Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: сценарий
Тема: "Девочка из города" - сценарий к 9 мая по произведению Л.Воронковой
Раздел: начальное образование
День Победы в России является важнейшим Государственным праздником,
поистине народным. В предложенном сценарии ко Дню Победы перелистали
страницы повести Л.Воронковой «Девочка из города». Эта театральная
постановка направлена на создание особой эмоциональной атмосферы, в
которой формируется чувство гордости за свою Родину, сохраняется память
о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне, рассказывается о
трудной доле женщин и детей в годы войны, открывается истинная правда о
той жестокой войне. Данный сценарий про отношения родителей и детей,
взгляда на принятие "чужого" (это грубое, но распространенное мнение)
ребенка в семью. Юным зрителям постановка поможет понять трагедию
войны и потерю семьи, любви к ближнему (не только кровному), ценности
родительской любви.
Данная разработка позволяет организаторам постановки самостоятельно
подбирать музыкальный репертуар, стихи, раскрывая творческий потенциал
обучающихся.
Инсценировка повести Любови Воронковой «Девочка из города»
(постановка к 9 мая)
На фоне музыки и видео звучат слова:
Учитель 1. На нашу страну война обрушилась всей тяжестью боли,
слез, мучений… Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей.
Она бесцеремонно вторглась в их детство.
Учитель 2.Так уж случилось, что наша память и представления о войне
– в основном мужские, но нельзя забывать о бессмертном подвиге женщин,
которые
«В годы войны не стояли в сторонке,
Горя хлебнули на бабьем веку…
Рыли окопы и земли копали,
Хлеб выпекали, лечили солдат,
Сено косили, железо ковали,
Строили школы, растили рябят».
И очень часто принимали в свою семью чужих осиротевших детей и
воспитывали их на ровне со своими.
Учитель 3. Фронт был далеко от села Нечаево. Нечаевские колхозники
не слышали грохот орудий, не видели, как бьются в небе самолеты, и как
полыхают по ночам пожары там, где враг проходит по русской земле. Но
оттуда, где был фронт, шли через село Нечаево беженцы.
Учитель 4. Они тащили салазки с узелками, горбились под тяжестью
сумок и мешков. Цепляясь за платье матерей, шли и вязли в снегу
ребятишки. Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли
дальше.
Учитель 1.Однажды в сумерки, когда тень от старой берёзы протянулась
до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались.
(Изба. Мать штопает бельё, дочери делают уроки, Романок играет на
лавке. Таиска бежит и смотрит в воображаемое окно)
Таиска: Две тётеньки! Одна молодая, в шарфе! А другая совсем старушка, с
палочкой! И ещё… глядите – девчонка!
(Груша подходит (привычно легонько отталкивает Таиску, Таиска не
уходит):
Груша: Старшим надо уступать. (Таиска вздохнув отошла) И правда
девчонка. В синем капоре…
Мать: Так идите же откройте. Чего ждёте-то?
Груша (Таиске): Ступай, что же ты! Всё старшие должны?
Таиска открывает дверь. Беженцы стоят ждут.
Таиска: Здравствуйте, тетеньки! Проходите в горницу. Только обувь
снимайте.
Мать: Да не снимайте, не снимайте. Ничего (Таиске грозит пальцем).
Умаялись, небось. Милости просим. Зайдите, погрейтесь. Таиска, Груша,
поставьте лавочку поближе к печке. (те приносят лавку, прикрытую
половичком).
Мать ухаживает за девочкой. Снимает с нее капор
Мать: Садись сюда. Давай снимем капорок и посушим. И вы снимайте. Снег
на улице. Посушим на печке. (Отдает распоряжения детям) Таиска,
кликни-ка Романка. А ты, Груня, на стол собери.
(опять путницам) Издалека, видно идете?
Беженка 1 :- Уж месяц идём. Дороги бомбят. Так по лесу приходится идти.
Сейчас свои – полегче.
Мать: Что-то писем давно нет от мужа моего.
Беженка 2: Тоже на фронте муж-то ваш?
Мать: На фронте, да.
Беженка 2:- Не переживайте, еще будут письма.
Мать: - Почта-то как ходит плохо нынче.
Беженка 1: - Что там слыхать-то?
Мать:- Трудно, трудно, слыхать. Наши-то, конечно, победят. Не можем мы
не победить, только трудно.
Груша и Таиска разглядывали девочку. Выходят на авансцену и начинают ее
обсуждать.
Таиска: Гляди-ка, в ботиках!
