Напоминание

" Формирование нравственно -патриотических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях посредством фольклора в условиях реализации ФГОС ДО"


Автор: Добрянская Ирина Рифовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 90"
Населённый пункт: город Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: " Формирование нравственно -патриотических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях посредством фольклора в условиях реализации ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Сообщение из опыта работы: " Формирование нравственно -патриотических

чувств

у

дошкольников

на

музыкальных

занятиях

посредством

фольклора

в

условиях реализации ФГОС ДО"

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 90»

Добрянская И.Р.

Фольклор – источник знаний о действительности, о

человеке

и

средство

формирования

важнейших

народных понятий о добре и зле, средство познания

родного языка, родной речи, через лучшие образцы

народной песни.

Дошкольный

возраст

фундамент

общего

развития

ребенка,

стартовый

период всех высоких человеческих начал. И задача семьи, педагогов - посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны. Связь прошлого с настоящим и мечтою о

будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю. Поэтому так важно

возродить преемственность времен и эпох, передать молодому поколению те

нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях

старшего поколения.

Актуальность

моего

опыта

"

Формирование

нравственно

-патриотических

чувств

у

дошкольников

на

музыкальных

занятиях

посредством

фольклора

в

условиях

реализации

ФГОС

ДО"

обусловлена

кризисом

воспитания

подрастающего

поколения,

вызванного

нарушением

вековых

традиций,

ценностей и идеалов. Именно это и послужило выбору темы моей работы и

определило главную и интересующую меня.

Цель:

Обеспечение

целостного

развития

личности

в

период

дошкольного

детства,

формирование

активности

субъекта,

через

разнообразные

виды

музыкальной деятельности на основе музыкального фольклора Южного Урала.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1.

Познакомить

воспитанников

ДОУ

с

разнообразными

формами

детского

музыкального фольклора.

2. Овладеть навыками запоминания русских народных мелодий.

3. Овладеть навыками и умениями индивидуального и

коллективного

исполнения музыки в соответствии с задачами музыкального обучения в каждой

группе.

4. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах

музыкальной деятельности.

5.Формировать

у детей

социально-нравственные

ценности

на

основе

русских

народных традиций.

6. Расширять представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях

русского народа.

7. Обновить содержания организации музыкальных занятий на основе принципа

интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

8. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому России.

2

9. Вовлечь родителей в совместную деятельность для повышения родительской

компетенции.

Данные задачи решаю в различных видах детской деятельности: музыкальной,

речевой, игровой, изобразительной в соответствии с ФГОС ДО. Музыкальный

фольклор

играет

огромную

роль

в

развитии

детского

творчества.

Русские

народные праздники, песни, частушки, потешки, игры, хороводы создают у детей

радостное

настроение,

ощущение

комфорта,

обеспечивают

необходимый

эмоциональный фон для восприятия окружающего мира.

Гипотеза: Если использовать музыкальный фольклор на музыкальных занятиях,

то это влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен

способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев –

формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и

координации

движений.

Разнообразные

народные

игры

способствуют

формированию

волевых

качеств,

активизируют

память,

внимание,

развивают

речь, обогащают словарный запас.

Ожидаемые результаты

В

результате

проведения

проекта

у

детей

будут

сформированы

навыки

актерского

мастерства,

будут

развиваться

импровизационные

способности,

коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского

фольклора.

И уже

как вершина творческого достижения

– это их

участие

в

постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены

различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Продукт

совместной

деятельности:

календарные

и

народные

праздники,

вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое творчество

В

основу

проекта

положены

важнейшие

стратегические

принципы

современной

системы

российского

образования,

которыми

и

наш

коллектив

руководствуется в своей деятельности:

-

профессиональная

компетентность

педагога,

основанная

на

личностно

ориентированном взаимодействии его с ребенком;

-

сохранение

самоценности

дошкольного

периода,

как

созидательного,

раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной

культуры;

-

сочетание

научности

и

доступности

исторического

материала,

учитывая

приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных

видов детской деятельности – как главный принцип формирования творчески

активной личности дошкольника;

-

единство

тематических

целей

и

специфичность

средств

выразительности

каждого вида искусства в отдельности.

Мой проект реализовывался в соответствии с тремя этапами работы:

I этап Организационный: Изучение литературы по данной проблеме, накопление

методического материала, изготовление пособий.

II этап Содержательный.: Выявление начального уровня развития музыкальных

способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным

видом

музыкальной

деятельности,

роли

музыкального

воспитания

в

семье.

Перспективное

планирование

фольклорных

занятий

с

учетом

диагностики.

