Автор: Музыкантова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Огонек"
Населённый пункт: город Рудня смоленской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД "Сказочный театр"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ОГОНЕК» ГОРОДА РУДНИ
Конспект занятия по развитию речи
с элементами театрализованной деятельности
в старшей группе
«Сказочный театр»
2022-2023 уч.г.
Воспитатель: Музыкантова Т.В
Задачи:
Образовательные:
расширять
представление
детей
о
театре
и
театрализованной деятельности.
Закреплять
умение
вспоминать
название
любимых
сказок
и
анализировать их, отгадывать загадки.
Упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без произнесения
слов, а так же в умении различать эмоциональное состояние героев и
передавать его интонацией голоса.
Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, формировать
правильное речевое дыхание и длительный ротовой вдох.
Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими
персонажами, умение инсценировать стихи, сценки.
Обогатить словарь детей театральными терминами: артист, эмоции, мимика,
пантомима.
Воспитательные: Воспитывать артистизм, эстетические чувства, умение
перевоплощаться, воображение, фантазию.
Оборудование: макет дома, маски медведя, ежа, белки, зайца, вороны
,горшочек меда, корзины с овощами и грибами, сундук, билетики с
заданиями.
Ход занятия
Приветствие гостей.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: здравствуйте, ребята. Я бабушка Сказочница и я очень
люблю сказки. А вы? Например, моя любимая сказка Красная Шапочка, а у
вас?
(Дети называют свою любимую сказку и объясняют, почему она им
нравится)
В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам
нельзя без них.
А где можно встретить сказку? ( в кино, в книге, в мультфильмах, в
театре).
А что такое театр? (ответы детей).
Расскажите мне, пожалуйста, какие театры вы знаете (ответы детей) .
Молодцы, ребята, вы уже много знаете о театре, о том кто в нем
работает.
Знаете, я сегодня шла к вам и увидела шкатулку, она мне очень
понравилась (показ).
А шкатулка не простая
Вся волшебная такая…
Ребята, давайте откроем ее и посмотрим ,что у нее внутри. (шкатулка
не открывается, из нее показывается билет).
Бабушка, вместе с детьми, уточняет, для чего и в каких местах нужны
билеты. Затем произносят слова:
Театр, в гости приходи!
Чтобы сундук открылся, а мы стали артистами нужно выполнить
театральные задания от разных театров. Возьмём первый билетик.
Здесь задание от «Театра язычка»
Чтобы стать хорошим артистом, уметь чётко и красиво говорить, надо
тренировать язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Сделайте глубокий вдох и скажите на выдохе: «Чоки,
чоки, чоки, чок, поработай язычок». ( Повторяют все дети, затем 2-3
индивидуальных повторов).
А теперь язычок может поработать:
Упражнения для языка:
«Качели» - кончиком языка касаться то верхней, то нижней губы.
«Часики»- кончиком языка касаться то правого , то левого уголка губ.
«Мама шинкует капусту» - покусать кончик языка.
«Ставим укольчики» - кончиком языка прикасаться поочерёдно в
каждую щёку.
«Почистим зубки» - водить языком по верхним и нижним зубам.
«Жало змеи» - тонкий язык высунуть изо рта и быстро спрятать
обратно.
«Лопата»
-
попытаться
достать
кончиком
языка
до
носа,
до
подбородка.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием от «Театра
язычка».
Возьмём следующее задание.
Оно от «Театра пантомимы». Вы знаете, что такое пантомима? Это
когда показывают чувства героев без слов: выражением лица, жестами,
движение тела. Это упражнение на молчание.
Первое задание для девочек.
Нужно показать, как танцует Фея на балу у Золушки.
Как злится ведьма, узнав, что Белоснежку спасли гномы.
Задание для мальчиков.
Как радуется Буратино, когда находит золотой ключик.
Как сердится волк на зайца.
А все вместе ребята покажем.
Как грустит зайчик, когда лиса его выгнала из домика.
Молодцы справились со вторым заданием. Возьмём следующее
задание.
Оно от «Театра Эмоций».
Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у
него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким. Сейчас только
нужно вспомнить наших знакомых гномов. Какую эмоцию вы видите на лице
каждого гнома?
(Изображения
гномов:
грустного,
весёлого,
злого,
удивлённого,
испуганного.)
Дети
называют
эмоцию,
а
затем
рассказывают
стихотворения,
передавая эмоции голосом, мимикой.
Грусть. Все ребята во дворе весело играют. Только гном болеет дома и
с утра скучает.
Удивление. Гном зимой поймал снежинку, подобрал на горке льдинку
Прибежал домой и ...Ах! Лишь вода была в руках.
Испуг. Ночь пришла, и в темноте тени движутся везде.
Гном забрался под кровать. Спрятался и стал дрожать.
Злость. Целый день он хмурит брови и грозит всем кулаком.
Да, сегодня гном не в духе. Навестим его потом.
Радость. У него сегодня день рожденья и подарков от друзей не счесть
Книжки, сладости, игрушки. Даже шар воздушный есть.
