Напоминание

"Во льдах Арктики"


Автор: Шевелева Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицей №21
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область
Наименование материала: Сценарий воспитательного события с элементами ТРИЗ
Тема: "Во льдах Арктики"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитательное событие

Сценарий внеклассного мероприятия «Во льдах Арктики» (6 класс)

Цель занятия: углубление знакомства с Северным морским путем и его значением,

ролью атомного ледокольного флота в развитии российской Арктики.

Формирующие ценности: любовь к Родине, гордость по отношению к своей стране,

развитие, научное знание.

Планируемые результаты

Личностные: формирование гражданской идентичности на примере исследователей

Арктики;

развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками;

формирование бережного отношения к богатствам страны.

Предметные:обучающиеся узнают о географических и экономических особенностях

Арктики,

о

расположении

и

значении

Северного

морского

пути;

формируют

представление об атомном ледокольном флоте и его значении.

Метапредметные:

участие

в

коллективном

диалоге;

умение

сопоставлять

и

анализировать информацию; овладение базовыми понятиями по теме.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Форма занятия:

беседа-практикум. Занятие включает в себя анализ информации,

использование презентационных материалов, работу с картами.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с погружения в основную тему через решение открытой задачи и

кроссворда.

Часть 2. Основная

Выполнение практического задания по измерению Северного морского пути для

акцентирования его значения для Арктики, решение небольших кейсов.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов: рефлексия

Сценарий занятия

Часть 1. Мотивационная (7 минут)

Дети сидят за столами, объединившись в три команды по 5 человек, на столе у каждой

команды флажок с эмблемой РОСАТОМа и полосой определенного цвета (зеленая,

красная и желтая)

Учитель: Ребята, вы сегодня с помощью цветных кружков при входе в класс

объединились в три команды (зеленую, красную, желтую). У каждого из вас свои роли в

команде (на кружках написаны буквы: К – капитан, С – секретарь, Д – докладчик, Г-

генераторы идей)

Учитель: На одном из прошлых занятий мы познакомились с удивительным краем нашей

страны, наполненным природными богатствами, завораживающими пейзажами и

загадками. Сегодня я предлагаю вам решить открытую задачу про Арктику.

Задача

Осенью 1937 года советский пароход ледокольного типа «Георгий Седов» был отправлен

на помощь двум ледоколам, застрявшим среди льдов моря Лаптевых из-за рано

наступившей зимы. Усилия оказались напрасными, и «Седов» вместе с «Садко» и

«Малыгиным» не сумели выбраться из ледового плена. 30 октября поступил приказ о

переходе на зимовочное положение. Среди 217 участников экспедиции не было никого,

кто обладал бы опытом зимовки. Ребята, предложите способы спасения ледоколов и их

экипажей. Придумайте, как сэкономить топливо и другие ресурсы.

Обсуждение в командах (2 минуты)

Ответы детей

Учитель: В ноябре экипаж вывел из эксплуатации машины и перешел на отопление

буржуйками, искусственное освещение осуществлялось керосинками и свечами. С

начала апреля 1938 года государство стало предпринимать шаги по спасению членов

экспедиции и пароходов. К концу месяца три самолета звена Героя Советского Союза

Алексеева сумели эвакуировать большую часть людей, так что на трех пароходах из 217

человек осталось 33 (по 11 на каждом судне). Осмотр «Георгия Седова» на предмет

повреждений показал, что у него неисправно рулевое перо и судно не может управляться

самостоятельно. Не спас и ледокол «Ермак», который прибыл для буксировки «Седова»

(установил мировой рекорд свободного высокоширотного плавания). 30 августа все

пароходы ушли, оставив «Седова» на вторую зимовку. Последующие попытки спасти

ледокол также не дали положительного результата. Лишь 3 января 1940 года ледокол

«Иосиф Сталин» сумел поравняться с «Седовым» и помог ему выбраться на чистую

воду. В Москве членов экипажа встречало правительство. Все они были удостоены

звания Героев Советского Союза, а «Георгий Седов» награжден орденом Ленина.

Учитель: Ребята, а капитаном ледокольного парохода «Георгий Седов» был 29-летний

уроженец Пензы, наш с вами соотечественник. Его фамилию мы узнаем, разгадав

кроссворд.

Учитель: Вспомним интересные факты об Арктике и атомном флоте России.

1. Среди исследователей, вписавших свои имена в освоение Северного морского пути,

были два Георгия: Седов и … (Брусилов).

2. Редкий металл, ядра которого способны распадаться, высвобождая огромное

количество энергии. (уран)

3. Как называются суда, предназначенные для прохождения ледяного арктического

покрова? (ледокол)

4. Назовите фамилию исследователя, под командованием которого экспедиция впервые

прошла Северный морской путь за одну навигацию. (Шмидт)

5. Что извергает вместе с метаном подводный вулкан ХааконМосби? (грязь)

6. По низовьям какой реки могут круглый год водить суда атомные ледоколы «Таймыр»

и «Вайгач»? (Енисей)

7. Именем какого российского ученого назван один из подводных хребтов арктической

зоны? (Ломоносов)

Учитель: Капитаном ледокола «Георгий Седов» во время второй зимовки был 29-летний

Константин Сергеевич Бадигин, наш с вами земляк.