3

Разработка и проведение цикла НОД «Музыка» по ознакомлению с народными

традициями

Южного

Урала

с

использованием

музыкального

фольклорного

материала.

III

этап.

Организационный.

Исследования

результатов

практической

деятельности.

Всем известно, что различные виды искусства обладают специфическими

средствами воздействия на человека:

• Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка

Пение

рождает

способность

переживать

настроения,

душевное

состояние

другого человека, которое отражено в песнях

Правильный

подбор

музыкального

и

песенного

материала

способствует

воспитанию

у

детей

чувств

патриотизма,

интернационализма,

расширяет

их

кругозор.

• Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство

переживания.

Разнообразные

виды

музыкальной

деятельности

оказывают

неоценимое

воздействие на поведенческие реакции ребенка.

Меня,

как

музыкального

руководителя,

больше

интересует

детский

музыкальный фольклор. Ведь детский музыкальный фольклор – это особенная

область

народного

творчества.

Она

включает

целую

систему

поэтических

и

музыкально-поэтических жанров фольклора. Вся ценность его заключается в том,

что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт,

эмоциональное общение.

В своем опыте работы я опираюсь на духовно-нравственный потенциал

народных традиций. Использую разнообразные виды занятий: познавательные

беседы,

развлечения,

праздники,

посиделки.

Владея

знаниями

и

методами

фольклорного

творчества,

я

пытаюсь

строить

музыкально

-

воспитательную

работу на материале русских народных песен, игр, танцев.

Опираясь

на

работы

Виноградова

Г.С.,

Капицы

О.И.,

Науменко

Г.М.

использую

в

работе

следующую

классификацию

детского

музыкального

фольклора:

- календарный

фольклор.

В

него

входят

произведения,

связанные

у

детей

с

природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер.

Значительную

его

часть

составляют

заимствованные

у

взрослых

колядки,

весновки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор -

закликания явлениям природы, приговоры насекомым, птицам, животным.

- потешный

фольклор.

Включает

в

себя

прибаутки,

небылицы,

дразнилки,

имеющие

самостоятельное

значение,

не

связанное

с

играми.

Назначение

-

развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено

яркое событие или стремительное действие, передан один какой-нибудь эпизод.

- игровой фольклор (народные, подвижные, хороводные игры).

Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям

выразить

свои

чувства,

переживания

через

песни,

танцы,

стихи,

потешки,

прибаутки.

Основу

музыкального

репертуара

составляет

фольклор,

русская

классика и музыка для детей. Используется в аудиозаписи современная музыка,

доступная для восприятия детям. Используя в детском саду народные песни,

4

пляски, хороводы, яркие народные игрушки, я тем самым развиваю чувства,

черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Всё это

богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего

народа,

его

нравы

и

обычаи,

его

черты

характера,

именно

поэтому

для

приобщения ребенка к своей национальной культуре необходимо создать такие

условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир

русского быта, русской культуры в целом.

В

воспитательно-образовательной

работе

по

музыкальному

воспитанию

использую различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки,

пение,

работа

с

музыкально-шумовыми

инструментами,

разучивание

основ

народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью

речи,

участие

в

концертной

деятельности

с

целью

пропаганды

народного

творчества.

Сценарии

праздников

составляю

так,

чтобы

каждый

ребенок

стал

участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.

Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с

народными

традициями

и

позволяют

ребятам

принять

активное

участие

в

празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и

хороводы

-

прекрасный

материал

для

эмоционально

эстетического

и

нравственного воспитания детей. Обрядовые праздники, проводимые в детском

саду, посвящены разным циклам земледельческого календаря. Традиционными в

детском

саду

стали

народные

праздники:

«Посиделки

на

покров»,

Рождественские колядки, Масленица, Осенины, праздники посвященные русской

березке и дню Святой Троицы - лирические песни, хороводы, народные игры не

оставляют равнодушными никого.

Ни

один

обрядовый

праздник

не

обходится,

конечно

же,

без

игры

на

русских музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинаю уже с

раннего

возраста,

показываем

свистульку,

колокольчик,

деревянные

ложки,

играем на этих инструментах. Ребят

старшего возраста знакомлю с другими

народными

инструментами,

такими,

как

дудка,

свистулька,

балалайка.

