Автор: Феоктистова Гульсина Равкатовна
Должность: Методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский Ресурсный центр"
Населённый пункт: с. Сергиевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях.""
Раздел: дополнительное образование
Создание информационно-библиотечных центров в
общеобразовательных организациях.
Неотъемлемой частью современной информационно-образовательной
среды являются школьные библиотеки, обеспечивающие учебно-
методическое и информационное сопровождение образовательного процесса,
равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации
на любых носителях для всех участников образовательных отношений
(администрации общеобразовательных организаций, педагогических
работников, обучающихся и их родителей), и постепенно преобразующиеся в
ИБЦ.
Создание
ИБЦ
на
базе
школьных
библиотек
является
важным
инновационным процессом. В условиях реализации новых образовательных
стандартов актуальной становится такая организация работы ИБЦ, которая
расширяет образовательное и цифровое пространство.
ФГОС ОО ставят перед библиотеками общеобразовательных учреждений
четкие задачи: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа
для всех участников образовательного процесса к любой информации,
связанной с реализацией основной образовательной программы,
достижением планируемых результатов, организацией образовательного
процесса и условиями его осуществления…». Важнейшей задачей
современного образования становится повышение информационной
компетентности всех участников образовательного процесса. В Федеральной
программе развития образования, новых ФГОС отражается социальный заказ
на воспитание и формирование активных и информационно - культурных
участников информационного общества. Сегодня все участники
образовательного процесса стремятся к получению оперативной и полной
информации с помощью как печатных так и аудиовизуальных и электронных
ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и
использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого
человека. Достижение заданного результата системой школьного обучения
будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки,
которая должна быть реорганизована в школьный информационно-
библиотечный центр.
Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная
библиотека в настоящее время должна взять на себя не только
образовательную, но и воспитательную ( в том числе гражданско-
патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-
методическую, культурно-просветительскую, профориентационную,
обеспечивающую и досуговую функции.
Информационно-библиотечный центр образовательной организации
(ИБЦ ОО) – структурное подразделение общеобразовательной организации,
участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на пользование библиотечно-
информационными ресурсами и обеспечивающее информационную,
образовательную, методическую, культурно-досуговую и, в ряде случаев,
координирующую функции, в том числе, с применением сетевых форм
взаимодействия и партнерства.
Информационно-библиотечный центр образовательной
организации должен соответствовать ряду критериев и вести несколько
самостоятельных направлений деятельности.
К
РИТЕРИИ
СООТВЕТСТВИЯ
Пространство ИБЦ / Зонирование пространства
Техническое и программное обеспечение
Кадровый состав
Фонды ИБЦ
Направления деятельности
Зонирование пространства
Модель
школьного
информационно-библиотечного
центра
представлена зонированными модулями, доступными для всех обучающихся
и педагогов образовательного учреждения. При оборудовании зон школьного
информационно - библиотечного центра должны быть соблюдены принципы
трансформативности и мобильности пространства.
Так как непосредственно помещение библиотеки имеет небольшую
площадь, поэтому можно объединить в ИБЦ пространство школы и
организовать следующие зоны:
зона абонемента, административная зона (зона получения
информационных ресурсов во временное пользование)
зона читального зала и медиатеки (зона для самостоятельной работы с
ресурсами на различных типах носителей)
коворкинг-зона (зона для коллективной работы с гибкой организацией
пространства)
презентационная зона (интерактивная площадка для проведения массовых
мероприятий, выставок, дискуссий, обучения, круглых столов и др.)
рекреационная зона (для разнообразного досуга и проведения мероприятий,
зона для отдыха, «восстановления сил, потраченных в процессе труда»)
зона хранения фондов.
Зоны могут быть рассредоточены по всей территории школы.
Взаимодействие с другими структурными подразделениями образовательной
организации, попадающими в пространственно-обособленные зоны ИБЦ,
оформляется договорами о совместной деятельности.
Техническое и программное обеспечение
В ФГОС заложены требования об обязательном техническом
оснащении информационно-библиотечного центра (ИБЦ) в соответствии с
задачей обеспечения возможности «доступа к информационным ресурсам
Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям
медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для
тиражирования учебных и методических материалов, результатов
творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».
