Автор: Наталья Александровна Короткова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КГБУСО "Кавалеровский СРЦН "Детство"
Населённый пункт: Приморский край, Кавалерово
Наименование материала: конспект
Тема: "Путешествие в космос"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия для детей
старшейгруппы по теме «Путешествие в космос»
Виды детской
деятельности
:
коммуникативная, познавательно-
исследовательская, двигательная, игровая, продуктивная.
Цель
:
Закреплять у детей представления о космосе.
Образовательные задачи:
1.Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Активизировать речь, расширять словарный запас детей, дополняя
новыми словами по теме: «скафандр», "SOS".
2. Закрепить понятия- «космос», «планеты Солнечной
системы», «кратеры», «комета».
3.Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 20 и
обратный счет в пределах 5, умение соотносить цифры с
количеством предметов.
4. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Расширить
кругозор дошкольников.
5. Закреплять приём рисования с помощью мыльных пузырей.
6. Продолжать развивать умение находить решения в проблемных
ситуациях, умение работать коллективно, работать по схеме-
образцу.
7 Совершенствовать двигательные способности детей, развивать
основные физические качества.
8. Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию,
бережное отношение к окружающему нас миру.
Материал:
Проектор, ноутбук, экран, колонки, м/м презентация
«Космодром», обучающий видеофильм « Планеты солнечной
системы», звукозаписи на тему : «Космос»; мягкие модули,
космический тоннель – деревянные дуги, муляжи продуктов питания
, тюбики с «едой для космонавтов», магнитная доска и набор букв,
разрезные картинки, карточки со схематичным изображением
различных поз человека, одноразовые тарелки и маркеры (по
количеству детей) , оборудование для эксперимента "Кратеры",
оборудование для "Раскрашивания планеты", оборудование для
изготовления «Комет», именное удостоверение космонавта каждому
дошкольнику.
Игровая мотивация:
Необычная гостья Венера Сатурновна,
«Сигнал SOS с планеты Крокс».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга.
1. Сюрпризный момент
(Раздается стук в двери, воспитатель выходит посмотреть, кто же
пришел, надевает костюм Доктора космических наук –шляпу, очки,
в руки- чемоданчик с документами, и выходит к детям)
-Здравствуйте, дети, меня зовут Венера Сатурновна и я – Доктор
космических наук.Ребята, а вы знаете, что такое космос? Давайте
вместе вспомним, что же это такое?
Дети: Космос– это очень высоко, там, где кончается воздушное
пространство Земли, начинается бесконечное космическое
пространство. Сюда не залетаю птицы. Здесь не могут летать
самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и
звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет.) (Слайд 1)
-Правильно, нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает
бесконечно большоепространство. В нем находятся небесные тела:
Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос. (Слайд 2)
- На какой планете мы живем? (Земля)
- Как называются люди на нашей планете? (Земляне)
-Нравится вам наша планета? (Да, нравится)
-А чем она вам нравится?
(Здесь много лесов, рек, морей и гор. На нашей планете живут
разные, интересные животные и птицы. На Земле много красивых
городов больших и маленьких. На нашей планете растет много
красивых цветов. Мы здесь родились
.)
-Один мой знакомый мудрец – Старик Хоттабыч – утверждает, что
Земля – это огромная тарелка, которая держится на трех китах. Вы
согласны с этим?
(Нет, наша планета Земля, имеет форму шара.)
- Слышала, как вы с утра здоровались с солнцем. А что такое
Солнце знаете? (большая раскаленная звезда)
-А сейчас, ребята, я вам вопросзадам:
Школу юных космонавтов собираюсь открывать.
Вы хотели бы ребята в этой школе побывать? - Да!
А придет поралететь вы не станете реветь? - Нет!
-Ну, тогда я предлагаювам поступить в мою школу юных
космонавтов и всем вместе отправиться в космическое путешествие.
Хотите? (Ответы детей)
-А каким должен быть космонавт знаете? (Слайд 3)
3. Стихи:
Космонавтом, чтобы стать, надо многое узнать:
Быть проворным и умелым,
Очень быстрым, ловким, смелым!
