Напоминание

"Девочка из города" - сценарий к 9 мая по произведению Л.Воронковой


Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: сценарий
Тема: "Девочка из города" - сценарий к 9 мая по произведению Л.Воронковой
Раздел: начальное образование





Назад




День Победы в России является важнейшим Государственным праздником,

поистине народным. В предложенном сценарии ко Дню Победы перелистали

страницы повести Л.Воронковой «Девочка из города». Эта театральная

постановка направлена на создание особой эмоциональной атмосферы, в

которой формируется чувство гордости за свою Родину, сохраняется память

о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне, рассказывается о

трудной доле женщин и детей в годы войны, открывается истинная правда о

той жестокой войне. Данный сценарий про отношения родителей и детей,

взгляда на принятие "чужого" (это грубое, но распространенное мнение)

ребенка в семью. Юным зрителям постановка поможет понять трагедию

войны и потерю семьи, любви к ближнему (не только кровному), ценности

родительской любви.

Данная разработка позволяет организаторам постановки самостоятельно

подбирать музыкальный репертуар, стихи, раскрывая творческий потенциал

обучающихся.

Инсценировка повести Любови Воронковой «Девочка из города»

(постановка к 9 мая)

На фоне музыки и видео звучат слова:

Учитель 1. На нашу страну война обрушилась всей тяжестью боли,

слез, мучений… Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей.

Она бесцеремонно вторглась в их детство.

Учитель 2.Так уж случилось, что наша память и представления о войне

– в основном мужские, но нельзя забывать о бессмертном подвиге женщин,

которые

«В годы войны не стояли в сторонке,

Горя хлебнули на бабьем веку…

Рыли окопы и земли копали,

Хлеб выпекали, лечили солдат,

Сено косили, железо ковали,

Строили школы, растили рябят».

И очень часто принимали в свою семью чужих осиротевших детей и

воспитывали их на ровне со своими.

Учитель 3. Фронт был далеко от села Нечаево. Нечаевские колхозники

не слышали грохот орудий, не видели, как бьются в небе самолеты, и как

полыхают по ночам пожары там, где враг проходит по русской земле. Но

оттуда, где был фронт, шли через село Нечаево беженцы.

Учитель 4. Они тащили салазки с узелками, горбились под тяжестью

сумок и мешков. Цепляясь за платье матерей, шли и вязли в снегу

ребятишки. Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли

дальше.

Учитель 1.Однажды в сумерки, когда тень от старой берёзы протянулась

до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались.

(Изба. Мать штопает бельё, дочери делают уроки, Романок играет на

лавке. Таиска бежит и смотрит в воображаемое окно)

Таиска: Две тётеньки! Одна молодая, в шарфе! А другая совсем старушка, с

палочкой! И ещё… глядите – девчонка!

(Груша подходит (привычно легонько отталкивает Таиску, Таиска не

уходит):

Груша: Старшим надо уступать. (Таиска вздохнув отошла) И правда

девчонка. В синем капоре…

Мать: Так идите же откройте. Чего ждёте-то?

Груша (Таиске): Ступай, что же ты! Всё старшие должны?

Таиска открывает дверь. Беженцы стоят ждут.

Таиска: Здравствуйте, тетеньки! Проходите в горницу. Только обувь

снимайте.

Мать: Да не снимайте, не снимайте. Ничего (Таиске грозит пальцем).

Умаялись, небось. Милости просим. Зайдите, погрейтесь. Таиска, Груша,

поставьте лавочку поближе к печке. (те приносят лавку, прикрытую

половичком).

Мать ухаживает за девочкой. Снимает с нее капор

Мать: Садись сюда. Давай снимем капорок и посушим. И вы снимайте. Снег

на улице. Посушим на печке. (Отдает распоряжения детям) Таиска,

кликни-ка Романка. А ты, Груня, на стол собери.

(опять путницам) Издалека, видно идете?

Беженка 1 :- Уж месяц идём. Дороги бомбят. Так по лесу приходится идти.

Сейчас свои – полегче.

Мать: Что-то писем давно нет от мужа моего.

Беженка 2: Тоже на фронте муж-то ваш?

Мать: На фронте, да.

Беженка 2:- Не переживайте, еще будут письма.

Мать: - Почта-то как ходит плохо нынче.

Беженка 1: - Что там слыхать-то?

Мать:- Трудно, трудно, слыхать. Наши-то, конечно, победят. Не можем мы

не победить, только трудно.

Груша и Таиска разглядывали девочку. Выходят на авансцену и начинают ее

обсуждать.