В ИБЦ должен быть интернет, достаточное количество рабочих мест
(компьютеров) с доступом к Интернету по локальной сети или через Wi-Fi
для всех пользователей. Специалисты ИБЦ должны осуществлять
«информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся
и педагогических работников на основе современных информационных
технологий в области библиотечных услуг». Техническое и программное
обеспечение включает в себя:
широкополосное подключение к сети Интернет, как основной канал
доступа
к информационным ресурсам;
АБИС для управления процессами деятельности ИБЦ;
оборудованные рабочие места для сотрудников и пользователей
ИБЦ (не менее 2-х компьютеров с регламентированным доступом к сети
Интернет для пользователей);
обеспечение доступа к электронным (цифровым) библиотекам (НЭБ, Литрес
и т. д.);
демонстрационное оборудование (интерактивная доска, экран, проектор и
т.п.);
программное обеспечение для создания цифровых ресурсов (программы для
видео- и аудио- монтажа, работы с презентациями и изображениями и т.п.);
множительная техника (принтер, сканер или МФУ);
Wi-Fi с ограниченным (детским) доступом в Интернет.
Кадровый состав
Штатное наполнение ИБЦ разрабатывается на основе выполняемых и
планируемых объемов работ с использованием Межотраслевых норм
времени на процессы, выполняемые в библиотеках. Но в основном штат
состоит:
1.
Заведующий ШИБЦ
2.
Педагог-библиотекарь
3.
Методист
Общее руководство деятельностью ИБЦ осуществляют директор
образовательной организации. Руководство конкретно ИБЦ осуществляет
Руководитель ИБЦ(педагог-библиотекарь), назначаемый директором
образовательной организации из числа специалистов, имеющих высшее
профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование.
Педагог-библиотекарь ИБЦ назначается на должность и освобождается
от должности приказом директора образовательной организации. Педагог-
библиотекарь ИБЦ назначается из числа лиц, имеющих высшее
профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование. Педагог-
библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы
по учебно-воспитательной работе и руководителю ИБЦ.
Фонды ИБЦ
В ИБЦ ОО должны быть представлены основной (универсальный)
и специализированный (учебный) фонды:
Основной фонд:
- художественная литература;
- отраслевая литература (научные, научно-популярные, учебно-методические
и т.п. издания по всем направлениям, реализуемым в рамках ООП ОО);
- справочно- библиографические издания (справочники, словари,
энциклопедии); периодические издания;
-литература по социальному и профессиональному самоопределению
обучающихся и т.п.
Специализированный (учебный) фонд:
- учебники;
- учебные пособия;
- орфографические словари;
-математические таблицы;
- сборники упражнений и задач;
- практикумы;
- рабочие тетради и т.п.
Фонд ИБЦ ОО должен быть представлен как печатными, так и
электронными изданиями (электронные библиотеки, диски и т.п.).
Направления деятельности ИБЦ
Статус ИБЦ ОО может быть присвоен только в случае, когда помимо
традиционной школьной библиотеки осуществляются все предложенные
ниже направления деятельности:
Информационно-техническое направление;
Образовательное направление;
Методическое направление;
Культурно-досуговое направление;
Координационное направление
Каждое из самостоятельных направлений деятельности ведется
комплексно на протяжении учебного года и для каждого направления
деятельности должен быть разработан и утвержден в установленном порядке
план работы на учебный год (план работы по каждому направлению
включается в общий план работы ИБЦ). Деятельность в рамках каждого
направления может вестись как в помещениях школьной библиотеки, так и в
помещениях образовательной организации.
Информационно-техническое направление включает в себя:
обеспечение
условий
доступа
участников образовательного
процесса
к
электронному
и мультимедиа
контенту,
в
т.ч.