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет не легкий труд!
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет не легкий труд!
На корабль могут взять только сильных, ловких.
И поэтому нельзя здесь без тренировки
-Космос покоряют только настоящие космонавты: ловкие, смелые,
сильные, выносливые. Чтобы такими стать они действительно много
тренируются.
-Вот, посмотрите, как ребята тренируются. (Показывает) (Слайд 4)
-Мы с вами тоже пройдем подготовку к космическому полету и
проверим вестибулярный аппарат, который помогает нам
ориентироваться в пространстве и удерживать равновесие, то есть
мы понимаем: где право, где лево, где верх и низ. Итак, начнём.
-Кто знает как проверить вестибулярный аппарат?
Возьмитесь за руки и покружитесь.
Кружится голова?
Для начала нам нужно пройти физическую подготовку.
4. Логоритмическое упражнение «Космонавты»
(речь с движением)
(Звучит музыка)
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками
перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра (руки на поясе)
Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)
Венера Сатурновна: - Замечательно ребята! Физическую
подготовку мы прошли.Но еще космонавт должен уметь
ориентироваться в космосе по звездной карте. Давайте попробуем
разобраться в этой карте и проведем учения. (слайд 5)
5. Зрительная гимнастика (ориентировка по
звездной карте)
-Двигаем глазки в соответствии с проложенным маршрутом (3-4
повтора)
Венера Сатурновна: Ориентированию по звездной карте мы
научились, теперь –экзамен. Справитесь- сразу летим в космос.
6. Дидактическая игра «Еда для космонавтов»
-Мы сказали, что космонавты люди сильные, смелые, умные …
Для всего этого они должны не только тренироваться, но и хорошо
питаться.
(Подходим к столику с двумя подносами, различной едой и
тюбиками).
-Скажите, почему одна еда лежит на тарелке в нарезанном виде, а
друга в тюбиках?
-Давайте соберем на один поднос еду, которую мы возьмем с собой
в космос, а на другой, которую в космос не берут.
Венера Сатурновна: Экзамен сдали успешно, поздравляю. А
теперь, в путь!
-Мы отправимся в космическое путешествие на ракете. Нам с вами
ее нужно собрать из модулей, вот они. Образец ракеты перед вами
на экране. (Слайд 6)
7. СБОР РАКЕТЫ ИЗ МЯГКИХ МОДУЛЕЙ (Звучит
музыка)
- Замечательно! Наша ракета готова! Космонавты готовы! Ну что ж,
теперь мы можем отправляться в полет. Подскажите, а кто нам еще
нужен, что б мы могли отправиться в космическое путешествие?
(командир космического корабля- выбираем).
-В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры
и кислородные баллоны. (Дети надевают)
-Занимаем места в ракете. (Дети садятся на стулья за ракетой вместе
с воспитателем)
8. Пальчиковая гимнастика «Ракета»
Пристегнуть ремни! (Соединить кулачки)
Завести моторы (Вращательные движения руками).
Соединить контакты (Частые касания кончиков пальцев).
Приготовиться к запуску ракетыначинаем отсчет в обратном
порядке 5, 4, 3, 2,1 Пуск! (Рукитянутся вверх)
Командир космического корабля:
10 секунд- полет нормальный, 20 секунд- полет нормальный….
Венера Сатурновна:Ребята, посмотрите в иллюминаторы, там
столько интересного!
9. Видеоролик «Планеты солнечной системы»
Мимо нас проплывают: звезды, космические тела, Солнце и все 9
планет Солнечной системы:
1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность
каменистая и пустынная.
2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за
несколько секунд можно испечь пирог без духовки.
3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть
воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой
спутник — Луну.
4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет
четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.
5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.
6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна
своими великолепными кольцами.
7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая
вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют
«лежачая планета».
8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют
самые сильные ветры.
9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало
известно о ней.
