Автор: Лугова Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 90"
Населённый пункт: г. Златоуст
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: «Включение родителей в образовательную деятельность ДОУ по средством проектной деятельности в контексте ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Включение родителей в образовательную деятельность ДОУ по средством
проектной деятельности в контексте ФГОС ДО»
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 90»
Лугова Т.А.
Ребенок – природный исследователь
окружающего мира. Мир открывается
ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Формирование познавательно-исследовательской деятельности является одним
из
важнейших
условий
для
полноценного
проживания
ребёнком
дошкольного
детства,
для
его
социализации
в
современном
мире,
формирования
жизненной
компетенции.
Общение
педагогов
с
родителями
воспитанников
всегда
было
и
остаётся
актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск
действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого педагогам и
родителям.
Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного
ребёнка,
педагогам,
чтобы
эффективнее
оказывать
в
этом
помощь
родителям.
Только совместно воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав,
направить общие усилия на его развитие.
Требования ФГОС ДО:
- п. 1.4.
Основной принцип - сотрудничество Организации с семьёй;
- п. 1.6.
Задача - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- п. 1.7. Стандарт является основой для - оказания помощи родителям (законным
представителям)
в
воспитании
детей,
охране
и
укреплении
их
физического
и
психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений их развития.
- п. 3.2.1. Психолого-педагогические условия - поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение
семей непосредственно в образовательную деятельность.
- п. 3.2.5.
Условия
для
создания
социальной
ситуации
развития
детей
-
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
по
вопросам
2
образования
ребёнка,
непосредственного
вовлечения
их
в
образовательную
деятельность,
в
том
числе
посредством
создания
образовательных
проектов
совместно
с
семьёй
на
основе
выявления
потребностей
и
поддержки
образовательных инициатив семьи.
- п. 3.2.6. Условия для эффективной реализации Программы - консультативной
поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по
вопросам
образования
и
охраны
здоровья
детей,
в
том
числе
инклюзивного
образования (в случае его организации);
- п. 3.2.8.
Организация
должна
создавать
возможности
-
для
предоставления
информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в
образовательную деятельность, а также широкой общественности; для обсуждения с
родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией
Программы.
Требования стандарта направлены на - обеспечивает открытость дошкольного
образования; создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
. Среди основных принципов заложенных в ФГОС дошкольного образования
отмечены:
реализация
программы
в
формах
специфичных
для
детей
данной
возрастной
группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей.
Таким образом стандарт:
- формулирует цели, принципы и задачи сотрудничества, действуя в интересах
ребенка (то есть изначально говорит участникам образовательно - воспитательного
процесса о предмете их взаимодействия);
-
говорит
об
открытости
образования
(то
есть
у
родителей
(законных
представителей) не должно быть никаких препятствий для получения информации по
тому или иному вопросу, связанному с образованием и воспитанием их детей в
ДОО);
3
- направляет вектор сотрудничества ДОО и семьи (то есть разъясняет, в какой
области
образовательно-воспитательного
процесса
должно
быть
тесное
взаимодействие его участников);
-
устанавливает
более
тесный
контакт
между
ДОО
и
семьей
(что
способствует
совершенствованию
образовательно-воспитательного
процесса,
улучшая
качество
образования и воспитания);
- привлекает внимание родителей (законных представителей) к образованию в целом
(то есть предлагает быть не только потребителями, но и инициаторами).
Развитие
познавательных
интересов
дошкольников
является
одной
из
актуальных
проблем
педагогики,
призванной
воспитать
личность,
способную
к
саморазвитию и самосовершенствованию.
Одной из технологий, охватывающей выше перечисленные принципы, можно
считать метод проектов.
Проектная
деятельность
-
это
форма
обучения,
способствующая
развитию
самостоятельности мышления, помогающая ребёнку сформировать уверенность в
собственных
возможностях,
предусматривающая
такую
систему
обучения,
в
которой дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения
системы спланированных практических заданий.
Суть понятия «проект» - его направленность на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Это
обучение
через
поисково-познавательную
деятельность,
которая
направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы.
В своей практике я применяю различные формы по работе с родителями
- Индивидуальная работа
-Участия в конкурсах, проектах
- Совместная деятельность
Метод
проектов
позволяет
воспитать
самостоятельную
и
ответственную
личность,
развивает
творческие
начала
и
умственные
способности,
а
также
способствует
развитию
целеустремлённости,
настойчивости,
учит
преодолевать
проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками
4
и
взрослыми,
повышает
авторитет
ребёнка
перед
сверстниками
и
собственную
самооценку.
Проектная деятельность создает условия для реализации ФГОС ДО:
•
учет интересов и потребностей воспитанников;
•
осмысление и осознание себя как части окружающего мира;
•
сохранение индивидуальности каждого ребенка;
•
обогащение развивающей среды;
•
предоставление средств и материалов для проявления творчества;
•
обучение способам добывания знаний;
•
познание окружающего мира через действие.
Следующий момент в пользу проектной деятельности - это обеспечение интеграции
образовательных областей.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
1.