Груша: А чулок рваный!
Таиска: Гляди-ка сумочка какая у нее.
Груша: Ага. Как вцепилась в нее, даже пальцы не разжимает.
Таиска: Чего у ней там?
Груша: А ты спроси!
Таиска: А ты сама спроси.
Мать: Ох, да и горемыки же! (потчует девочку – Кушай-кушай!) И самим
нелегко, и ребёнок мается… Это дочка ваша?
Женщина-беженка 1: Нет, чужая.
Старушка-беженка 2: На одной улице жили.
Мать. Чужая? А где же родные-то твои, девочка?
Девочка мрачно поглядела на неё и ничего не ответила.
Женщина-беженка 1: У неё никого нет, вся семья погибла: отец – на
фронте, а мать и братишку – бомбой убило.
Мать. (в ужасе) Убиты…(подошла к девочке). Как тебя зовут, дочка?
Девочка (безучастно): Валя.
Мать: (Мать подходит к авансцене. ) Валя… Валентина… . Валентинка…
Беженки встают: Спасибо за хлеб за соль. Пойдем мы.
Мать: Оставайтесь-ка вы ночевать сегодня. На дворе уже поздно, да и
позёмка пошла – ишь как заметает! А утречком отправитесь. Вот здесь я вам
постель постелю. (Уходят за кулисы)
В этом время выбегают девочки убирать посуду. Выходит мать с лампой
керосиновой и ботиками.
Мать: Сиротинка ты бедная! Только глаза на свет открыла, а уж сколько
горя на тебя навалилось! На такую-то маленькую!..
Обстукивает ноги. Заходит Дед.
Мать: Отец! (Показывает на ботики.) Давай возьмем девочку, отец. Уж
очень ее жалко!
Дед : (задумчиво поглядел на мать. Пошел посмотрел за кулисы ) Взять
девочку?.. Ладно ли будет? Мы деревенские, а она из города.
Мать подходит к столу, садится с другой стороны лавки. Подумала.)
Мать: А не всё ли равно, отец? И в городе люди, и в деревне люди. Ведь она
сиротинка! Нашей Таиске подружка будет. На будущую зиму вместе в школу
пойдут…
Дед: Ну что же… Гляди. Тебе виднее. Давай хоть и возьмём. Только
смотри, сама потом не заплачь с нею!
Мать: Э!.. Авось да не заплачу. Было трое ребят – ну, будет четверо. Авось
проживём!
Мать выходит на авансцену.
Мать: Вот у меня и ещё одна дочка. Дочка Валентинка… Ну что же, будем
жить.
Звучит музыка. «Дети войны» Чтение учениками стихотворения:
Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,
Вам колыбельные петь матерям не пришлось,
Вы не носили красивых и пышных нарядов.
Пулей свинцовою детство от вас унеслось.
Дети войны провожали отцов молчаливо,
Всё понимая — пришел расставания час.
От матерей своих прятали слезы стыдливо,
Не поднимая печально опущенных глаз.
Дети войны на заводах отцов заменили
«Все для победы! Для фронта!» — был лозунг один.
Жили в цехах, за станками и ели, и пили,
Ночи не спали, но верили — мы победим!
Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах
Дети полков. Партизанских отрядов сыны…
Родине отдали жизнь до последнего вздоха —
Как вам хотелось дожить до конца той войны!
Дети войны — те девчушки, мальчишки — ребята!
Трудно сказать, да и было ли детство у вас?
Вместо домов вам достались сожженные хаты,
А в узелке — лишь сухарик один про запас.
Дети войны, как детьми вы остаться сумели,
Хоть повидали так много и горя, и зла.
Ваши сердца от жестокости не очерствели,
В клубах пожарищ душа оставалась светла.
А вам хотелось бегать и смеяться,
В небесной сини голубей гонять,
Но с детством рано довелось расстаться,
За день пришлось на годы старше стать.
Выходит Валентинка, садится на край сцены. Выходят дети Дарьи
Шалихиной. И все садятся на лавку.
Музыка звучит тише.
Автор 1. Так появился в селе Нечаеве новый человек.
Дети на кромке кричат петухами и разбегаются – кто за сцену, кто на
сцену. Мать как бы очнулась.
Мать. Груня, в школу пора. Вон петухи уже поют.
Дед. Ну вот, и мне пора на работу. Агрофена, погодь, вместе
пойдем. Уходят.
