Напоминание

"Создание информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях.""


Автор: Феоктистова Гульсина Равкатовна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский Ресурсный центр"
Населённый пункт: с. Сергиевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях.""
Раздел: дополнительное образование





Назад




Создание информационно-библиотечных центров в

общеобразовательных организациях.

Неотъемлемой частью современной информационно-образовательной

среды являются школьные библиотеки, обеспечивающие учебно-

методическое и информационное сопровождение образовательного процесса,

равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации

на любых носителях для всех участников образовательных отношений

(администрации общеобразовательных организаций, педагогических

работников, обучающихся и их родителей), и постепенно преобразующиеся в

ИБЦ.

Создание

ИБЦ

на

базе

школьных

библиотек

является

важным

инновационным процессом. В условиях реализации новых образовательных

стандартов актуальной становится такая организация работы ИБЦ, которая

расширяет образовательное и цифровое пространство.

ФГОС ОО ставят перед библиотеками общеобразовательных учреждений

четкие задачи: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа

для всех участников образовательного процесса к любой информации,

связанной с реализацией основной образовательной программы,

достижением планируемых результатов, организацией образовательного

процесса и условиями его осуществления…». Важнейшей задачей

современного образования становится повышение информационной

компетентности всех участников образовательного процесса. В Федеральной

программе развития образования, новых ФГОС отражается социальный заказ

на воспитание и формирование активных и информационно - культурных

участников информационного общества. Сегодня все участники

образовательного процесса стремятся к получению оперативной и полной

информации с помощью как печатных так и аудиовизуальных и электронных

ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и

использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого

человека. Достижение заданного результата системой школьного обучения

будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки,

которая должна быть реорганизована в школьный информационно-

библиотечный центр.

Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная

библиотека в настоящее время должна взять на себя не только

образовательную, но и воспитательную ( в том числе гражданско-

патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-

методическую, культурно-просветительскую, профориентационную,

обеспечивающую и досуговую функции.

Информационно-библиотечный центр образовательной организации

(ИБЦ ОО) – структурное подразделение общеобразовательной организации,

участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права

участников образовательного процесса на пользование библиотечно-

информационными ресурсами и обеспечивающее информационную,

образовательную, методическую, культурно-досуговую и, в ряде случаев,

координирующую функции, в том числе, с применением сетевых форм

взаимодействия и партнерства.

Информационно-библиотечный центр образовательной

организации должен соответствовать ряду критериев и вести несколько

самостоятельных направлений деятельности.

К

РИТЕРИИ

СООТВЕТСТВИЯ

Пространство ИБЦ / Зонирование пространства

Техническое и программное обеспечение

Кадровый состав

Фонды ИБЦ

Направления деятельности

Зонирование пространства

Модель

школьного

информационно-библиотечного

центра

представлена зонированными модулями, доступными для всех обучающихся

и педагогов образовательного учреждения. При оборудовании зон школьного

информационно - библиотечного центра должны быть соблюдены принципы

трансформативности и мобильности пространства.

Так как непосредственно помещение библиотеки имеет небольшую

площадь, поэтому можно объединить в ИБЦ пространство школы и

организовать следующие зоны:

зона абонемента, административная зона (зона получения

информационных ресурсов во временное пользование)

зона читального зала и медиатеки (зона для самостоятельной работы с

ресурсами на различных типах носителей)

коворкинг-зона (зона для коллективной работы с гибкой организацией

пространства)

презентационная зона (интерактивная площадка для проведения массовых

мероприятий, выставок, дискуссий, обучения, круглых столов и др.)

рекреационная зона (для разнообразного досуга и проведения мероприятий,

зона для отдыха, «восстановления сил, потраченных в процессе труда»)

зона хранения фондов.

Зоны могут быть рассредоточены по всей территории школы.

Взаимодействие с другими структурными подразделениями образовательной

организации, попадающими в пространственно-обособленные зоны ИБЦ,

оформляется договорами о совместной деятельности.

