Напоминание

"Особые дети, особые таланты"


Автор: Наталья Владимировна Евстигнеева
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова"
Населённый пункт: Ульяновская область Майнский район р.п. Игнтовка
Наименование материала: статья
Тема: "Особые дети, особые таланты"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Изменение представления государства и общества о правах и возможностях

«особого ребёнка» привело к постановке практической задачи

максимального охвата образованием всех детей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на

получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно

использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы

и ориентиры новой образовательной политики.

Признание государством ценности социальной и образовательной

интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них

адекватного образовательного процесса.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние

здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или

затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа

обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными

нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-

двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами

эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития, с

комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от

практически нормально развивающихся, испытывающих временные и

относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым

тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного

при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально

развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к

их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь

выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в

целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными

нарушениями развития.

Образовательное учреждение является основным институтом социализации

ребенка.

В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть

адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего

контингента – детям с ОВЗ.

Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию

коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию

творческих возможностей.

Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе

дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на

создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные

возможности здоровья (ОВЗ).

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены

«скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении

дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная

«домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся

природные дарования. Удовлетворение от общения со

сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный

эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию

детей с ОВЗ. В этом и заключается перспективность выбранного мною

направления работы.

Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в

том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со

здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных

способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно

времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение

родителей к событиям в жизни детей.

Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня)

родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов,

пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном

итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися

родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют

продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и

мероприятий является важным средством эмоционального и познавательного

развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения

взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию

детей и их включению в детский коллектив.

Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу:

больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько

тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует

эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании

некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого

ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования

важно понять и принять необходимость включения всех детей в

образовательное пространство. Реализация возможности полноценно

проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности

реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Цель труда

педагога– оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку,

которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь,

радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и

целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.



В раздел образования




Яндекс.Метрика