Автор: Карпенко Ирина Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №83 "Зёрнышки"
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие социально - эмоционального интеллекта Детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие социально - эмоционального интеллекта
Детей старшего дошкольного возраста
В современном сообществе заботясь о физическом и познавательном развитии
ребенка, взрослые часто забывают о важности его социально-эмоционального
развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием
ребенка. Дошкольное отрочество является сензитивным т. , наиболее чувствительным
периодом формирования эмоциональной и социальной сферы, именно поэтому,
формирование социально – эмоционального интеллекта нужно начинать с детского
сада.
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического
и
психического
здоровья
детей,
их
социально-эмоционального
благополучия.
Важность развития социального и эмоционально интеллекта, а также эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности
со сверстниками описана в разделе ОО «Социально – коммуникативное развитие».
В дошкольном возрасте происходит становления всех психических функций,
личностных образований и качественных изменений в развитии психологических
процессов. Это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-
эмоциональном развитии личности.
Формирование социально
– эмоционального интеллекта является одним из
важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. В настоящее
время в дошкольные учреждения приходит большое количество детей с такими
особенностями
в
эмоциональном
развитии,
как
трудности
в
установлении
коммуникативных контактов, неустойчивость эмоционально – волевой сферы,
проявление эмоциональных расстройств.
Таким образом, вопрос развития социально – эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста на сегодняшний день является приоритетным и актуальным.
Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в работе Э. Л. Торндайка в
1920 году. Проблемой развития социального интеллекта занимались такие ученые как
Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители
отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В.
Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до
сих пор недостаточно освещен.
Социальный интеллект дошкольника – это процесс усваивания ценностей, традиций
и культуры общества, в котором ребенку предстоит жить, это способность понимать
мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации
взаимодействия. Всем известно, что успешная адаптация в социуме ведет к снижению
невротизации личности и к росту личностных достижений.
Понятие «эмоциональный интеллект» - это умение человека распознавать чувства и
эмоции, понимать намерения,
мотивацию и желания других людей и свои
собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания; способность управлять
как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж.
Мейером и П.Саловеем. Сегодня проблемой изучения эмоционального интеллекта
занимаются специалисты по всему миру: К. Изард, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли,
Д. Карузо, Д. Голман и другие. Исследователи установили, что успешность человека в
личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на
20% от умственного развития.
Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста - это основа развития
адаптации и социализации ребенка в детском коллективе и в обществе в целом.
Если обобщить эти два понятия вместе то мы получаем следующее: Социально-
эмоциональный
интеллект
—
это
способность
разбираться
в
социальном
и
эмоциональном
мире человеческой
жизни: понимать
свои
и
чужие эмоции,
разбираться
в
эмоциональной
подоплеке
взаимоотношений,
применять
свою
эмоциональную и поведенческую гибкость при решении возникших задач и ситуаций.
Модель
развития
социально-эмоционального
интеллекта предполагает
последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
1.
самосознание
-
самовосприятие
(образ
"Я",
понимание
"психологического устройства" себя);
2.
самоконтроль - управление собой (способность совладать со своими
чувствами, желаниями);
3.
социальная
чуткость-восприимчивость
(умение
устанавливать
контакты с разными людьми);
4.
управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение
поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит цель:
Формировать у детей эмоционально – мотивационных установок по
отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
Развивать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного
поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и
подготовки его к жизни.
Из данной цели вытекают следующие основные задачи:
Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к
близким людям, стремление заботиться о них;
Развивать адекватную оценочную деятельность детей, направленную
на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
Воспитывать интерес детей к окружающим людям, развивать чувства
понимания и потребности в общении;
Формировать у детей умения и навыки практического владения
выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
Развивать
самоконтроль
в
отношении
проявления
своего
эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
Формировать у детей способность распознавать собственные чувства и
чувства других людей, уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный
стиль в отношениях.
Развитие социально-эмоционального интеллекта детей реализуется через специально
организованные
формы
работы
с
детьми.
Очень
важно
создать
в
группе
соответствующие условия для развития социально-эмоционального интеллекта детей,
организовать предметно-пространственную среду. С этой целью можно создать в
группе некоторые объекты предметно – развивающей среды для психоэмоциональной
разгрузки и социализации детей.
Это может быть уголок уединения, где у ребенка есть возможность «спрятаться» от
внешнего мира, скрыть свои эмоции от других. Снять напряжение может помочь
«подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может
пообниматься.