Техническое и программное обеспечение

В ФГОС заложены требования об обязательном техническом

оснащении информационно-библиотечного центра (ИБЦ) в соответствии с

задачей обеспечения возможности «доступа к информационным ресурсам

Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям

медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для

тиражирования учебных и методических материалов, результатов

творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

В ИБЦ должен быть интернет, достаточное количество рабочих мест

(компьютеров) с доступом к Интернету по локальной сети или через Wi-Fi

для всех пользователей. Специалисты ИБЦ должны осуществлять

«информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся

и педагогических работников на основе современных информационных

технологий в области библиотечных услуг». Техническое и программное

обеспечение включает в себя:

широкополосное подключение к сети Интернет, как основной канал

доступа

к информационным ресурсам;

АБИС для управления процессами деятельности ИБЦ;

оборудованные рабочие места для сотрудников и пользователей

ИБЦ (не менее 2-х компьютеров с регламентированным доступом к сети

Интернет для пользователей);

обеспечение доступа к электронным (цифровым) библиотекам (НЭБ, Литрес

и т. д.);

демонстрационное оборудование (интерактивная доска, экран, проектор и

т.п.);

программное обеспечение для создания цифровых ресурсов (программы для

видео- и аудио- монтажа, работы с презентациями и изображениями и т.п.);

множительная техника (принтер, сканер или МФУ);

Wi-Fi с ограниченным (детским) доступом в Интернет.

Кадровый состав

Штатное наполнение ИБЦ разрабатывается на основе выполняемых и

планируемых объемов работ с использованием Межотраслевых норм

времени на процессы, выполняемые в библиотеках. Но в основном штат

состоит:

1.

Заведующий ШИБЦ

2.

Педагог-библиотекарь

3.

Методист

Общее руководство деятельностью ИБЦ осуществляют директор

образовательной организации. Руководство конкретно ИБЦ осуществляет

Руководитель ИБЦ(педагог-библиотекарь), назначаемый директором

образовательной организации из числа специалистов, имеющих высшее

профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование.

Педагог-библиотекарь ИБЦ назначается на должность и освобождается

от должности приказом директора образовательной организации. Педагог-

библиотекарь ИБЦ назначается из числа лиц, имеющих высшее

профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование. Педагог-

библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы

по учебно-воспитательной работе и руководителю ИБЦ.

Фонды ИБЦ

В ИБЦ ОО должны быть представлены основной (универсальный)

и специализированный (учебный) фонды:

Основной фонд:

- художественная литература;

- отраслевая литература (научные, научно-популярные, учебно-методические

и т.п. издания по всем направлениям, реализуемым в рамках ООП ОО);

- справочно- библиографические издания (справочники, словари,

энциклопедии); периодические издания;

-литература по социальному и профессиональному самоопределению

обучающихся и т.п.

Специализированный (учебный) фонд:

- учебники;

- учебные пособия;

- орфографические словари;

-математические таблицы;

- сборники упражнений и задач;

- практикумы;

- рабочие тетради и т.п.

Фонд ИБЦ ОО должен быть представлен как печатными, так и

электронными изданиями (электронные библиотеки, диски и т.п.).

Направления деятельности ИБЦ

Статус ИБЦ ОО может быть присвоен только в случае, когда помимо

традиционной школьной библиотеки осуществляются все предложенные

ниже направления деятельности:

Информационно-техническое направление;

Образовательное направление;

Методическое направление;

Культурно-досуговое направление;

Координационное направление

Каждое из самостоятельных направлений деятельности ведется

комплексно на протяжении учебного года и для каждого направления

деятельности должен быть разработан и утвержден в установленном порядке

план работы на учебный год (план работы по каждому направлению

включается в общий план работы ИБЦ). Деятельность в рамках каждого

направления может вестись как в помещениях школьной библиотеки, так и в

помещениях образовательной организации.

Информационно-техническое направление включает в себя:

обеспечение

условий

доступа

участников образовательного

процесса

к

электронному

и мультимедиа

контенту,

в

т.ч.