Романок (рассказывает): Таиска позвала Валентинку в горницу и вытащила
из-под кровати ящик. Там лежали её куклы, все растрёпанные, раздетые, с
облупленными носами. Но у Валентинки, когда она увидела их, даже
румянец проступил на щеках. Как давно уже не играла она в куклы! Таиска
схватила одну куклу за ногу, показала.
Таиска: – Это Верка! (Другую подняла за косу)
– Это Клашка! (Потом снова пошвыряла в ящик)
– Ну их! Пойду на улицу!
Таиска убегает и кричит на ходу.
Таиска: Мамка, я пойду на улицу?
Романок: Мам, я тоже.
Таиска: Нет, ты дома сиди.
Романок: Мам, я с Таиской на улицу хочу. А она меня не берет.
Мать: Таиска, возьми Романка.
Автор 1: Таиска убежала гулять. Романок увязался за ней. Мать села чинить
бельё: завтра суббота, надо всей семье баню устраивать, надо чистые
рубашки приготовить.
Автор 2: А Валентинка подсела к ящику. И тотчас куклы ожили и
заговорили с ней.
Валентинка: – Где вы были? Почему вы такие растрёпанные? Почему вы
голые?
– Это мы от немцев бежали. Мы всё бежали, бежали – по снегу, через
лес…
– Ну ладно, ладно! Не будем про это говорить… Сейчас надо сшить вам
платья. Посидите немножко.
Выходит Валентинка и подходит к матери.
Валентинка: Пожалуйста… дайте мне иголку и ножницы.
Мать усмехнулась, подала ей иголку и ножницы. Девочка поспешно
отошла.
Валентинка: Какое красивое жёлтое платье получается для Веры! Какое
нарядное!
Таиска (на улице, т.е. из зала): А хотите я вам девчонку из города покажу.
Пошли всей ватагой. Стучат ногами – обстукивают снег. Зашли,
здороваются.
Мать: Что это? Никак, всей деревней явились?
Таиска. Явились!
Мать: Вот хорошо-то! Не видали тут вас с вашим озорством!
Таиска. Да мы, мамка, не будем озоровать. Вот только Валентинку
ребятишки посмотрят, и всё. Ведь хочется же им посмотреть!
Ребятишки окружили Валентинку.
Таиска (хвастает): Она городская! Всегда в городе жила! Там дома знаешь
какие? Избу на избу поставь, и то мало!
Алёнка подсела к Валентинке: У тебя куклы были?
Валентинка: Были. У одной глаза закрывались.
Алёнка: – А ещё чего было?
Валентинка: Посуда.
Варя: А мы посуду из глины делаем. Всё: и чашки и чайники…
Таиска : У! Ты погляди только, какая у нас посуда! Только у меня побилась
вся, вся до крошечки! Вот у Вари…
Аленка: А у меня плохая скажешь?
Ксюша: А у меня?
Аленка. У меня даже с цветочками!
Ксюша: А помните, как мы ходили в овраг за глиной?
Дуня : Ага! В этом овраге даже пещерки сделались!
Дима. Да, помните, как мочили эту глину, как мяли, как лепили из неё
куклам посуду, а потом сушили на солнце.
Ксюша: И тарелочки делали, и чугунки, и кринки!
Вова: А Славка Вихрев даже самовар сделал. И печку из глины слепил.
Полина. И даже топили её прямо по-настоящему, настоящими дровами: и
огонь горел, и дым в трубу шёл!..
Таиска: Но нам бы не догадаться это сделать, если бы не Груша.
Дуня: Груша тогда в школу пошла, и там учительница им показала, как из
глины грибы лепить.
Таиска. Груша принесла глиняный гриб домой и показала мне.
Романок: Вот Таиске в голову и пришло: «Если можно гриб слепить, то,
может, и ещё что-нибудь можно?»
Таиска. А Груша говорит: «Больше ничего нельзя. Раз учительница показала
гриб, значит, и можно только гриб».
Аленка. И вот мы пошли в овраг да и начали всё лепить!
Валентинка. А меня возьмёте посуду делать?
Все: Возьмем, конечно.
Валентинка. А я сумею?
Таиска: Сумеешь. Романок и то чего-то слепил: не то санки, не то гуся.
Романок. И вовсе танк! Не разглядит ничего, а тоже!..
Валентинка: А где этот овраг?
Вова: А вот, за усадьбами. Только сейчас там сугробы!
Алёнка: Весной пойдём, когда растает.
