Автор: Герасимова Ксения Владимировна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО "ДЮСШ № 4"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Особенности работы детского тренера ДЮСШ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа № 4»
города Кургана
Особенности работы детского
тренера ДЮСШ
Методические рекомендации
Выполнила:
Герасимова Ксения
Владимировна
инструктор -методист
Курган
2023 год
Тренер - это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее или
высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со
спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее
руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных
результатов.
Работа детского тренера относится к одному из сложных видов деятельности,
в которой происходит развитие физических качеств личности ребёнка, его
физической активности, которая развивается не изолированно, а взаимосвязано с
умственной и нравственной активностью. Преуменьшать физическую активность
не
следует.
Физическая
активность
является
важнейшим
ресурсом
жизнедеятельности каждого человека. И работа детского тренера является в этом
отношении наиважнейшей. Профессия тренера относится к классу профессий
«человек-человек», и в работе с детьми становится очевидной педагогическая
сущность этой профессии. На это указывает семантика слова тренер: англ. trainer,
от train- воспитывать, обучать. Это важнейшие, базовые функции тренерской
деятельности,
которые
сопровождаются
и
дополняются
другими
видами
деятельности.
Специфика деятельности тренеров в спорте имеет следующие особенности.
1. Главная особенность тренеров ДЮСШ заключается в педагогическом
характере. Тренер должен не только обучать и развивать юных спортсменов для
достижения ими спортивных результатов, но и воспитывать их, формировать
гармоническую
личность.
Большинство
тренеров
решают
только
задачу
повышения спортивных достижений.
Это относится скорее к тренерам-мужчинам, которые лучше осуществляют
образовательную и соревновательную (подготовку к соревнованиям) работу.
Тренеры-женщины
имеют
определенное
преимущество
перед
тренерами-
мужчинами в воспитательной и оздоровительной работе.
2. Важная особенность профессиональной деятельности тренера состоит
также в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность
спортсмена. Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и
вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен
всегда может уйти к другому тренеру.
При работе с детьми и подростками
тренеру важно учитывать возрастные особенности мотивационной сферы своих
учеников: дети и подростки часто меняют вид спортивных занятий или стремятся
заниматься несколькими видами сразу.
В целом, успешность воспитания и
развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими
воспитанниками.
3. Факторы, приводящие к значительным нервным перегрузкам тренера,
которые могут негативно сказываться на успешности его деятельности:
а) деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, либо
в каких-то других нестандартных и непривычных условиях, при минимальном
комфорте и отрыве от семьи;
б) тренеру приходиться вступать в контакт с широким кругом людей,
которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного
процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с
коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других
команд, с журналистами;
в) успешность деятельности тренеров находится в зависимости не только от
них самих, но и от спортивных достижений их учеников, от личности
руководителей и даже от материальной базы;
г)
деятельность
тренера
характеризуется
высокой
степенью
"профессионального
риска",
поскольку
всегда
существует
вероятность
"напрасности" многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или
временного отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами
спортсменов;
д) престиж тренера отличается неустойчивостью, и его уровень достигает
пика только в момент удачного выступления спортсменов и стремительно падает,
когда его преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера обладает
высокой
конкурентностью,
нестабильностью статуса и профессионального
положения;
е) деятельность тренера связана с высоким уровнем эмоционального
напряжения, поскольку она носит публичный характер и от нее многое зависит. В
процессе соревнования он испытывает такие же переживания, как и спортсмены,
но должен сдерживаться или скрывать их;
ж) тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм
при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет
двигательное действие, особенно в условиях, когда показатели физического
состояния уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не
подготовлен.
4. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так
как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается,
как правило, спортивными результатами его учеников.
5. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть
хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к
занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в
постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями
своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром, и ученик не ушел из школы.
6. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста
спортивных достижений, т.е. осуществлять не только набор, но и отбор учеников.
7. Тренер отвечает за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены
максимально проявлять свои физические возможности, как на соревнованиях, так
и на тренировке.
8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны
находиться в определенной спортивной форме.
Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами,
присущими
любой
другой
педагогической
деятельности,
но
и
обладает
специфическими особенностями, свойственными спортсменам [2]. Рассматривая
деятельность детского тренера и ее влияние на детей, приходишь к выводу об ее
комплексном
характере.
Представляющий
собою
комплекс
чего-либо;
охватывающий целую группу предметов, явлений, процессов и т.п. Тренер
проводит со своими воспитанниками значительную часть их свободного времени.
Зачастую получается так, что спорт организует и занимает большую часть
свободного времени подростка. В таких условиях фигура тренера становится
весьма авторитетной для ребёнка. А сам тренер становится тем «значимым
взрослым», которого ценят подростки в этот период возрастного становления.
В рамках спортивной деятельности (в отличие от школьной), подросток
сталкивается с решением трудных жизненных задач, где цена ошибки не менее
серьезна, чем оценка за учебную работу в школе. Происходит это потому, что эта
деятельность
происходит
не
в
рамках
строго
регламентированных
образовательных
стандартов
и
учебных
программ,
а
в
постоянном
взаимодействии с окружающим миром, с меняющимися обстоятельствами
деятельности, на глазах сверстников, где очевидными становятся и успехи, и
неудачи.