Таиска: Гляди-ка, в ботиках!

Груша: А чулок рваный!

Таиска: Гляди-ка сумочка какая у нее.

Груша: Ага. Как вцепилась в нее, даже пальцы не разжимает.

Таиска: Чего у ней там?

Груша: А ты спроси!

Таиска: А ты сама спроси.

Мать: Ох, да и горемыки же! (потчует девочку – Кушай-кушай!) И самим

нелегко, и ребёнок мается… Это дочка ваша?

Женщина-беженка 1: Нет, чужая.

Старушка-беженка 2: На одной улице жили.

Мать. Чужая? А где же родные-то твои, девочка?

Девочка мрачно поглядела на неё и ничего не ответила.

Женщина-беженка 1: У неё никого нет, вся семья погибла: отец – на

фронте, а мать и братишку – бомбой убило.

Мать. (в ужасе) Убиты…(подошла к девочке). Как тебя зовут, дочка?

Девочка (безучастно): Валя.

Мать: (Мать подходит к авансцене. ) Валя… Валентина… . Валентинка…

Беженки встают: Спасибо за хлеб за соль. Пойдем мы.

Мать: Оставайтесь-ка вы ночевать сегодня. На дворе уже поздно, да и

позёмка пошла – ишь как заметает! А утречком отправитесь. Вот здесь я вам

постель постелю. (Уходят за кулисы)

В этом время выбегают девочки убирать посуду. Выходит мать с лампой

керосиновой и ботиками.

Мать: Сиротинка ты бедная! Только глаза на свет открыла, а уж сколько

горя на тебя навалилось! На такую-то маленькую!..

Обстукивает ноги. Заходит Дед.

Мать: Отец! (Показывает на ботики.) Давай возьмем девочку, отец. Уж

очень ее жалко!

Дед : (задумчиво поглядел на мать. Пошел посмотрел за кулисы ) Взять

девочку?.. Ладно ли будет? Мы деревенские, а она из города.

Мать подходит к столу, садится с другой стороны лавки. Подумала.)

Мать: А не всё ли равно, отец? И в городе люди, и в деревне люди. Ведь она

сиротинка! Нашей Таиске подружка будет. На будущую зиму вместе в школу

пойдут…

Дед: Ну что же… Гляди. Тебе виднее. Давай хоть и возьмём. Только

смотри, сама потом не заплачь с нею!

Мать: Э!.. Авось да не заплачу. Было трое ребят – ну, будет четверо. Авось

проживём!

Мать выходит на авансцену.

Мать: Вот у меня и ещё одна дочка. Дочка Валентинка… Ну что же, будем

жить.

Звучит музыка. «Дети войны» Чтение учениками стихотворения:

Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,

Вам колыбельные петь матерям не пришлось,

Вы не носили красивых и пышных нарядов.

Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

Дети войны провожали отцов молчаливо,

Всё понимая — пришел расставания час.

От матерей своих прятали слезы стыдливо,

Не поднимая печально опущенных глаз.

Дети войны на заводах отцов заменили

«Все для победы! Для фронта!» — был лозунг один.

Жили в цехах, за станками и ели, и пили,

Ночи не спали, но верили — мы победим!

Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах

Дети полков. Партизанских отрядов сыны…

Родине отдали жизнь до последнего вздоха —

Как вам хотелось дожить до конца той войны!

Дети войны — те девчушки, мальчишки — ребята!

Трудно сказать, да и было ли детство у вас?

Вместо домов вам достались сожженные хаты,

А в узелке — лишь сухарик один про запас.

Дети войны, как детьми вы остаться сумели,

Хоть повидали так много и горя, и зла.

Ваши сердца от жестокости не очерствели,

В клубах пожарищ душа оставалась светла.

А вам хотелось бегать и смеяться,

В небесной сини голубей гонять,

Но с детством рано довелось расстаться,

За день пришлось на годы старше стать.

Выходит Валентинка, садится на край сцены. Выходят дети Дарьи

Шалихиной. И все садятся на лавку.

Музыка звучит тише.

Автор 1. Так появился в селе Нечаеве новый человек.

Дети на кромке кричат петухами и разбегаются – кто за сцену, кто на

сцену. Мать как бы очнулась.

Мать. Груня, в школу пора. Вон петухи уже поют.

Дед. Ну вот, и мне пора на работу. Агрофена, погодь, вместе

пойдем. Уходят.

Романок (рассказывает): Таиска позвала Валентинку в горницу и вытащила

из-под кровати ящик. Там лежали её куклы, все растрёпанные, раздетые, с

облупленными носами. Но у Валентинки, когда она увидела их, даже

румянец проступил на щеках. Как давно уже не играла она в куклы! Таиска

схватила одну куклу за ногу, показала.