Проблема;
2.
Проектирование или планирование;
3.
Поиск информации;
4.
Продукт;
5.
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны
наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
При реализации проектной деятельности в группе я использую следующие
принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Доброжелательный стиль общения
- Индивидуальный подход
- Динамичность
- Готовимся серьезно
- Сотрудничество, а не наставничество.
Направления работы, которые я придерживаюсь во взаимодействия с
родителями дошкольников:
5
Преимущества
новых
подходов
по
взаимодействию
с
семьей
посредством
внедрения проектной деятельности в практику моей группы значительны:
•
Для родителей:
–
мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями»;
–
у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость
за них;
–
появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить
к получению дополнительного образования; и т.д.
Для детей:
–
возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;
–
присутствие
и
участие
родителей
в
деятельности
доставляет
детям
особое
удовольствие, благоприятствует их успехам;
–
у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже
если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
Для педагогов и ДОО:
6
–
возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в
образовательном процессе с детьми; и т.д.
На начальном этапе совместной деятельности необходимо было найти контакт и
взаимопонимание с родителями. Помогло мне в этом анкетирование родителей и
изучение интересов детей.
Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогло правильно
выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные
формы взаимодействия с семьей.
Целью моей проектной деятельности является:
Создание
условий
для
развития
интеллектуального
потенциала,
творческой
и
познавательной
активности
дошкольников
в
процессе
исследовательской
деятельности.
Проектная деятельность решает ряд задач:
•
Вовлекать родителей воспитанников в единое образовательное пространство;
•
Оказывать помощь современной семье в вопросах образования детей;
•
Установить доверительные и партнерские отношения.
•
Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
•
Активизировать
и
обогащать
воспитательные
и
образовательные
умения
родителей.
•
Реализовать подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду в
соответствии с ФГОС ДО.
Это
задачи,
которые
я
поставила
для
себя
при
реализации
проектной
деятельности семьями воспитанников, и для детей.
Целевыми ориентирами проектной деятельности являются следующие
качества ребенка:
- активный,
- любознательный,
- разносторонне развитый;
- творчески свободный ребенок.
7
Формы и методы работы над проектом со всеми участниками
образовательного процесса:
С детьми:
-Игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевые и др.);
Познавательная деятельность (экскурсии, занятия);
-Конструирование (изготовление макетов);
Развитие речи (составление творческих рассказов, беседы с детьми, знакомство с
творчеством писателей) и т.д.
С родителями:
-Беседы
-Проекты
- Изготовление альбомов и т.д.
С педагогами:
- Консультации
- Семинары
- Совместная работа по реализации проекта.
Ожидаемый результат:
•
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с
родителями;
•
Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федерального
государственного общеобразовательного стандарта;
•
Повышение профессиональной компетентности педагогов;
•
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
•
• Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Для эффективности работы я адаптировала алгоритм реализации проектов,
предложенный Густомясовой:
•
1 этап - подготовительный.
Основные
задачи:
мотивация
родителей
и
их
детей
на
предстоящую
деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема
проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с
условиями
и
задачами
проектной
деятельности,
с
ее
возможными
вариантами;
8
подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария
финала.
•
2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и
детей.
Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных
видах
познавательной
деятельности,
интересной
и
эмоционально-значимой
для
ребенка;
формирование
привычки
у
родителей
в
содержательном
проведении
семейного досуга.
•
Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного
участника проекта семьи.
•
3 этап - презентация проектов.
•
Основная
задача:
получение
чувства
удовлетворения
от
проделанной
совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.
Мною используются инновационные способы разработки проектов:
•
Системная паутинка по проекту;
•
"Модель трёх вопросов"
•
Образ "Семь мы" (по Заир-Бек).
Проектную деятельность реализую по нескольким направлениям:
В форме непосредственной образовательной деятельности.
В форме игры.
В форме проблемных и образовательных ситуаций.
В рамках реализации проектной деятельности я организовала и провела работу
по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе проектной деятельности.
Хочу предложить вам один из проектов, с которым я хочу поделиться с вами -
Проект «Моя малая Родина - Златоуст»
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в
сердце
ее
частицу.
Воспитывать
в
ребенке
патриотическое
чувство
означает
воспитывать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы
наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они
полюбили то место, где родились и живут.
9
Большое
значение
для
познавательного,
социально
–
личностного
и
нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным
городом, его достопримечательностями.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание
данной проблеме, считая ее не важной, дети не владеют достаточной информацией о
родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать
уважительное отношение к малой Родине.
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы ЛЮБИМЫМ!
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое развитие.
закрепить знания детей о родном городе, его прошлом, настоящем.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители воспитанников,
педагог группы, социум.
Цель и задачи проекта :
1. Обучать:
- способам поиска информации;
-
Способам исследований;
-
Применению знаний в самостоятельной деятельности.
2. Формировать:
-
представления о предмете изучения;
-
уверенность в своих возможностях;
- творческое мышление.