10. РАЗДАЕТСЯ СИГНАЛ SOS! (с планеты Крокс)
Венера Сатурновна: -Сигнал
sos
c планеты Крокс,(Слайд 7) что
это значит? (просьба о помощи)
Ну, что, ребята, поможем? (ответы детей)
- Курс на планетуКрокс (Звучит музыка)
Венера Сатурновна: А вот и наша планета Крокс! Держитесь
крепче, приземляемся! (музыка)
-Выходизракетычерезкосмическийтоннель. (Дети проползают через
дуги в виде тоннеля. (Звучит музыкальное сопровождение.)
11. Артикуляционная + психогимнастика (удивляемся)
.
Удивились-
широко открыть рот, как при звуке «а», и
произвести длительный выдох.
.
Улыбнулись- растянуть губы в улыбку, как при звуке «и», и
произвести длительный выдох.
.
Восхитились-
округлить
губы,
как
при
звуке
«о»,
и
произвести длительный выдох.
12. Голосовое упражнение «Радиоволны»
Венера Сатурновна: предлагаю выйти на связь с «обитателями
Шелезяки».
За-зо-зу (произносится вопросительно).
Зя-зе-зю (произносится утвердительно).
Зве-звя-зви (произносится удивленно).
Зву-зво-звы (произносится радостно).
НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЖИТЕЛЬ ПЛАНЕТЫ
ШЕЛЕЗЯКА(Слайд 8)
- Здравствуйте, спасибо, что приняли наш сигнал бедствия. Злой
волшебник украл все краски, и теперь наша планета погибает.
Помогите нам их вернуть!
Венера Сатурновна:-Как мы можем вам помочь?
-Злой волшебник обронил конверт, когда улетал с нашей
планеты, может быть, там вы найдете подсказку?
Венера Сатурновна: Ребята, здесь зашифровано слово, которое
обозначает место, где спрятаны краски. Чтобы собрать все буквы,
нужно выполнить задания.
13. Задания волшебника
Задание 1
«Назови лишнее»
(Слайд 9)
-Ваша задача найти слова, относящиеся к космосу:
Гагарин, Пушкин, луноход, спутник, ракета, вертолет, метеорит,
воздушный змей, звезда, комета, глобус, Луна, Солнце, Венера.
-Докажите, почему?
Венера Сатурновна: смотрите, мы справились с заданием!
И нам получаем первая буква, какая? Это «Р».
- Кто найдёт такую же букву на магнитной доске и поставь ее
первой. (Ребенок выполняют)
Задание 2 «
Сосчитать ракеты» (Слайд 10)
-Чтобы угадать вторую букву, нужно сосчитать ракеты. (Дети
пересчитывают ракеты)
-Сколько ракет летит вправо? Считать нужно в направлении от себя.
Вслух не говорите, посчитайте про себя.
(Дети считают про себя и говорят по очереди свои ответы.
Проверяют вместе с Венерой Сатурновной.)
-Молодцы, ребята! Справились с заданием! И нам открылась 2
буква. Какая? Буква А
-Найди такую же букву на магнитной доске и поставьте ее второй.
Задание 3 «
Кратеры»
(
Слайд 11)
Венера Сатурновна:Следующее задание называется «Кратеры». А
вы знаете, что такое кратеры? (Ответы детей)
-Кратеры – это углубления на поверхности планеты, которые
образовались в результате падения метеоритов.
-Метеори
́
т — тело космического происхождения, упавшее на
поверхность крупного небесного объекта.
-И мы с вами тоже сможем сделать кратеры!Для этого нам
понадобится поверхность планеты. Вот она (на пластиковом
поддоненасыпана манная крупа, изображающая поверхность
планеты)
-Возьмем по одному предмету и представим, что это метеорит.
Осторожно опускаем его на поверхность этой неведомой планеты и
аккуратно достаем. Попробуйте!
(Дети берут пластилиновые шарики, прикрепленныек счетной
палочке, и делают ими углубления в манке)
- Получилось? Хорошо, молодцы!
