Напоминание

Развитие социально - эмоционального интеллекта Детей старшего дошкольного возраста


Автор: Карпенко Ирина Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №83 "Зёрнышки"
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие социально - эмоционального интеллекта Детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие социально - эмоционального интеллекта

Детей старшего дошкольного возраста

В современном сообществе заботясь о физическом и познавательном развитии

ребенка, взрослые часто забывают о важности его социально-эмоционального

развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием

ребенка. Дошкольное отрочество является сензитивным т. , наиболее чувствительным

периодом формирования эмоциональной и социальной сферы, именно поэтому,

формирование социально – эмоционального интеллекта нужно начинать с детского

сада.

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического

и

психического

здоровья

детей,

их

социально-эмоционального

благополучия.

Важность развития социального и эмоционально интеллекта, а также эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности

со сверстниками описана в разделе ОО «Социально – коммуникативное развитие».

В дошкольном возрасте происходит становления всех психических функций,

личностных образований и качественных изменений в развитии психологических

процессов. Это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-

эмоциональном развитии личности.

Формирование социально

– эмоционального интеллекта является одним из

важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. В настоящее

время в дошкольные учреждения приходит большое количество детей с такими

особенностями

в

эмоциональном

развитии,

как

трудности

в

установлении

коммуникативных контактов, неустойчивость эмоционально – волевой сферы,

проявление эмоциональных расстройств.

Таким образом, вопрос развития социально – эмоционального интеллекта у детей

дошкольного возраста на сегодняшний день является приоритетным и актуальным.

Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в работе Э. Л. Торндайка в

1920 году. Проблемой развития социального интеллекта занимались такие ученые как

Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители

отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В.

Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до

сих пор недостаточно освещен.

Социальный интеллект дошкольника – это процесс усваивания ценностей, традиций

и культуры общества, в котором ребенку предстоит жить, это способность понимать

мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации

взаимодействия. Всем известно, что успешная адаптация в социуме ведет к снижению

невротизации личности и к росту личностных достижений.

Понятие «эмоциональный интеллект» - это умение человека распознавать чувства и

эмоции, понимать намерения,

мотивацию и желания других людей и свои

собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания; способность управлять

как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж.

Мейером и П.Саловеем. Сегодня проблемой изучения эмоционального интеллекта

занимаются специалисты по всему миру: К. Изард, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли,

Д. Карузо, Д. Голман и другие. Исследователи установили, что успешность человека в

личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на

20% от умственного развития.

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста - это основа развития

адаптации и социализации ребенка в детском коллективе и в обществе в целом.

Если обобщить эти два понятия вместе то мы получаем следующее: Социально-

эмоциональный

интеллект

это

способность

разбираться

в

социальном

и

эмоциональном

мире человеческой

жизни: понимать

свои

и

чужие эмоции,

разбираться

в

эмоциональной

подоплеке

взаимоотношений,

применять

свою

эмоциональную и поведенческую гибкость при решении возникших задач и ситуаций.

Модель

развития

социально-эмоционального

интеллекта предполагает

последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

1.

самосознание

-

самовосприятие

(образ

"Я",

понимание

"психологического устройства" себя);

2.

самоконтроль - управление собой (способность совладать со своими

чувствами, желаниями);

3.

социальная

чуткость-восприимчивость

(умение

устанавливать

контакты с разными людьми);

4.

управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение

поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит цель:

Формировать у детей эмоционально – мотивационных установок по

отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Развивать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного

поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и

подготовки его к жизни.

Из данной цели вытекают следующие основные задачи:

Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к

близким людям, стремление заботиться о них;

Развивать адекватную оценочную деятельность детей, направленную

на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

Воспитывать интерес детей к окружающим людям, развивать чувства

понимания и потребности в общении;

Формировать у детей умения и навыки практического владения

выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

Развивать

самоконтроль

в

отношении

проявления

своего

эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

Формировать у детей способность распознавать собственные чувства и

чувства других людей, уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный

стиль в отношениях.

Развитие социально-эмоционального интеллекта детей реализуется через специально

организованные

формы

работы

с

детьми.

Очень

важно

создать

в

группе

соответствующие условия для развития социально-эмоционального интеллекта детей,

организовать предметно-пространственную среду. С этой целью можно создать в

группе некоторые объекты предметно – развивающей среды для психоэмоциональной

разгрузки и социализации детей.

