Авторы: Кокаева Екатерина Сергеевна, Шошина Людмила Арамовна Методист
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 87 Комбинированного вида
Населённый пункт: РСО - Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: Тема : "Природа Родного края" Подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ДЕТСКИЙ САД №87 КОМБЕНИРОВОННОГО ВИДА
Г.ВЛАДИКАВКАЗА
УТВЕРЖДАЮ
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
КОНСПЕКТ
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ
РАЗВИТИЮ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ №9
«ВСЕЗНАЙКИ»
ТЕМА:
«ПРИРОДА РОДНОГО
КРАЯ»
СОСТАВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
КОКАЕВА Е.С.
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
НА ТЕМУ: «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о природе родного края.
Познакомить с
особенностями Северной Осетии - горами, ледниками, альпийскими лугами,
лесами.
ЗАДАЧИ:
1.
Углубить знания детей об особенностях родного края. Познакомить их с
названием ледников и деревьев
2.
Развивать способность раскрывать причинно-следственные связи и
взаимозависимости природных явлений, совершенствовать монологическую
речь и умение формулировать свои мысли.
3.
Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и
неповторимость природы родного края.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Словесные: Художественное слово, речевые логические задачи, беседа.
Практические: Рассматривание иллюстраций, работа с картой.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ.
Демонстрационный материал: Слайды природных объектов Северной
Осетии – Горы, ледники, горная река, альпийские луга, Физическая
карта Северной Осетии, карта гор Северной Осетии. Карточки к дидактическим
играм, Шкатулка.
Словарная работа: Кавказские горы, Горный край, Ледники, Заповедники.
Снежный Барс, тур, зубры, косули, кабаны ,олени и т.д.
Предварительная работа:
Чтение произведений о родном крае,
заучивание
стихов,
рассматривание иллюстраций;
рисование на тему "Родной край",
беседа
по теме,
рассказы детей из личного опыта
.
Изучение карты Северной Осетии и
обозначения на ней.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети входят по осетинскую музыку, здороваются с гостями.
Воспитатель
: Дети сегодня прихожу в детский сад, вижу, Шкатулка стоит на
столе. Хотела открыть ее, а она не открывается… Что делать? Не знаю…
Ответы детей…..
Воспитатель
: А мне кажется причина совсем в другом….
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
2,4.5. - СЛАЙД РОЩА ХЕТАГА
Слышится голос: Здравствуйте уважаемые, здравствуйте Дети. Чтобы
открылась волшебная шкатулка надо пройти испытания. Задания Вам я
оставил в конверте. Думаю, Вы справитесь вместе. Только выполнив все
задания, шкатулка откроется… Счастливого вам пути. Удачи!
Ребята, как Вы думаете, кто нам прислал эту шкатулку? (Волшебник,
Лесовичек, Дух Леса, Хетаг).
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте стихотворение К. Хетагурова. «Всати»
Снег сияет горный:
Манит вышина,
Там – ныхас просторный,
А на нем сосна;
С диких скал свергаясь
Воет водопад,
С двух сторон сверкая
Ледники висят.
Воспитатель:
О каком крае говорится в этом стихотворении?
Ответы детей
(О нашей Республике Северной Осетии.)
Воспитатель:
Волшебник прислал вам картинку, если вы правильно соберете её,
то узнаете о чём мы будем сегодня говорить.
СОБЕРИ КАРТИНКУ
Воспитатель:
- А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Ответы детей… (О природе Северной Осетии, о природе Родного края)
Воспитатель: Да, сегодня мы будем говорить о природе Родного края.
Воспитатель -
Дети, а что особенного есть в природе нашего края?
Дети: (Горы, ледники, реки, леса)
6.СЛАЙДЫ - КАРТА СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ
Воспитатель - Почти половина территории нашей республики покрыта горами.
Как можно назвать наш край?
Ответы детей…
Воспитатель: Да,
край называется - Горным
. Вот, какое красивое стихотворение горам
посвятил Коста Хетагуров:
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
Мир сказок, мир теней, прохлады
Волшебных грез... Везде, кругом
Густым увенчаны шатром,
Стоят столетние громады
Воспитатель: Кто мне скажет, что такое горы и для чего они нужны?
Ответы детей…
Дети:
Горы - это большие камни. В горах чистый воздух, там берут реки свое
начало, много ценных пород.