Комплексный характер работы детского тренера проявляется в
постоянном осуществлении им сложного «набора» разных видов деятельности
фактически на любом занятии. Наиболее важными, как уже сказано выше, в
работе являются тренера обучающая и воспитывающая деятельность.
Виды деятельности необходимые для достижения успешных результатов в
развитии детей.
1.
Мотивация спортивных занятий детей отличается непосредственностью.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок занимался не по принуждению, а
охотно, с интересом, потому что интерес - один из ведущих мотивов любого
занятия, любого вида деятельности. Эта деятельность организуется только в
результате диагностического анализа интересов, склонностей, способностей
ребёнка, выявления его отношения к различным видам спорта, учебным
предметам,
занятиям;
изучения
особенностей
психо-физиологического
и
физического развития, его положения в среде сверстников. Диагностическая
деятельность невозможна без перцептивных способностей тренера, которые
проявляются в его обострённом восприятии, наблюдательности, на основе чего
формируется образ воспитанника, складывается понимание его внутреннего мира.
Ведь подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о
средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а
не на процесс достижения: подросток может очень живо, в деталях, представлять
себя чемпионом, купающимся в лучах славы, не задумываясь, что для этого
нужно сделать. Эта мечтательность детей создает известные трудности при работе
с ними, но в то же время может служить мощным стимулом проявления
подростками высокой активности при занятиях спортом. Задача педагога -
превратить созерцательную мечту ребенка в активную.
Тренер должен учить детей видеть в человеке не только положительное или
отрицательное. Если группа ориентируется на подростка, выступающего в роли
отрицательного лидера, нужно раскрыть его недостатки. А, чтобы ввести в
групповое общение отвергаемого группой ученика, нужно подчеркнуть его
достоинства.
Более
склонными
к
анализу
оказываются
неблагополучные
подростки, поэтому они могут более критически оценивать положение дел в
группе и вследствие этого более болезненно воспринимать несправедливое к себе
отношение.
Взаимоотношения между людьми строятся не только на деловой, но и на
эмоциональной основе. Тренер может, не замечая того, чаще подходить к
ведущему или перспективному спортсмену и реже — к остальным. Дети это
быстро замечают и делают вывод о необъективности тренера.
Не все тренеры могут работать с детьми. Возможно, что тренер, не имеющий
способностей к этому, будет успешно работать со взрослыми спортсменами.
2. Необходимым видом деятельности тренера является коммуникативная,
ибо
без
взаимодействия,
контакта,
сотрудничества
с
воспитанником
поставленных
результатов
достигнуть
невозможно.
С
коммуникативной
деятельностью
тесно
связана
речевая
деятельность.
Все
объяснения,
комментарии, команды, указания тренера должны быть облечены в совершенную
речевую
форму,
чтобы
быть
поняты
детьми.
Спортсмены
оценивают
профессиональные, личностные качества, а также стиль поведения тренера. При
этом
оценка
его
профессиональных
качеств
отражает
особенности
складывающихся деловых отношений между тренером и спортсменом, оценка
личностных качеств отражает наличие или отсутствие эмоциональных контактов
между ними, как спортсмен относится к требованиям тренера, принимает или нет
его стиль поведения. Положительные взаимоотношения между тренером и
спортсменами
способствуют
созданию
благоприятной
психологической
атмосферы в группе, конфликтные, в свою очередь, не могут не оказывать
отрицательного влияния на общение юных спортсменов. Если тренер в своем
общении со спортсменами не ограничивается рамками чисто деловых отношений
с ними и ориентирован в своей деятельности не только на функциональную,
техническую и тактическую подготовку спортсмена, а также уделяет достаточное
внимание процессу формирования благоприятного психологического климата в
коллективе, то в этом случае юные спортсмены достаточно высоко оценивают
личностные качества тренера, его авторитет при этом значительно возрастает.
3.
Тренеру
необходимо владеть проектно-планировочной деятельностью,
целью которой является как организация работы всей группы детей, так и
индивидуализация обучения отдельных членов группы (как наиболее, так и
наименее успешных). Без этого невозможно предотвратить уход из группы детей,
далеко не сразу проявляющих свои спортивные способности и готовых к
переходу на более высокий уровень результатов. Тренер, не владеющий приёмами
индивидуализации и дифференциации обучения, часто просто не видит личность.
Его интересуют только спортивные достижения. Тренер может быть носителем
добра и зла. Трудно четко определить грань между нравственностью и
безнравственностью тренера. Даже если тренер дисциплинирован, вежлив,
образован, у него все планы и обязательства выполнены, но он не педагог, он
ищет в спорте лишь частную выгоду и его единственная цель – вылепить из
несмышленыша чемпиона, а не человека, при этом любыми средствами, и дети у
него не живут спортом, не творят, а работают, как роботы. Не исключено, что
наиболее способные из них действительно станут чемпионами, но в душе своей
так и не поймут величия спорта, не откроют его прелесть и истинные ценности, и
в чемпионстве своем, как и тренер, будут искать лишь выгоду и славу. Пусть не
все. Пусть даже один – это уже нравственное преступление перед человеком и
перед обществом.