Это может быть уголок уединения, где у ребенка есть возможность «спрятаться» от

внешнего мира, скрыть свои эмоции от других. Снять напряжение может помочь

«подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может

пообниматься.

А

выплеснуть

накопившуюся

энергию

помогают

«подушка-

побитушка» и «коврик злости».

Немаловажный

атрибут

зоны

эмоциональной

разгрузки

-

это

«Островок

примирения», целью которого является научить детей разнообразным способам

примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка», «Футболка дружбы» и «Кубик –

рукопожатия». Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для

примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки.

И конечно же необходимо обновлять и пополнять дидактические игры, атрибуты для

сюжетно-ролевых и театрализованных игр, направленных на развитие социально-

эмоционального интеллекта дошкольников.

Не стоит забывать, что игра - ведущая деятельность дошкольника, и она является

основным

методом

формирования

социально-эмоционального

интеллекта.

Посредством различных видов игр и игровых упражнений дети получают знания,

учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции.

Развитию социального интеллекта способствуют любые сюжетно-ролевые игры, так

как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения (родственные,

социально-ролевые). Основой театрального занятия является театрализованная игра.

Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений

(сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных

произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни,

измененные детской фантазией, сюжетом игры.

В

настоящее

время

существует

огромное

количество

дидактических

игр,

направленные на развитие социально-эмоционального интеллекта детей, которые

помогают детям разобраться в социальном и эмоциональном мире человеческой

жизни.

Содержание работы в развитии компонентов социально-эмоционального интеллекта,

помимо игровых методов, могут содержать следующие формы и методы:

«Рефлексивный круг».

Рефлексивный круг» – это технология, которая позволяет развивать речь, мысли

детей. Основная задача рефлексивных кругов заключается в том, чтобы не заставлять,

не подавлять, не ломать ребенка, а помочь ему стать самим собой через познание себя

и других людей. Если ребенок примет себя со всеми своими слабостями и

недостатками, признает их и одновременно поймет свои сильные стороны, тогда он

продвинется вперед. Начиная со второго полугодия в старшей группы необходимо

создавать условия для формирования социально-эмоционального интеллекта у детей.

Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать

те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать

эмоциональное состояние других людей.

Сказкотерапия —это процесс образования связи между сказочными событиями и

поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у

взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к

уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.

Психологи и педагоги, практикующие сказкотерапию, предлагают различные

варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального и

социального

интеллекта

у

дошкольников:

применение

специально

созданных

психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ

народных и авторских сказок. На занятиях ребенок не только прослушивает сказку, но

и проигрывает различные способы поведения.

Психогимнастика

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр,

упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики

ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде

всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с

неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и

другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и

болезни.

Программа психогимнастики разделена на 4 блока:

1 блок «Я в мире эмоций» направлен на знакомство старших дошкольников со

своими чувствами, эмоциями и переживаниями.

2 блок «Я в мире других» направлен на формирование позитивного отношения к

сверстникам,

закрепление

умения

эмоционально

воспринимать

и

понимать

окружающих, а также выражать собственные чувства.

3 блок «Работа в команде» направлен на формирование у старших дошкольников

навыков активного взаимодействия в паре, группе, внимательного отношения к людям

и друг к другу.

4 блок «Я контролирую свои эмоции» направлен на обучение детей адекватному

выражению эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности и

т.п.), формирование навыков социально-приемлемого поведения.

Изотерапия

терапия

изобразительным

творчеством,

в

первую

очередь

рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции

клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с

трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что формирование социально –

эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является очень значимым, так как

социально – эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста – это залог его

личного благополучия и успеха, и работать над ним нужно с раннего детства. Именно

поэтому сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача

воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-

эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные

моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно.

Список используемой литературы:

1.

Вильшанская, А.Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции:

методические рекомендации к тематическому словарю в картинках. М.: Школьная

Пресса, 2021

2.

Данилина, Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций:

пособие для работников ДОО. М.: Айрис-пресс, 2017.

3.

Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального

интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук: 13.01.01 / И.

Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2019.

4.

Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы

развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой

ученый. 2017. №13.

5.

Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного

возраста. // Детский сад от А до Я № 2/2018

1.

2.

Смирнова,

Е.

О.

Межличностные

отношения

дошкольников:

диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, М. Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2005

3.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для

учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр

«Академия», 2017.



В раздел образования




Яндекс.Метрика