Знакомство

с

этими

инструментами,

исполнение

под

аккомпанемент

песен,

плясок способствует музыкальному развитию детей. Музыкальные инструменты

развивают у детей личностные качества: терпение, выдержку, умение управлять

своим

поведением,

слушать

других,

уступать,

делиться,

сопереживать,

что

способствует развитию навыков общения и взаимодействия. Продолжая работу

над своей темой, я поняла, что обучение детей игре на народных инструментах,

так же способствует воспитанию у дошкольников патриотических чувств. В связи

с этим я организовала, в детском саду кружок народных инструментов и для

достижения

более

высоких

результатов

я

использую

программу

«Развитие

музыкальных

способностей

посредством

игры

на

русских

народных

инструментах», его автором является Петухова Т.А. На занятиях использую

необходимые инструменты: ложки, колотушка, бубны, кселофоны, металлофоны,

свистульки,

трещётки.

Здесь

дети

не

только

знакомятся

с

различными

народными

произведениями,

отмечая

их

характер,

колорит,

но

и

развивают

чувства ритма, мышление, внимание и прививает любовь к русской народной

музыке.

Благодаря

этому

у

детей

сформировалось

желание

исполнять

5

музыкальные произведения на русских народных инструментах, поэтому они

создают

свои

небольшие

ансамбли

и

продолжают

музицировать

в

своей

самостоятельной деятельности.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные

игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что

народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным

богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры дают мне

возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в

игре

обретают

хороший

настрой,

радость

общения

со

сверстниками,

а

это

усиливает

их

способность

в

дальнейшем

радоваться

жизни,

приводит

к

укреплению

здоровья

и

лучшему

духовному

развитию.

Для

патриотического

воспитания применяю народные игры с пением и движением, которые развивают

интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию.

В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ.

Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в

которой

воспитываются

дети.

В

народных

играх

дети

учатся

общаться,

приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с

малыми

жанрами

народного

творчества.

При

знакомстве

на

занятиях

с

прибаутками,

календарным,

потешным,

игровым

фольклором,

стараюсь

обогащать внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки,

говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных

образов, добрый юмор.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве,

координацию,

внимание,

умение

контролировать

свои

действия,

подчиняться

правилам игры. Такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший».

Все эти малые жанры фольклора малышами только воспринимаются, а дети

старших групп уже пытаются внести в них свое творчество. В своей работе я

часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных

движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на

берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д.

Хороводная

игра

построена

на

основе

хореографических

движений,

в

соответствии с которыми подразделяются на круговые, некруговые, хороводы-

шествия. Важность хороводных игр очень велика, занимая в жизни русского

народа три годовые эпохи: весну, лето, осень. В них открывается сила поэзии,

игры.

Русские

хороводы

доступны

и

интересны

детям

любого

возраста,

они

сопровождаются песнями и играми, в которых передается жизнь нашего народа в

разных видах..

Большое

и

разностороннее

влияние

на

личность

ребенка

оказывает

театрализованная

деятельность,

позволяющая

решать

многие

актуальные

проблемы патриотического и педагогического плана. Ведь ребенок, во время

театрализованного

действа,

чувствует

себя

более

раскованно,

свободно,

естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию

об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и

учиться жить в этом мире, строить свои отношения. Поэтому я и мои коллеги с

удовольствием

занимаемся

постановкой

театрализованных

представлений

по

мотивам русских народных сказок. Подготовка к спектаклю начинается с выбора

6

литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило,

выбираем

сказки.

В

них

стремительно

развиваются

события,

действуют

привлекательные

для

детей

персонажи,

совершаются

чудеса,

добро

всегда

побеждает

зло.

Затем

делаем

фотовыставку,

где

маленькие

артисты

рассматривают себя. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им

увидеть себя и свою работу со стороны. Проводятся выступления детей старших

групп перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в

таких мероприятиях.

Работу по данной теме провожу в нескольких направлениях: в первую

очередь создание соответствующей развивающей предметно-пространственной

среды

в

музыкальном

зале

в

соответствии

с

ФГОС

ДО;

во

вторых

использование в образовательной деятельности устного народного творчества,

опираюсь на народные и календарные праздники, игры, музыкальный фольклор.

С музыкальным фольклором детей старшего дошкольного возраста я знакомлю

на музыкальных занятиях, во время проведения досугов и праздников. Народная

музыка

вызывает

у

детей

интерес,

приносит

им

радость,

создает

хорошее

настроение. Все народные песни, игры, а также народные мелодии, которые я

применяю

в

работе,

обладают

большими

художественными

достоинствами

и

высокой

познавательной

ценностью.

Посредством

народной

музыки

дети

знакомятся

с

жизнью

и

бытом

русского

народа,

с

образцами

народного

музыкального творчества.

Без

знания

своих

корней,

традиций

своего

народа

нельзя

воспитать

полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с

уважением относящегося к другим народам.