с
применением беспроводных технологий;
образовательного процесса к электронному и мультимедиа контенту,
в т.ч. с применением беспроводных технологий;
образовательного процесса к электронному и мультимедиа контенту,
в т.ч. с применением беспроводных технологий;
Образовательное направление включает в себя:
создание условий для самообразования;
организация обучениям навыкам пользования ресурсами ИБЦ ОО;
развитие медийно-информационной грамотности и формирование
цифровых навыков участников образовательного процесса;
поддержка индивидуальной и групповой проектной деятельности;
поддержка метапредметной деятельности;
содействие в разработке индивидуальных образовательных
траекторий;
организация мероприятий профориентационной направленности,
создание информационной базы, информирование о предприятиях и
учебных заведениях региона.
Методическое направление включает в себя:
работа
по
выявлению
и
апробации инструментов,
направленных на популяризацию книги и чтения;
содействие процессу внедрения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
учет, хранение и распространение информационных и
методических материалов, создаваемых в образовательной
организации;
выявление информационных потребностей и удовлетворение
запросов в области и новых образовательных технологий;
содействие в профессиональной подготовке и повышении
квалификации персонала ОО;
поддержка педагогических работников в области создания
информационных и образовательных ресурсов;
трансляция опыта работы ИБЦ ОО.
Культурно-досуговое направление включает в себя:
создание условий для проведения интеллектуального досуга;
приобщение пользователей к важнейшим достижениям национальной
и мировой культуры;
воспитание гражданской идентичности общечеловеческих ценностей и
нравственных основ через книгу и чтение;
популяризация чтения, как основного вида познавательной
деятельности и формы проведения досуга;
организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие
общей и читательской культуры личности, содействие развитию
критического мышления;
руководство клубами по интересам и читательскими объединениями.
По согласованию с региональными органами управления
образованием, ИБЦ ОО может выполнять роль координационного и
информационно-методического центра регионального значения. Только в этом
случае в его структуре выделяется координационное направление.
Координационное направление включает в себя:
обеспечение доступа школьной библиотеки и ИБЦ ОО
муниципального образования к сетевым ресурсам ограниченного
пользования;
методическая и консультативная поддержка на уровне
муниципального образования;
содействие в организации повышения квалификации библиотечных
работников;
осуществление взаимодействия со всеми организациями субъекта РФ и
федерального значения, имеющими информационные ресурсы.
Развитие школьных ИБЦ позволит:
- создавать, развивать и обеспечивать доступ к фондам (собственные
ресурсы,
ресурсы
внешней
среды)
учебных,
информационных,
образовательных,
методических
ресурсов
ИБЦ
организации,
которые
способствуют реализации основных и дополнительных образовательных
программ,
осуществлению
проектной,
исследовательской,
творческой
деятельности, развитию функционального и творческого чтения обучающихся,
самообразованию
и
росту
функциональной
эффективности
участников
обучения;
- обеспечивать деятельность пространственно-обособленных зон ИБЦ;
-реализовать
в
цифровом
образовательном
пространстве
общеобразовательных организаций электронное обучение и обучение с
применением дистанционных образовательных технологий;
-организовать деятельность ИБЦ в виртуальном пространстве на основе
применения инструментов и сервисов цифровых, медийных, информационных,
коммуникационных и Интернет-технологий (веб-ресурсы, облачные сервисы,
сервисы
извлечения
метаописаний
и
формирования
полнотекстовых
электронных коллекций, инфраструктура дополненной реальности и пр.).
Проблемы развития ИБЦ общеобразовательных организаций
В современных условиях ИБЦ как часть структуры общеобразовательной
организации
должен
стать
когнитивным
ресурсом,
определяющим
интеллектуальную продуктивность участников образовательной деятельности,
а также неотъемлемой частью процесса обучения.
Но существуют проблемы развития ИБЦ в школьных библиотеках, к
которым можно отнести следующие:
- недостаточность нормативной базы модернизации и деятельности
информационно-библиотечных центров;
- недостаточность ресурсного и материально-технического обеспечения
деятельности ИБЦ;
-дефицит помещений для зонирования;
- отсутствие сетевого сотрудничества и взаимодействия ИБЦ как в
горизонтальном, так и в вертикальном направлениях для целей повышения
эффективности деятельности и распространении практического опыта;
- дефицит и низкий уровень подготовленности кадров к реализации
новых современных задач;
- старый фонд художественной, справочной литературы, энциклопедий и
т.д., который не обновлялся десятилетиями.