-Мы с вами справились и с этим заданием, вот наша третья буква
«Д».Найди такую же букву на магнитной доске и прикрепите её.
Задание 4 «Замри!» (Подвижная речевая игра на основе
схем)
-Сейчас нужно выявить самых внимательных членов нашего
космического экипажа.
-Под космическую музыку вы двигаетесь в состоянии невесомости.
Как вы понимаете это слово? (Это такое состояние, когда
космонавты и вещи ничего не весят и плавают в космическом
корабле, словно рыбки в аквариуме.
(Дети изображают разные позы в состоянии невесомости)
- Хорошо, молодцы! Вот и четвертая буква «У».
- Найдите такую же букву на магнитной доске и прикрепи ее.
Задание 5 «Летающие тарелки» (Катрочки
снедорисованными цифрами на летающих тарелках)
Венера Сатурновна: Наша помощь нужна еще летающим
тарелкам, которые не могут благополучно приземлиться, пока мы не
превратим точки в цифры. Соединяем точки получаем цифру.
(Дети выполняют задание под спокойную музыку, и
прикрепляют летающие тарелки на плакат с изображением
поверхности планеты и космоса – на поверхность.)
-У всех получилось? Молодцы! Теперь прикрепите их на
поверхность планеты.
-А вот и еще одна буква. Какая? Буква Г
- Найдите такую же букву на магнитной доске и прикрепи ее.
Задание 6 «Кометы»
Венера Сатурновна: у нас осталось одно последнее задание, и мы
узнаем, где спрятаны краски! Нам нужно сделать кометы. (Слайд
12)
-А что такое комета? (Комета – это космическое тело, состоящее
изо льда и твердых частиц. Когда лед в комете тает и испаряется, за
ней образуется яркий и размытый хвост)
-Я помогут нам выполнить задание — вот эти пластилиновые
звездочки и макаронные изделия – спагетти. Посмотрите, как это
делается (Венера Сатурновна, вместе с детьми, делают по одной
комете и затем располагают их на плакате, где летающие
тарелки, только в районе космоса.)
Венера Сатурновна:смотрите, ребята, мы открыли последнюю
шестую букву. Это буква А
-Найдите такую же букву на магнитной доске и прикрепи ее.
Венера Сатурновна: Какое слово у нас получилось?
Слово «РА-ДУ-ГА», ведь именно в ней находятся все краски.
Венера Сатурновна: ой, ребята, а что у нас здесь? Вы только
посмотрите!
(За магнитной доской находится стол, на котором стоят краски)
14. Рисование
Венера Сатурновна: (снимает накидку)
- Вот они украденные краски. Давайте поможем жителям планеты
Крокс, раскрасим их планету.
- Какие красивая разноцветная планета получились! Мы вернули ей
краски. Теперь планета Крокс спасена!
-А нам пора возвращаться обратно на Землю. Занимаем места в
ракете.
15. Подведение итогов
Венера Сатурновна: -Вот мы и вернулись на космодром! Снимем
наши воображаемые скафандры и баллоны с кислородом.
Замечательно!
- Что вы сегодня узнали во время путешествия? (ответы детей)
-А как мы помогли жителям планеты Крокс?
(Складывали картинки, считали ракеты, делали кратеры, находили
звезды, помогли приземлиться летающим тарелкам, сделали кометы
из спагетти и раскрасили планету)
Венера Сатурновна: Если вам понравилось наше космическое
путешествие, то покажите «класс» - большой палец вверх; если не
понравилось – то большой палец вниз; а если так сяк – то большой
палец в сторону.
- Вам понравилось наше космическое путешествие? (дети
показывают).
Венера Сатурновна: Ребята, за успешное выполнении полета и за
помощь жителям планеты Крокс, я вручаю вам удостоверения
космонавтов!
(Венера Сатурновнавручает каждому ребенку
удостоверение)
Венера Сатурновна: и на память хочу вам подарить планету,
которую мы раскрасили. Теперь вы можете возвращаться в свою
группу, покажите ее другим ребятам и расскажите о нашем
увлекательном путешествии. Досвидания!