с

применением беспроводных технологий;

образовательного процесса к электронному и мультимедиа контенту,

в т.ч. с применением беспроводных технологий;

образовательного процесса к электронному и мультимедиа контенту,

в т.ч. с применением беспроводных технологий;

Образовательное направление включает в себя:

создание условий для самообразования;

организация обучениям навыкам пользования ресурсами ИБЦ ОО;

развитие медийно-информационной грамотности и формирование

цифровых навыков участников образовательного процесса;

поддержка индивидуальной и групповой проектной деятельности;

поддержка метапредметной деятельности;

содействие в разработке индивидуальных образовательных

траекторий;

организация мероприятий профориентационной направленности,

создание информационной базы, информирование о предприятиях и

учебных заведениях региона.

Методическое направление включает в себя:

работа

по

выявлению

и

апробации инструментов,

направленных на популяризацию книги и чтения;

содействие процессу внедрения электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий;

учет, хранение и распространение информационных и

методических материалов, создаваемых в образовательной

организации;

выявление информационных потребностей и удовлетворение

запросов в области и новых образовательных технологий;

содействие в профессиональной подготовке и повышении

квалификации персонала ОО;

поддержка педагогических работников в области создания

информационных и образовательных ресурсов;

трансляция опыта работы ИБЦ ОО.

Культурно-досуговое направление включает в себя:

создание условий для проведения интеллектуального досуга;

приобщение пользователей к важнейшим достижениям национальной

и мировой культуры;

воспитание гражданской идентичности общечеловеческих ценностей и

нравственных основ через книгу и чтение;

популяризация чтения, как основного вида познавательной

деятельности и формы проведения досуга;

организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие

общей и читательской культуры личности, содействие развитию

критического мышления;

руководство клубами по интересам и читательскими объединениями.

По согласованию с региональными органами управления

образованием, ИБЦ ОО может выполнять роль координационного и

информационно-методического центра регионального значения. Только в этом

случае в его структуре выделяется координационное направление.

Координационное направление включает в себя:

обеспечение доступа школьной библиотеки и ИБЦ ОО

муниципального образования к сетевым ресурсам ограниченного

пользования;

методическая и консультативная поддержка на уровне

муниципального образования;

содействие в организации повышения квалификации библиотечных

работников;

осуществление взаимодействия со всеми организациями субъекта РФ и

федерального значения, имеющими информационные ресурсы.

Развитие школьных ИБЦ позволит:

- создавать, развивать и обеспечивать доступ к фондам (собственные

ресурсы,

ресурсы

внешней

среды)

учебных,

информационных,

образовательных,

методических

ресурсов

ИБЦ

организации,

которые

способствуют реализации основных и дополнительных образовательных

программ,

осуществлению

проектной,

исследовательской,

творческой

деятельности, развитию функционального и творческого чтения обучающихся,

самообразованию

и

росту

функциональной

эффективности

участников

обучения;

- обеспечивать деятельность пространственно-обособленных зон ИБЦ;

-реализовать

в

цифровом

образовательном

пространстве

общеобразовательных организаций электронное обучение и обучение с

применением дистанционных образовательных технологий;

-организовать деятельность ИБЦ в виртуальном пространстве на основе

применения инструментов и сервисов цифровых, медийных, информационных,

коммуникационных и Интернет-технологий (веб-ресурсы, облачные сервисы,

сервисы

извлечения

метаописаний

и

формирования

полнотекстовых

электронных коллекций, инфраструктура дополненной реальности и пр.).

Проблемы развития ИБЦ общеобразовательных организаций

В современных условиях ИБЦ как часть структуры общеобразовательной

организации

должен

стать

когнитивным

ресурсом,

определяющим

интеллектуальную продуктивность участников образовательной деятельности,

а также неотъемлемой частью процесса обучения.

Но существуют проблемы развития ИБЦ в школьных библиотеках, к

которым можно отнести следующие:

- недостаточность нормативной базы модернизации и деятельности

информационно-библиотечных центров;

- недостаточность ресурсного и материально-технического обеспечения

деятельности ИБЦ;

-дефицит помещений для зонирования;

- отсутствие сетевого сотрудничества и взаимодействия ИБЦ как в

горизонтальном, так и в вертикальном направлениях для целей повышения

эффективности деятельности и распространении практического опыта;

- дефицит и низкий уровень подготовленности кадров к реализации

новых современных задач;

- старый фонд художественной, справочной литературы, энциклопедий и

т.д., который не обновлялся десятилетиями.



В раздел образования




Яндекс.Метрика