Одним

из

направлений

формирования

нравственно

патриотических

чувств является ознакомление детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника

Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он

живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того,

что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и

отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника –

это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей

слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Дети

читают стихи, исполняют русские народные песни различной тематики, играют в

народные игры. И тонкой нитью весь праздник пронизан любовью к своей стране,

к малой Родине, к родной природе.

Народная музыка и песни вызывают у детей большой интерес, приносят им

радость,

создают

хорошее

настроение,

снимают

чувство

страха,

тревоги,

обеспечивают эмоционально-психологическое благополучие.

С помощью песен у ребенка развиваются музыкально-ритмические навыки,

укрепляется

дыхание,

улучшается

дикция,

вырабатывается

навык

согласованности движения с музыкой.

Разные

темы

праздников

и

развлечений

несут

свою

направленность

в

нравственно патриотическом воспитании:

- «Семья »

- «Детский сад – мой второй дом»

- «Родной свой край люби и знай!»

7

-«Россия – Родина моя»

- «Слава армии любимой - самой лучшей на земле», «Великая Победа»

Работая

с

малышами

над

музыкально

-

ритмическими

движениями,

обращаюсь к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у

наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники».

Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания.

Разучивая эти песни, хороводы дети приобщаются к миру взрослых, где живут

уважение, взаимопонимание, любовь.

Фольклорные

праздники

обладают

большими

воспитательными

возможностями

для

становления

культуры

человека.

Через

фольклорные

праздники

дети

могут

развиваться,

могут

проявлять

свои

умения,

фантазию,

показывать себя. Фольклорные праздники это прекрасный материал для развития

эстетических

чувств

детей,

для

расширения

их

кругозора

и

повышения

культурного уровня.

Накопленный материал помогает мне в увлекательной форме проводить

утренники, досуги, развлечения. Для того, чтобы ребенок наглядно воспринимал

ту

или

иную

ситуацию

я

стараюсь

эпизоды

брать

из

жизни,

литературных

источников,

обращаюсь

к

средствам

современных

информационно-

коммуникативных технологий.

Большим подспорьем в моей работе являются аудиозаписи народных песен в

исполнении

сольном

и

хоровом,

а

также

мелодий

в

оркестровой

обработке

народных инструментов. Это помогает мне знакомить дошкольников с понятиями

- “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На

занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки

люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они устно

передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – не известно. Говорят,

народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Моя

работа

не

была

бы

столь

плодотворной,

если

бы

не

тесное

сотрудничество педагогов и родителей. Работа по формированию чувства любви

к

родному

краю,

стране

более

эффективна,

если

установлена

тесная

связь

с

родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского

сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители

вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,

заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим

историческим

корням.

Взаимодействие

с

родителями

по

данному

вопросу

способствует бережному отношению к традициям.

Поэтому этот проект был необходим как детям, так и родителям. Семьям

было предложено изготовить книжку «Иллюстрации к любимым частушкам», с

чем они прекрасно справились. Родители шьют костюмы, пекут угощение, учат

роли с детьми.

В родительском уголке мною были размещены рекомендации по созданию

шумовых инструментов, откликнулось большее количество родителей, а дети с

удовольствием

играли

на

инструментах,

которые

были

сделаны

руками

их

родителей. Результатом проекта был фольклорный праздник «Песня – душа

народа». Дети с большим удовольствием принимали участие в этом действии, где

8

было всё: потешки, игра на инструментах, игры, хороводы, инсценировка песни, а

так же пение колыбельной песни.

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников,

он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая

песни,

участвуя

в

народных

танцах,

водя

хороводы,

играя

на

народных

музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети принимают к действию

нравственный кодекс, заложенный во всем этом.

В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь

с новинками методической литературы и периодическими изданиями, занимаюсь

изучением

новых

пособий

по

данному

направлению,

посещаю

методические

объединения, слежу за опытом работы своих коллег и в сети интернет, таким

образом изучаю и совершенствую свое педагогическое мастерство.

Таким образом, влияние русского фольклора на формирование нравственно –

патриотических

чувств

у

дошкольников

несомненно.

У

детей

воспитывается

стойкий

интерес

к

истокам

русской

народной

культуры,

развивается

и

совершенствуется любовь к Родине, уважение к старшим, ко всем членам семьи,

друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру. Поэтому тема

нравственно – патриотического воспитания является очень актуальной в наши

дни, а меня, как педагога, не равнодушного к будущему моей Родины, побуждает

совершенствовать формы работы с детьми в этом направлении. Основываясь на

своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором

развивает

интерес

и

внимание

к

окружающему

миру,

народному

слову

и

народным

обычаям,

воспитывает

художественный

вкус,

формируются

нравственные привычки и патриотические качества



В раздел образования




Яндекс.Метрика