2. Развивать:
-
познавательные способности;
- навыки исследовательского поведения
- инициативности воспитанников.
3. Воспитывать:
- мотивацию к познанию;
- повышать самооценку воспитанников.
Продолжительность проекта: долгосрочный – 1 год (2017-2018)
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое развитие.
Участники проекта:
10
•
Дети подготовительной группы,
•
родители воспитанников,
•
педагог группы,
•
социум.
Условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей
Ожидаемые результаты:
•
Обогащение и систематизированные знания детей о городе. Формирование
устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
•
Участие семей воспитанников в образовательном процессе.
•
Реализация
проекта
позволит
повысить
детскую,
родительскую
и
педагогическую
компетентность
в
вопросах
истории,
культуры
города,
поможет
сформировать
заботливое
отношение
к
родному
городу.
Следовательно,
данный
проект
способствует
формированию
не
только
познавательного интереса, но имеет социальное значение.
Обеспечение:
материально
–
техническое,
учебно
–
методическое,
художественная литература, дидактические игры.
Ожидаемые результаты:
Форма проведения:
Беседы, рассматривание иллюстраций: » Флаг, герб города Златоуста», «Чем
славен наш город», «Самые красивые места в нашем городе».
-Дидактические игры: «Собери герб Златоуста», «Собери из разрезанных картинок
виды нашего города».
Чтение художественной литературы: Чтение стихов о Златоусте, П.П. Бажов
«Малахитовая шкатулка»
Рисование: « Мой город» , продолжать формировать представление об архитектуре
родного города.
Конструирование: « Наш город»
- Работа с родителями: Родителям Было предложено спланировать свои выходные
так,
чтобы
вместе
с
детьми
посетили
памятные
места
нашего
города,
после
11
посещения достопримечательности (интересных мест) родители совместно с детьми
сделали коллаж.
Завершающий этап:
- После экскурсии дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода и
рассказывают о своих впечатлениях детям и воспитателю. Был оформлен уголок «
Достопримечательности нашего города»
Родители сотрудничали с детьми и педагогами. Совместно были определены
задачи и этапы работы. Каждая семья выбрала объект для изучения (архитектурное
строение, памятник, учреждения культуры, образования и т.д.).
Работа состояла из трёх этапов:
1.
Сбор
информации
о
выбранном
объекте,
фотографии,
иллюстрации.
Родители вместе с детьми посещали библиотеку, искали информацию в интернете.
2.
Дети
составляли
рассказ,
излагая
изученные
сведения,
рассказ
записан
родителями. 3. Всей семьёй выполняли поделку. Это аппликация с использованием
природного и бросового материала, рисунок, оригами или коллаж. Дополнили свою
работу стихами, загадками, раскрасками на выбранную тему.
На
первом
этапе
нам
необходимо
было
заинтересовать
детей,
создав
проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем
наводящих вопросов: “ Как называют людей, которые проживают в этом городе?
Кто является основателем Златоуста? Кто из вас знает, почему именно так назван
наш город?, дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной
деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они
присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь
своим детям.
Следующий второй этап это основная часть проекта, на котором родители
вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими
источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы
ходили в театры, посещали выставки.
Были
организованы
и
проведены
экcкурcии
в
библиотеку,
на
почту
в
соответствии с планом проекта.
12
Старались обустроить игровые и учебные центры в группе и на участке так,
чтобы каждый ребёнок мог проявить себя как личность.
Третьим этапом стала презентация проектной деятельности,
организована выставка совместных проектных работ для сотрудников, родителей
В
тесном
взаимодействии
с
семьями
воспитанников
я
провожу
интересные
совместные мероприятия, досуги и развлечения. Был организован проект
«Моя
семья – моя Родина». Где дети совместно с родителями рисовали дерево своей
семьи, рассказывали о семейных традициях и увлечениях.
Таким
образом,
Метод
проектной
деятельности
отвечает
современным
подходам в образовании и способствует:
•
развитию
познавательной
творческой активности
в
игровой
и
образовательной
деятельности;
•
формированию у дошкольников умений и навыков коммуникативного характера;
•
приобретению навыков публичных выступлений;
•
поиску самостоятельного решения задач в различных условиях;
•
обогащению детско-родительских отношений в результате совместной творческой
деятельности по реализации проекта.
Результативность проекта:
•
У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу.
•
Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города.
•
Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм.
Повысился
процент
посещаемости
родителями
собраний
и
совместных
мероприятий.
Родители
стали
полноправными
участниками
образовательного
процесса
в
детском
саду,
о
чем
свидетельствует
наличие
положительных
отзывов.
13
Литература
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
3.
Верхотурова
Ю.А.
О
содержании
понятия
«Педагогическое
взаимодействие
родителей
с
детьми
раннего
возраста»
//
Вестник
социально-гуманитарного
образования и науки 2011, - №1. С. 4-8. 2.
4. Мелентьева Е.В. Особенности взаимодействия родителей и детей дошкольного
возраста // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2012.- № 2. С. 60-
65.
5. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.:
Питер, 2009. - 304 с.