

экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще

наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и

экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а

первые три года – практически единственным способом познания мира. Л. С.

Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование

уходит в манипулирование предметами».

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности .

Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника,

возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность,

упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это

огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь

детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я

активно использую - опыты. Их провожу как во время организованной

деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у

детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи

между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям

возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали

обильную пищу детскому любопытству и пользуются большой

популярностью.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью,

резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить

фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится,

почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из

мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка

сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из

бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём,

что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с

воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании,

опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не

размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы:

песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для

того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с

помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в

пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг

нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение

опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной

поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности

вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время

в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети

подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной

самостоятельносной и совместной деятельности.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное

ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе

партнерства дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы

и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление

и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий

которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей

деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к

исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное

ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к

предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В

каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети

подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети

становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и

активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и

последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов

подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше

учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое

соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети

познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут

отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую

моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих

силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в

реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые

кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение

памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как

постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения,

классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной

деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает

посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение,

самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого

анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает

благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его

человеческих, социальных чувств.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай

попробовать и я пойму!»

Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов

действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это

делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте

посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и

того же объекта и находить не только разницу, но и сходство;

самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и

распределяют обязанности между собой, сами делают выводы.

Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к

самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие

игры направлены на формирование у детей умение вычленять существенные

признаки материалов, понимать причинно - следственные связи между

материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с

дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов

действий, проявлению творчества.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде

той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими

новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-

исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не

только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то

причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера

наблюдений

-случайные подготовки не требует

-запланированные-начинаются с выбора обьекта, постановки задач

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные

решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент,

решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто

работает медленно, нужно помочь, дать время.

После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в

порядок рабочее место.

В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди

научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком

умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой такой

школы не прошел»

Литература:

Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./

Управление ДОУ, N 4, 2004

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.

ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду

пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения,

советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное

воспитание. N 1, 2005



В раздел образования




Яндекс.Метрика