Романок. А я знаю, где одна птичка живёт! В малиннике. Как лето, так и
опять там живёт. Гнёздышко и сейчас там висит…
Валентинка: Птичка? И каждый год прилетает? В своё гнёздышко? Какая
она – серенькая?
Романок. Как зола. А грудка синенькая…
Валентинка: Это варакушка.
Таиска. А ты почём знаешь? Видела разве?
Валентинка : Живую не видела, а в книге видела. Такая маленькая, серая, с
голубой грудкой… Ты мне её покажешь, Романок?
Варя. А в этой книге и другие птицы были?
Валентинка. Да. Там все птицы были, какие только есть на свете. Все
нарисованы. Мама читала мне про них, а я глядела картинки. Там и колибри
есть.
Ксюша. Какие колибри?
Валентинка. Такие. Маленькая птичка, с напёрсток. И вся будто
драгоценными камнями усыпана, так и блестит!
Дуня. Такие не бывают.
Таиска. А вот и бывают! Мало ли какие бывают! И не такие ещё – с
горошину бывают!.. Правда, Валентинка?
Варя. А где эта книга? Ты её не принесла с собой?
Валентинка : Нет.
Варя. Эх ты, завязала бы в узелок и понесла!
Валентинка: Я не знала…
Варя. Что не знала?
Валентинка: Я не знала, что всё так будет…
Таиска быстро оглянулась на мать и прошептала:
Таиска: А как всё было-то? Немцы твоих родных убили, да?
Валентинка: Да.
Таиска: И мамку твою, да?
Валентинка: Да.
Все – замерли. ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА
Автор 2 . Валентинка перестала улыбаться. Она тихо и безучастно положила
в ящик куклу в жёлтом платье…
Ей сразу вспомнился страшный день, последний её день в городе… Город
бомбят. Их дом стоит, окутанный дымом и пылью. Вместо окон тёмные
дыры. На ступеньки выбегает мама с маленьким Толей на руках. Валентинка
видит её как живую. Вот она – в синем платье, с чёрной развевающейся
прядкой волос. Она испуганно кричит: «Валя! Валечка!..» Вдруг – удар.
Бомба…
Автор 1: Валентинка опомнилась среди каких-то разбитых брёвен – видно,
её отбросило волной – и отсюда увидела чёрную яму, груды обломков и
клочья синего платья под рухнувшими кирпичами… Она царапала эти
кирпичи, раскидывала их, кричала, звала маму. Мама не откликнулась.
Чужие женщины оттащили её от развалин и насильно увели куда-то. И потом
дорога, деревни, снега, лес… И всё время мороз…
Мать. Вы чего там затихли? Что случилось?
Мать подходит к Валентинке и поворачивает к себе ее лицо.
Мать. Об чём разговор был, ну? Вы что ей сказали?
Варя. Мы ничего… Мы только про книжку…
Романок. А про немцев даже и не говорили. Таиска только спросила:
правда, что её мамку фашисты убили?
Мать. Бессовестная! Жалости у тебя нету! Сердца у тебя нету! Или у тебя
вместо головы пустой котелок на плечах?!
Мать полотенцем шлёпает Таиску. Таиска заревела, а ребятишки, видя
такую грозу, потихоньку пятятся со сцены..
Мать (садится на авансцену). Иди сюда, дочка! Иди посиди со мной,
послушай, что я расскажу тебе.
Мать рассказывает сказку по Крошечку-Хаврошечку.
Автор 2: Валентинка не слышала её. Мама стояла у неё в глазах, стояла
такая, какой она видела её в последний момент, испуганная, с развевающейся
прядкой. И Толя, обхвативший её шею обеими руками…
Автор 1: «Мама! Мамочка! Мамочка!..» – повторяла про себя Валентинка,
обращаясь не к этой живой, а к той, умершей. И вдруг посреди весёлой
сказки она уткнулась в серый фартук женщины и громко заплакала. Мать не
утешала Валентинку. Она только гладила её тёмные волосы.
Мать. Поплачь, поплачь, дочка! Поплачешь – сердце отойдёт…
Таиска (с удивлением смотрела на Валентинку). Что это? Я ревела – так ведь
меня нашлёпали. А Валентинка чего ревёт? Ведь ей же сказку рассказывали!
Романок: Большая, а плачет… Я, когда был большой, никогда не плакал!
Мать( прошептала и улыбнулась сквозь слёзы) Дурачок!
Мать обнимает Романка. И между ними протискивается Таиска.
Смена картины.