7.8.9.10. СЛАЙДЫ - ГОРЫ (ДЖИМАРОЙХОХ, СТОЛОВАЯ,
ЗИЛГА-ХОХ)
Воспитатель: А на карте, каким цветом обозначены горы?
Ответы детей…
11.12.13.14.15. СЛАЙДЫ - ЛЕДНИКОВ - ЦЕЙСКИЙ, КАРАУГ, МАЙЛИ,
КОЛКА.
Воспитатель – На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает.
Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое
подобие ледяной реки.
Воспитатель – Как вы, думаете, как называется эта ледяная масса, свисающая с
гор?
Дети: (Ледники)
Воспитатель – Кто знает, что такое ледник?
Дети: (Ледник - большое скопление льда)
Воспитатель –
На вершинах гор много лет лежит снег, скапливается и под
действием солнечного тепла и низкой температуры превращается в лед. У нас
много ледников: Цейский, Карауг, Майка. Но самый известный - это ледник
Колка. Он пульсирующий ледник. То движется, то останавливается. Но
несколько лет назад, часть ледника отломалась и упала вниз. Как вы думаете,
для чего нужны ледники? (закрепить).
Дети:
(Они питают водой горные реки).
Воспитатель -
А как вы думаете, каким значком обозначены ледники на карте?
ИГРА « НАЙДИ ПРАВИЛЬНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ»
(Выставляет обозначения) (Дети выбирают из 4 вариантов картинок,
правильный ответ, остальные вспоминают и называют, что они обозначают.)
(ОБОЗНАЧЕНИЕ: ГОР, ЛЕДНИКОВ, РЕК, ГОРОДОВ.)
16.17. 18.19.20.21.22.23. СЛАЙДЫ - ГОРА ЗИЛГА-ХОХ ; РЕК ТЕРЕК;
АРДОН; УРУХ;ФИАГДОН; ГИЗЕЛЬДОН;УРСДОН.
А какая река протекает у нас в городе? Как она называется?
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
Дети:
(Горная река Терек).
Воспитатель - Какая вода в реке Терек?
Дети:
(Горная, холодная, быстрая, берет начало в горах).
Воспитатель - Ребята, а что вы еще знаете о горных реках?
Дети:
( Горные реки быстрые, бурные, стремительные, своенравные, не
замерзающие, берут начало в горах.).
Воспитатель – Откуда берет начало река Терек? С какой горы стекает река
Терек?
Дети: (
Река Терек стекает с Ледника горы Зилга-Хох).
Воспитатель: - А какие еще реки протекают по территории республики?
Дети: (Урух, Ардон, Цейдон, Фиагдон, Гизельдон, Урсдон)
Воспитатель: Как обозначаются реки на карте?
Дети: (Реки на карте обозначаются синей линией).
Воспитатель - А как ещё, называют реку Терек? Почему вы так думаете?
Дети: (
Реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает
по соседним республикам).
Воспитатель: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы»,
потому что она протекает по соседним республикам.
А в какую игру можно поиграть на берегу Реки? «Водопад и ветер»
Дети: «Водопад и ветер» (Осетинская подв.игра)
Воспитатель – Отдохнули, пора продолжать путешествие, нам обязательно
надо выполнить все задания, чтобы открыть шкатулку….
24.25. СЛАЙДЫ - АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА
Воспитатель –
Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими
альпийскими лугами. (Показ иллюстрации альпийских лугов)
Воспитатель: Что растет на Альпийских лугах? Какие альпийские цветы вы
знаете?
Дети: (Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, колокольчики
осетинский, ардонский, рододендрон, смолевки).
ИГРА «НАЙДИ И СОЕДИНИ»
Воспитатель:
На карточках изображены цветы, найдите, пожалуйста, те
которые подходят к горной местности и проведите линию к значку с горами, а
другие со значком клумбы.
Воспитатель: - Молодцы ребята справились с заданием. Перечислите какие
цветы вы соединили с значком гор?
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки.
Воспитатель: А почему тюльпан не соединили с горами?
Дети: Потому, что это садовый цветок.
Воспитатель: - Перечислите, какие еще садовые цветы изображены.
Дети: - Нарцисс, роза, астра, тюльпан
Воспитатель: - Молодцы ребята справились с заданием. Я вижу, что вы
можете отличать садовые и горные цветы.
26.27. 28. СЛАЙДЫ АЛЬПИЙСКИЕ ЦВЕТЫ
Воспитатель - Ребята, а на альпийских лугах растут деревья?