Дальше идет рассказ о К.С. Бадигине, сопровождаемый небольшой презеньацией

Часть 2. Основная (15 минут)

Практическая работа

Учитель: Ребята, а теперь вернемся в арктические широты.

Несмотря на суровые условия арктических земель, их продолжают осваивать. Как вы

думаете, почему? (там есть алмазы, золото, нефть, руда, уголь, пушнина и лес). Самым

доступным способом обеспечения всем необходимым городов и производств Арктики

является морской путь. Подумайте, почему? (большой объем груза, дешево) Сегодня мы

тоже отправимся в морское путешествие из Гамбурга в Йокагаму.

Учитель: Проведем практическую работу. У вас на столах карты с изображение трех

морских путей. Командам необходимо измерить пути на карте (каждая команда измеряет

путь своего цвета, результаты заносятся в таблицу), вычислить действительную длину

каждого маршрута. В этом нам помогут нитки и линейка.

Для справки: Ребята, в левом верхнем углу карты указан масштаб, он сообщает вам во

сколько раз реальная длина уменьшена, не забудьте рассчитать настоящую длину

маршрута. При необходимости используйте карточки SOS.

С помощью нитки обучающиеся прокладывают маршрут по карте, затем измеряют его

линейкой, о потом, используя масштаб карты, вычисляют примерное реальное

расстояние

Учитель: Давайте посмотрим, какие результаты у нас получились.

Примерные результаты групп:

По Северному морскому пути – 14280 км;

Через Суэцкий канал – 23200 км;

Через мыс Доброй Надежды – 29400 км.

Заполнение общей таблицы.

Какие выводы можем сделать, глядя на эти цифры.

Ответы групп. Итоги практической работы.

Решение кейсов

Учитель: Продолжаем наше путешествие. Как вы думаете, ребята, а почему ледоколы

«Седов», «Садко» и «Малыгин» попали в ледовый плен, проходя по Северному

морскому пути? (ранняя зима, недостаточная мощность и прочность ледоколов) Что

изменилось с тех пор? (Сейчас в эксплуатации более мощные и экономичные атомные

ледоколы, еще они не вредят экологии) Совершенно верно, а из скольких судов состоит

атомный морской флот России? (из 7) Вспомните их названия. («50 лет Победы»,

«Ямал»,

«Вайгач»,

«Таймыр»,

«Арктика»

и

«Сибирь»,

атомный

контейнеровоз

«Севморпуть»)

Учитель: Сейчас мы с вами представим себя сотрудниками большой корпорации Росатом

и попробуем разработать маршруты для ледоколов. У нас есть три технических задания,

капитаны подойдут и получат пакеты. Необходимо внимательно прочитать задание,

разобрать документацию и заполнить маршрутную таблицу.

Техническое задание №1

Заполните маршрутную таблицу для рейса, осуществляющего транспортную перевозку

леса по Северному морскому пути из Мурманска в Певек с заходом в устье Енисея (640

км) в декабре 2022 года. Для обеспечения прохождения судна подберите подходящий

ледокол для сопровождения, рассчитайте время в пути.

Маршрутная таблица

1. Подходящий ледокол

2. Скорость движения

3. Расстояние между пунктами

4. Время в пути (в сутках)

Техническое задание №2

Заполните

маршрутную

таблицу

для

рейса,

осуществляющего

туристическую

перевозку пассажиров из Мурманска в Тикси в декабре 2022 года. Для обеспечения

безопасности рейса подберите подходящий ледокол, рассчитайте время в пути.

Маршрутная таблица

1. Подходящий ледокол

2. Скорость движения

3. Расстояние между пунктами

4. Время в пути (в сутках)

Техническое задание №3

Заполните маршрутную таблицу для рейса, осуществляющего перевозкуконтейнерного

груза из Владивостока в Диксон в декабре 2022 года. Для обеспечения безопасности

рейса подберите подходящий ледокол, рассчитайте время в пути.

Маршрутная таблица

1. Подходящий ледокол

2. Скорость движения

3. Расстояние между пунктами

4. Время в пути (в сутках)

В пакетах у детей: техническое задание с маршрутной таблицей, информационные карты

ледоколов (4 штуки), карта СВМ с указанными длинами отрезков.

Дети работают с кейсами (5 минут)

Учитель: А теперь, уважаемые сотрудники, отчитайтесь о проделанной работе. (дети

очень кратко рассказывают о своем задании и сообщают какой ледокол им подошел,

сколько времени займет их рейс)

Часть 3. Заключение (3 минуты)

Итоговая рефлексия

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами неплохо потрудились, а теперь подведем итоги. У

вас на столах стикеры, возьмите один и продолжите на нем одну из фраз (начало фраз на

слайдах):

Из услышанных сегодня фактов наиболее интересен…

Я горжусь, что…

Если бы мы продолжили сегодняшнюю тему, то я хотел бы узнать…

Учитель: А теперь свои стикеры прикрепите на наш с вами ледокол знаний (на доске

нарисован ледокол, дети прикрепляют туда свои стикеры).

Спасибо всем за работу!



В раздел образования




Яндекс.Метрика