Таиска: – Это Верка! (Другую подняла за косу)

– Это Клашка! (Потом снова пошвыряла в ящик)

– Ну их! Пойду на улицу!

Таиска убегает и кричит на ходу.

Таиска: Мамка, я пойду на улицу?

Романок: Мам, я тоже.

Таиска: Нет, ты дома сиди.

Романок: Мам, я с Таиской на улицу хочу. А она меня не берет.

Мать: Таиска, возьми Романка.

Автор 1: Таиска убежала гулять. Романок увязался за ней. Мать села чинить

бельё: завтра суббота, надо всей семье баню устраивать, надо чистые

рубашки приготовить.

Автор 2: А Валентинка подсела к ящику. И тотчас куклы ожили и

заговорили с ней.

Валентинка: – Где вы были? Почему вы такие растрёпанные? Почему вы

голые?

– Это мы от немцев бежали. Мы всё бежали, бежали – по снегу, через

лес…

– Ну ладно, ладно! Не будем про это говорить… Сейчас надо сшить вам

платья. Посидите немножко.

Выходит Валентинка и подходит к матери.

Валентинка: Пожалуйста… дайте мне иголку и ножницы.

Мать усмехнулась, подала ей иголку и ножницы. Девочка поспешно

отошла.

Валентинка: Какое красивое жёлтое платье получается для Веры! Какое

нарядное!

Таиска (на улице, т.е. из зала): А хотите я вам девчонку из города покажу.

Пошли всей ватагой. Стучат ногами – обстукивают снег. Зашли,

здороваются.

Мать: Что это? Никак, всей деревней явились?

Таиска. Явились!

Мать: Вот хорошо-то! Не видали тут вас с вашим озорством!

Таиска. Да мы, мамка, не будем озоровать. Вот только Валентинку

ребятишки посмотрят, и всё. Ведь хочется же им посмотреть!

Ребятишки окружили Валентинку.

Таиска (хвастает): Она городская! Всегда в городе жила! Там дома знаешь

какие? Избу на избу поставь, и то мало!

Алёнка подсела к Валентинке: У тебя куклы были?

Валентинка: Были. У одной глаза закрывались.

Алёнка: – А ещё чего было?

Валентинка: Посуда.

Варя: А мы посуду из глины делаем. Всё: и чашки и чайники…

Таиска : У! Ты погляди только, какая у нас посуда! Только у меня побилась

вся, вся до крошечки! Вот у Вари…

Аленка: А у меня плохая скажешь?

Ксюша: А у меня?

Аленка. У меня даже с цветочками!

Ксюша: А помните, как мы ходили в овраг за глиной?

Дуня : Ага! В этом овраге даже пещерки сделались!

Дима. Да, помните, как мочили эту глину, как мяли, как лепили из неё

куклам посуду, а потом сушили на солнце.

Ксюша: И тарелочки делали, и чугунки, и кринки!

Вова: А Славка Вихрев даже самовар сделал. И печку из глины слепил.

Полина. И даже топили её прямо по-настоящему, настоящими дровами: и

огонь горел, и дым в трубу шёл!..

Таиска: Но нам бы не догадаться это сделать, если бы не Груша.

Дуня: Груша тогда в школу пошла, и там учительница им показала, как из

глины грибы лепить.

Таиска. Груша принесла глиняный гриб домой и показала мне.

Романок: Вот Таиске в голову и пришло: «Если можно гриб слепить, то,

может, и ещё что-нибудь можно?»

Таиска. А Груша говорит: «Больше ничего нельзя. Раз учительница показала

гриб, значит, и можно только гриб».

Аленка. И вот мы пошли в овраг да и начали всё лепить!

Валентинка. А меня возьмёте посуду делать?

Все: Возьмем, конечно.

Валентинка. А я сумею?

Таиска: Сумеешь. Романок и то чего-то слепил: не то санки, не то гуся.

Романок. И вовсе танк! Не разглядит ничего, а тоже!..

Валентинка: А где этот овраг?

Вова: А вот, за усадьбами. Только сейчас там сугробы!

Алёнка: Весной пойдём, когда растает.

Романок. А я знаю, где одна птичка живёт! В малиннике. Как лето, так и

опять там живёт. Гнёздышко и сейчас там висит…

Валентинка: Птичка? И каждый год прилетает? В своё гнёздышко? Какая

она – серенькая?

Романок. Как зола. А грудка синенькая…

Валентинка: Это варакушка.