А
выплеснуть
накопившуюся
энергию
помогают
«подушка-
побитушка» и «коврик злости».
Немаловажный
атрибут
зоны
эмоциональной
разгрузки
-
это
«Островок
примирения», целью которого является научить детей разнообразным способам
примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка», «Футболка дружбы» и «Кубик –
рукопожатия». Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для
примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки.
И конечно же необходимо обновлять и пополнять дидактические игры, атрибуты для
сюжетно-ролевых и театрализованных игр, направленных на развитие социально-
эмоционального интеллекта дошкольников.
Не стоит забывать, что игра - ведущая деятельность дошкольника, и она является
основным
методом
формирования
социально-эмоционального
интеллекта.
Посредством различных видов игр и игровых упражнений дети получают знания,
учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции.
Развитию социального интеллекта способствуют любые сюжетно-ролевые игры, так
как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения (родственные,
социально-ролевые). Основой театрального занятия является театрализованная игра.
Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений
(сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных
произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни,
измененные детской фантазией, сюжетом игры.
В
настоящее
время
существует
огромное
количество
дидактических
игр,
направленные на развитие социально-эмоционального интеллекта детей, которые
помогают детям разобраться в социальном и эмоциональном мире человеческой
жизни.
Содержание работы в развитии компонентов социально-эмоционального интеллекта,
помимо игровых методов, могут содержать следующие формы и методы:
«Рефлексивный круг».
Рефлексивный круг» – это технология, которая позволяет развивать речь, мысли
детей. Основная задача рефлексивных кругов заключается в том, чтобы не заставлять,
не подавлять, не ломать ребенка, а помочь ему стать самим собой через познание себя
и других людей. Если ребенок примет себя со всеми своими слабостями и
недостатками, признает их и одновременно поймет свои сильные стороны, тогда он
продвинется вперед. Начиная со второго полугодия в старшей группы необходимо
создавать условия для формирования социально-эмоционального интеллекта у детей.
Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать
те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать
эмоциональное состояние других людей.
Сказкотерапия —это процесс образования связи между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у
взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к
уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.
Психологи и педагоги, практикующие сказкотерапию, предлагают различные
варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального и
социального
интеллекта
у
дошкольников:
применение
специально
созданных
психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ
народных и авторских сказок. На занятиях ребенок не только прослушивает сказку, но
и проигрывает различные способы поведения.
Психогимнастика –
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр,
упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики
ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде
всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с
неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и
другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и
болезни.
Программа психогимнастики разделена на 4 блока:
1 блок «Я в мире эмоций» направлен на знакомство старших дошкольников со
своими чувствами, эмоциями и переживаниями.
2 блок «Я в мире других» направлен на формирование позитивного отношения к
сверстникам,
закрепление
умения
эмоционально
воспринимать
и
понимать
окружающих, а также выражать собственные чувства.
3 блок «Работа в команде» направлен на формирование у старших дошкольников
навыков активного взаимодействия в паре, группе, внимательного отношения к людям
и друг к другу.
4 блок «Я контролирую свои эмоции» направлен на обучение детей адекватному
выражению эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности и
т.п.), формирование навыков социально-приемлемого поведения.
Изотерапия
—
терапия
изобразительным
творчеством,
в
первую
очередь
рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции
клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с
трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах
Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что формирование социально –
эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является очень значимым, так как
социально – эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста – это залог его
личного благополучия и успеха, и работать над ним нужно с раннего детства. Именно
поэтому сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача
воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-
эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.
Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные
моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно.
Список используемой литературы:
1.
Вильшанская, А.Д. Мир человека, я и мои чувства, настроение, эмоции:
методические рекомендации к тематическому словарю в картинках. М.: Школьная
Пресса, 2021
2.
Данилина, Т.А., Зедгидзе В.Я., Сренина Н.М. В мире детских эмоций:
пособие для работников ДОО. М.: Айрис-пресс, 2017.
3.
Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального
интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. канд. пед. наук: 13.01.01 / И.
Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2019.
4.
Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы
развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой
ученый. 2017. №13.
5.
Микляева Н. В. Модель социального интеллекта у детей дошкольного
возраста. // Детский сад от А до Я № 2/2018
1.
2.
Смирнова,
Е.
О.
Межличностные
отношения
дошкольников:
диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, М. Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2005
3.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для
учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2017.