Автор2: Во время войны особенно ждали писем. Письма военных лет. Они
хранят память о тех днях. В них было всё: короткие, скупые рассказы о
войне, стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового
фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким. В них была
заключена на тот момент — жизнь!
Ученик:
Те письма в треугольничках солдатских...
Они для нас до сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рёв,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожжённых городов...
О, письма фронтовые грозных лет -
Беценней документов в мире нет!
Автор 1: Фронтовые письма... Нет у этих писем ни конвертов, ни марок,
сложены они в виде треугольника. На одной стороне бумажного
треугольника — домашний адрес, на другой — печать солдатской почты.
Если развернуть треугольник, то получится тетрадный лист. Вся страница
исписана химическим карандашом. Исписана торопливо, кое-как, ведь
письма писали в перерывах между боями. В любую минуту фашисты могли
атаковать, и надо было спешить закончить письмо, отправить семье. Там,
дома фронтовую весточку ждали. Как самую великую радость.
Автор 2: В семье Шалихиных очень ждали весточки от отца!
Входит почтальон. Достает из сумки треугольник для матери. Подходит
к деду. Вручает письмо. Дед берет письмо и идет к матери. Разворачивает
и молчит.
Мать. Ну что это ты, отец! Читай же скорее!
Валентинка отошла. Дед читал письмо с фронта:
Дед: Я жив и здоров, бьём мы фашистов из тяжёлых орудий, а фашисты, как
крысы, забились под дома, в подвалы, и нелегко выбивать их оттуда,
проклятых.
Был я в большом бою и выгнали мы врагов из нескольких населённых
пунктов.
Всё ли благополучно в доме, здоровы ли ребятишки, как учится Груш?…
( Груша подняла голову и гордо поглядела на Таиску и Романка. Вот как:
отец про меня отдельно спрашивает!)
Как Таиска, шибко ли озорует?
(Таиска даже подпрыгнула. И про меня отец тоже пишет!)
Как наш Романок, наш будущий боец? Подрастает он или всё ещё такой же
карапуз, из-под стола не видать?
Романок: И про меня! И про меня тоже! (Романок на палочке – лошадке
проскакал вокруг всех).
(Мать, не спуская глаз, глядела на деда и, казалось, ждала ещё чего-то в
письме, очень важного, очень нужного…)
Дед: Дорогая моя жена Даша, ты писала мне, что взяла в дом сиротку
Валентинку…
(Мать берет у деда письмо).
Мать: Дай-ка, мне… «…Должен тебе сказать, что ты, Даша, у меня умница
и хороший человек. Не слушай, что говорят некоторые люди. Пускай сиротка
найдёт в нашем доме свой родной дом, пускай она в нашей семье найдёт
свою родную семью. Прикажи ребятишкам, чтоб они её не обижали. Пусть
живёт и растёт на здоровье!»
(Романок подбежал к Валентинке и весело дёрнул её за плать)
Романок. Слышала? И про тебя тоже!
Валентинка. Слышала!
Груша (неожиданн)о: Мамка, может, надо и Валентинке чулки связать?
Мать. Вот и хорошо!
ВСЕ ОБНЯЛИСЬ. МУЗЫКА.
Дед. Мне надо в лес за новой оглоблей. Ребятишки, кто со мной?
Шалихины: Мы с тобой. (Спрашивают в зал). Ребятишки, кто с нами в лес?
Из зала: Мы. (Выбегают все, кто играл детей. Ходят по лесу, ищут
сморчков, шишечек еловых)
Валентинка. Дедушка, что это? Смотри, на одной веточке разные цветы?
Дед. Это медуница. А что разные цветы, так что же: те, что лиловые,
постарше, а те, что розовые. Помоложе…
Валентинка. Подснежники! Настоящие, живые! И их можно рвать. Ведь
их никто не сажал и не сеял. Можно нарвать сколько хочешь, хоть целую
охапку, целый сноп, хоть все до одного собрать и унести домой! Но… оборву
я всю голубизну, и станет прогалинка пустой, измятой и тёмной. Нет, пусть
цветут! Они здесь, в лесу, гораздо красивее. Только немножко, небольшой
букетик я возьму отсюда. Это будет совсем незаметно! (Выходит вперёд)
Смотрите, наша мама пашет. (Валентинка подбегает к матери)– Это я тебе
принесла… мама…Обнимаются.
Ученики:
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!
У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы
С бойни той немыслимой вернулись.
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.
Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах
Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую.
Каждый на своем посту стоял.
Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!