Дети: (Нет, потому, что там очень холодно, дуют сильные ветры и тепло
бывает очень короткое время, поэтому там не могут расти деревья.)
Воспитатель – Следующее задание. Вы должны отгадать загадку. Слушайте
внимательно.
Загадка.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ацамаза — земляникой,
А Алана — облепихой,
Аделиночку — орешком,
А Ахмада — сыроежкой,
Эльбруса — малинкой,
Можжевельником – Даринку,
Георгия — черникой.
А Астемира хворостинкой?
Дети: (Лес).
29.30.31. СЛАЙДЫ - ЛЕС
Воспитатель –
Ребята, а какие леса растут на склонах ущелья?
Дети:- На склонах растут лиственные, хвойные и смешанные леса.
Воспитатель: - А какие, деревья растут в лесах?
Дети:- В лесах растут дуб, ясень, горная берёза, липа, граб, чинара, ольха...
Воспитатель - Вот мы и отдохнули в лесу. Чувствуете, какой здесь свежий
горный воздух? (брызнуть аэрозоль "Горная прохлада") Скажите, ребята, для
чего нам нужен лес?
Леса кладовые даров природы. Какую пользу они приносят людям?
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ» (Нужно найти к растениям леса картинку, для чего
мы их используем.)
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
Дети:- Ягоды, собираем, для того, чтобы заготавливать варенье на зиму:
облепиха, калина, малина, рябина, можжевельник.
- Дерево, это строительный материал, для изготовления мебели: бук, граб, дуб,
липа, клен.
- Подорожник – лекарственное растение, для того чтобы залечить рану:
душицей, ромашкой, зверобоем, одуванчик.
- Грибы - собираем для заготовки консервируем на зиму. Употребляем в
пищу.
Воспитатель - Ребята, мы в походе немного устали, давайте отдохнем.
(Физминутка - движения по тексту)
Мы пришли в горный лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
На верху орел кружит,
А внизу река бежит.
Полежим, отдохнем,
И дальше пойдем.
Воспитатель - Вот мы и отдохнули в лесу. Чувствуете, какой здесь свежий
горный воздух? (брызнуть аэрозоль "Горная прохлада") Скажите, ребята, для
чего нам нужен лес?
Дети: Лес - это кислород, тень, тепло, строительные материалы, бумага
Воспитатель -
Леса кладовые даров природы. Какую пользу они приносят
людям?
Дети: Укрепляет горы от разрушения и защищает поля от ветров. Лес – для
того, что бы отдыхать, дышать чистым воздухом, богатым кислородом,
слушать пение птиц, любоваться красотой природы.
Воспитатель: - Кто обитает в наших лесах?
ИГРА «КТО ЗНАЕТ - НАЗЫВАЕТ»
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто знает - называет» и будем передавать,
СВИРЕЛЬ, перечисляя животных. Что за инструмент? Кто из героев на ней
играл?
(Дети передают СВИРЕЛЬ АЦАМАЗА и называют животных).
Дети: (медведь, лесной кот, волк, лиса, куница, ласка, снежный барс.)
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо знаете животных Северной
Осетии. Вы справились со всеми заданиями Хетага. Да, наша природа очень
красива и богата. Ребята, а как вы думаете, как можно помочь сохранить
природу родного края? (Не вырубать деревья, не рвать цветы, не разорять
гнезда, не убивать животных, тушить огонь и не бросать мусор в лесу).
Что придумали ученые, чтобы сохранить природу? (Красную книгу).
32. СЛАЙДЫ" - КРАСНАЯ КНИГА"
Воспитатель: Что значит "Красная Книга"?
Дети: Красный цвет - беда - СОС! Он предупреждает людей о грозящей беде.
Воспитатель:
А что ещё для этого люди создают и делают?
Дети: Создают заповедники, дендрарии, природные парки.
Воспитатель:
Я думаю, что наши дети знают природу родного края, и
надеюсь, будут ее беречь и охранять.
Стихотворение:
Ребята, мы все задания Повелителя Природы выполнили. Посмотрим, открылась
ли наша шкатулка?
Воспитатель:
(открывает шкатулку – в ней медали «Мы часть природы» ,
минералы, мел, известняк, мрамор, уголь, которые находят в нашей республике
для изучения)
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
ФОТОГАЛЕРЕЯ К НОД
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.
ЗАВЕДУЮЩИЙ МБДОУ № 87_____________ОСИПОВ В.Н.