4. Тренер должен в совершенстве владеть организаторской деятельностью,
направленной на объединение пришедших из разных школ и классов детей в
организованное
сообщество,
скреплённое
коллективными
межличностными
отношениями, взаимной поддержкой и взаимопомощью, соблюдением порядка
занятий и организованного их завершения. Когда тренер перед тем или иным
подростком с первых занятий ставит целью достижение высоких личных
результатов,
что
стимулирует
работоспособность
спортсмена,
заставляет
безоговорочно выполнять самые жесткие тренировочные требования, но это в
дальнейшем приводит к тому, что ученик становится фанатиком, живущим вне
интересов коллектива, так как занятия спортом становятся для подростка лишь
средством удовлетворения собственных быстрорастущих потребностей. «Он
становится
эгоистом,
что
мешает
формированию
дружного
сплоченного
коллектива, достижению общих высоких спортивных результатов». От тренера
зависит правильная постановка перспективы развития спортивного коллектива, а
цель должна быть общезначимой для всех, именно она может сплотить коллектив,
что и будет определять воспитательный эффект в спорте.
5. Занятия физической культурой и спортом всегда содержат элементы
состязательности, выявление лидеров, победителей, поэтому тренер должен
хорошо владеть судейской деятельностью. Она налагает особую ответственность
за соблюдение всех правил в спортивной деятельности, требует от тренера
высокого чувства справедливости, которую всегда отмечают и ценят дети.
Принято считать, что профессиональный долг тренера-педагога заканчивается (а
точнее, раскрывается в полной мере) тогда, когда он успешно реализует два вида
деятельности - образовательную и воспитательную. Однако на самом деле это не
так. В занятиях физической культурой и спортом важны все вышеперечисленные
виды деятельности. Именно поэтому исследовательская проблема видится нам в
анализе комплексного характера деятельности детского тренера, задачу которого
часто
видят
лишь
в
достижении
спортивного
результата
его
ученика.
«Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и
управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут
учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи
между ними» [1]. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих
факторах и характере их влияния. Только единство целей, содержания, форм,
методов обучения и воспитания и других видов деятельности, их дополняющих,
приведут к желаемому результату. Сложность и специфика работы детского
тренера
определяется
целым
рядом
факторов.
Сложность
работы
в
преобразовании разнородной мотивации в позитивную мотивацию, основанную
на
устойчивом
интересе
к
занятиям,
обеспечивающем
проявление
воли,
стремление преодолеть трудности, проявить самопроизвольную активность и
инициативу. Сложность и специфика деятельности тренера, её комплексный
характер во многом определяются необычностью, сложностью образовательного
пространства, в котором проходят занятии по разным видам спорта. В отличие от
привычного класса, с привычной расстановкой мебели, устойчивым укладом
жизни школы и класса, тренер проводит занятия в бассейне, на стадионе, на
корте, на беговой дорожке, в гимнастическом зале, где нужна предельная
концентрация
внимания
и
забота
о
строгом
порядке
работы
каждого
воспитанника и всей группы. Они являются условием предупреждения различных
рисков, условием сохранения здоровья детей, их охраны от возникающих
опасностей. Б.Г. Ананьев, рассматривая проблемы человекознания, настаивал на
целостном понимании природы человека, на комплексном подходе к его
изучению. Он писал: «Уже в настоящее время взаимодействие наук, относящихся
к естествознанию, с одной стороны, и обществоведению — с другой, служит делу
интеграции знаний о человеке (в целях воспитания, научной организации труда и
т. д.). Поучителен возрастающий масштаб такой интеграции при решении новых
задач, например, освоения космоса или адаптации человека к глубоководным
погружениям и т. д. С каждым важным шагом технические взаимоотношения,
требующие правового и морального регулирования, преобразуются в духовные
ценности, включающие и человеческие качества, в том числе душевное и
физическое здоровье» [3]. Возрастающее внимание к физическому здоровью
человека, к физическому развитию ребёнка посредством занятий физической
культурой и спортом, применения здоровье сберегающих технологий, требуют
исследовательского
подхода
к
анализу
деятельности
педагогов
тренеров,
поскольку в их работе интегрируются знания из разных наук и комплексируются
(сочетаются, объединяются) различные виды 162 деятельности, обеспечивающие
решение образовательных и воспитательных задач в единстве.
Они отражают динамический характер деятельности тренера, в которой
возникает немало ситуативных, непредвиденных моментов, разрешение которых
требует всего комплекса знаний, умений, способностей педагога.
Библиографический список
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - Изд.
2-е. - СПб., 2001. -31 с.
2. Гусов, К.Н. Спортивное право. Правовой статус спортсменов, тренеров,
спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и
спорта / К.Н. Гусов, О.А. Шевченко. - М.: Проспект, 2011. - 95 с.
3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. /
И.П. Подласый. - М., 1999. - С. 91