Таиска. А ты почём знаешь? Видела разве?

Валентинка : Живую не видела, а в книге видела. Такая маленькая, серая, с

голубой грудкой… Ты мне её покажешь, Романок?

Варя. А в этой книге и другие птицы были?

Валентинка. Да. Там все птицы были, какие только есть на свете. Все

нарисованы. Мама читала мне про них, а я глядела картинки. Там и колибри

есть.

Ксюша. Какие колибри?

Валентинка. Такие. Маленькая птичка, с напёрсток. И вся будто

драгоценными камнями усыпана, так и блестит!

Дуня. Такие не бывают.

Таиска. А вот и бывают! Мало ли какие бывают! И не такие ещё – с

горошину бывают!.. Правда, Валентинка?

Варя. А где эта книга? Ты её не принесла с собой?

Валентинка : Нет.

Варя. Эх ты, завязала бы в узелок и понесла!

Валентинка: Я не знала…

Варя. Что не знала?

Валентинка: Я не знала, что всё так будет…

Таиска быстро оглянулась на мать и прошептала:

Таиска: А как всё было-то? Немцы твоих родных убили, да?

Валентинка: Да.

Таиска: И мамку твою, да?

Валентинка: Да.

Все – замерли. ТРЕВОЖНАЯ МУЗЫКА

Автор 2 . Валентинка перестала улыбаться. Она тихо и безучастно положила

в ящик куклу в жёлтом платье…

Ей сразу вспомнился страшный день, последний её день в городе… Город

бомбят. Их дом стоит, окутанный дымом и пылью. Вместо окон тёмные

дыры. На ступеньки выбегает мама с маленьким Толей на руках. Валентинка

видит её как живую. Вот она – в синем платье, с чёрной развевающейся

прядкой волос. Она испуганно кричит: «Валя! Валечка!..» Вдруг – удар.

Бомба…

Автор 1: Валентинка опомнилась среди каких-то разбитых брёвен – видно,

её отбросило волной – и отсюда увидела чёрную яму, груды обломков и

клочья синего платья под рухнувшими кирпичами… Она царапала эти

кирпичи, раскидывала их, кричала, звала маму. Мама не откликнулась.

Чужие женщины оттащили её от развалин и насильно увели куда-то. И потом

дорога, деревни, снега, лес… И всё время мороз…

Мать. Вы чего там затихли? Что случилось?

Мать подходит к Валентинке и поворачивает к себе ее лицо.

Мать. Об чём разговор был, ну? Вы что ей сказали?

Варя. Мы ничего… Мы только про книжку…

Романок. А про немцев даже и не говорили. Таиска только спросила:

правда, что её мамку фашисты убили?

Мать. Бессовестная! Жалости у тебя нету! Сердца у тебя нету! Или у тебя

вместо головы пустой котелок на плечах?!

Мать полотенцем шлёпает Таиску. Таиска заревела, а ребятишки, видя

такую грозу, потихоньку пятятся со сцены..

Мать (садится на авансцену). Иди сюда, дочка! Иди посиди со мной,

послушай, что я расскажу тебе.

Мать рассказывает сказку по Крошечку-Хаврошечку.

Автор 2: Валентинка не слышала её. Мама стояла у неё в глазах, стояла

такая, какой она видела её в последний момент, испуганная, с развевающейся

прядкой. И Толя, обхвативший её шею обеими руками…

Автор 1: «Мама! Мамочка! Мамочка!..» – повторяла про себя Валентинка,

обращаясь не к этой живой, а к той, умершей. И вдруг посреди весёлой

сказки она уткнулась в серый фартук женщины и громко заплакала. Мать не

утешала Валентинку. Она только гладила её тёмные волосы.

Мать. Поплачь, поплачь, дочка! Поплачешь – сердце отойдёт…

Таиска (с удивлением смотрела на Валентинку). Что это? Я ревела – так ведь

меня нашлёпали. А Валентинка чего ревёт? Ведь ей же сказку рассказывали!

Романок: Большая, а плачет… Я, когда был большой, никогда не плакал!

Мать( прошептала и улыбнулась сквозь слёзы) Дурачок!

Мать обнимает Романка. И между ними протискивается Таиска.

Смена картины.

Автор2: Во время войны особенно ждали писем. Письма военных лет. Они

хранят память о тех днях. В них было всё: короткие, скупые рассказы о

войне, стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового

фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким. В них была

заключена на тот момент — жизнь!

Ученик:

Те письма в треугольничках солдатских...

Они для нас до сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.

Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рёв,

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожжённых городов...

О, письма фронтовые грозных лет -

Беценней документов в мире нет!

Автор 1: Фронтовые письма... Нет у этих писем ни конвертов, ни марок,

сложены они в виде треугольника. На одной стороне бумажного

треугольника — домашний адрес, на другой — печать солдатской почты.

Если развернуть треугольник, то получится тетрадный лист. Вся страница

исписана химическим карандашом. Исписана торопливо, кое-как, ведь

письма писали в перерывах между боями. В любую минуту фашисты могли

атаковать, и надо было спешить закончить письмо, отправить семье. Там,

дома фронтовую весточку ждали. Как самую великую радость.

Автор 2: В семье Шалихиных очень ждали весточки от отца!

Входит почтальон. Достает из сумки треугольник для матери. Подходит

к деду. Вручает письмо. Дед берет письмо и идет к матери. Разворачивает

и молчит.

Мать. Ну что это ты, отец! Читай же скорее!

Валентинка отошла. Дед читал письмо с фронта:

Дед: Я жив и здоров, бьём мы фашистов из тяжёлых орудий, а фашисты, как

крысы, забились под дома, в подвалы, и нелегко выбивать их оттуда,

проклятых.

Был я в большом бою и выгнали мы врагов из нескольких населённых

пунктов.

Всё ли благополучно в доме, здоровы ли ребятишки, как учится Груш?…

( Груша подняла голову и гордо поглядела на Таиску и Романка. Вот как:

отец про меня отдельно спрашивает!)

Как Таиска, шибко ли озорует?

(Таиска даже подпрыгнула. И про меня отец тоже пишет!)

Как наш Романок, наш будущий боец? Подрастает он или всё ещё такой же

карапуз, из-под стола не видать?

Романок: И про меня! И про меня тоже! (Романок на палочке – лошадке

проскакал вокруг всех).

(Мать, не спуская глаз, глядела на деда и, казалось, ждала ещё чего-то в

письме, очень важного, очень нужного…)

Дед: Дорогая моя жена Даша, ты писала мне, что взяла в дом сиротку

Валентинку…

(Мать берет у деда письмо).

Мать: Дай-ка, мне… «…Должен тебе сказать, что ты, Даша, у меня умница

и хороший человек. Не слушай, что говорят некоторые люди. Пускай сиротка

найдёт в нашем доме свой родной дом, пускай она в нашей семье найдёт

свою родную семью. Прикажи ребятишкам, чтоб они её не обижали. Пусть

живёт и растёт на здоровье!»

(Романок подбежал к Валентинке и весело дёрнул её за плать)

Романок. Слышала? И про тебя тоже!

Валентинка. Слышала!

Груша (неожиданн)о: Мамка, может, надо и Валентинке чулки связать?

Мать. Вот и хорошо!

ВСЕ ОБНЯЛИСЬ. МУЗЫКА.

Дед. Мне надо в лес за новой оглоблей. Ребятишки, кто со мной?

Шалихины: Мы с тобой. (Спрашивают в зал). Ребятишки, кто с нами в лес?

Из зала: Мы. (Выбегают все, кто играл детей. Ходят по лесу, ищут

сморчков, шишечек еловых)

Валентинка. Дедушка, что это? Смотри, на одной веточке разные цветы?

Дед. Это медуница. А что разные цветы, так что же: те, что лиловые,

постарше, а те, что розовые. Помоложе…

Валентинка. Подснежники! Настоящие, живые! И их можно рвать. Ведь

их никто не сажал и не сеял. Можно нарвать сколько хочешь, хоть целую

охапку, целый сноп, хоть все до одного собрать и унести домой! Но… оборву

я всю голубизну, и станет прогалинка пустой, измятой и тёмной. Нет, пусть

цветут! Они здесь, в лесу, гораздо красивее. Только немножко, небольшой

букетик я возьму отсюда. Это будет совсем незаметно! (Выходит вперёд)

Смотрите, наша мама пашет. (Валентинка подбегает к матери)– Это я тебе

принесла… мама…Обнимаются.

Ученики:

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,

На пределе сил, но не прогнулись

И молились, чтобы их отцы

С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,

Дети, обделенные войной,

Вы в ту пору досыта не ели,

Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,

В гетто умирали и в печах.

Было неуютно, страшно, сыро,

Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,

Чтоб скорее мира час настал.

Истину познавшие простую.

Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны!

На земле осталось вас немного.

Дочери страны! Ее сыны!

Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,

Доброты, душевного тепла!

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберет война!



В раздел образования




Яндекс.Метрика