Вы справились и с этим заданием и шкатулка почти открылась. Но
перед тем как узнать, что же находится в ней, мы с вами немного отдохнем.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в стороны развел.
Ключик , видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Но, оказывается, задания на этом не закончились.
Нам нужно выполнить ещё одно задание. Мы должны, отгадав
загадки, узнать, какие маски спрятаны в шкатулке, а по маскам узнать
название сказки, которую мы, как настоящие артисты, сможем сыграть.
«Театр загадок»
Косолапый и большой спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит
мёд. Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь).
В дупле живет
Да орешки грызет? (Белка)
Как колючий колобок в этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь, потому что это (Ёж)
Зимой белый, а летом серый.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)
( По мере того, как дети отгадывают загадки, из шкатулки достаются
маски зверей и надеваются детям на голову)
Вы все загадки очень быстро отгадали. Можете сказать, из какой сказки
эти герои? («Заюшкина доброта»)
Теперь вы настоящие артисты из театра драматизации и мы с вами
можем сыграть для наших гостей сказку («Заюшкина доброта»)
Воспитатель
В гости театр к нам пришел,
Ребятам сказку он принес.
Жил да был, в лесу-лесочке,
Под ракитовым кусточком.
Заяц, со своей семьёй,
Дружной, крепкой и большой.
И вот у них, в кладовке стало пусто,
Ни одной морковки, ни листа капусты.
И тогда наш заяц в лес пошёл,
И там он, яблоню нашёл.
Входит Заяц грустный, да с пустым мешком. На заднем плане домик
Заяц: Кладовка моя, стала пуста,
Пошёл я, к яблоньке тогда.
Мешок огромный яблок собрал,
Но их друзьям, я все раздал.
И теперь мешок пустой у меня.
Грустный зайка уходит.
Ведущая: Об этой беде, ворона услыхала и про зайчика всем рассказала.
Влетает ворона, и громко говорит.
Ворона: Кар-кар-кар, У зайца случился кошмар! Яблоки все раздал друзьям,
И без них остался сам!
Кар-кар-кар! Без еды оставил семью, кошмар!
Ведущая: Вон и белочка рыжая, скачет, бежит, Видно, к зайчику спешит.
Появляется БЕЛОЧКА.
Белочка: Очень я спешу, спешу, Зайку выручать бегу. Ему грибов хочу я
отнести.
Ведущая: Ёжик услышал, что у зайчика случилась беда, И к нему поспешил
он тогда.
Входит ЁЖИК.
Ёжик: Фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты, фу, Зайчику помочь хочу. Овощи я зайцу
отнесу.
Ведущая: О зайкиной беде, и медведь услыхал,
И сразу к нему, он побежал.
Входит МЕДВЕДЬ.
Медведь: Ох, как жалко зайку мне,
Хочу помочь ему, в беде.
Хочу медку, свеженького ему дать.
Ведущая: Все звери к зайчишке идут,
Для его семьи, гостинцы несут. Мишка косолапый мёд,
Ну, а белочка, грибы сушённые несёт.
Ёж, корзину овощей,
И для каши, и для щей.
Входят все звери - герои с гостинцами. Подходит медведь к домику,
звери встают поодаль.
Медведь: Эй, хозяин, где же ты?
Белочка: Зайка, к нам скорее выходи.
Ёж: Дома нет никого, тишина,
Давайте покричим, зайца тогда.
Медведь: Эй, ты, где косой!
Белочка: Иди скорей домой!
Ёж: Мы к тебе пришли,
И гостинцы принесли!
С другой стороны бежит зайка.
Зайка: Здравствуйте мои, друзья,
Очень рад вас видеть я.
Хотел бы я вас в гости пригласить,
Но только нечем угостить.
Медведь: Ну, что ты зайка мёд держи,
И малышей своих скорее угости.
Белка: А от меня, для вас,
Грибов сушёных запас.
Ёжик: Ну, и от меня, гостинцы принимай,
Овощи, зайчишка забирай.
При этих словах, герои отдают гостинцы, зайка их ставит на столик у
домика.
Зайка: Как вы друзья, мои щедры,
Вам огромное спасибо за дары!
Тут влетает ворона.
Ворона: Кар – кар – кар,
Никак не пойму, какой кошмар!
Как из мешка пустого,
Столько появилось съестного!?
Воспитатель:
Как же ворона, ты глупа
Нужно со всеми дружить всегда
Если беда случилась вдруг,
На помощь придёт обязательно друг.
Дети хором:
Сказки нас учат добрыми быть,
Крепко дружить, дружбу ценить.
Всем и всегда в беде помогать,
И никого не обижать.
В конце занятия шкатулка открывается , дети находят сладкие сюрпризы.
Ну вот, ребята, мы сегодня с вами побывали в разных театрах. Театр
закрывается, а нам пора возвращаться. Вам понравилось наше путешествие?
Что больше всего понравилось? Кто какую роль сегодня играл? Что для вас
было самым трудным на занятии?