Автор: Наталья Владимировна Евстигнеева
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова"
Населённый пункт: Ульяновская область Майнский район р.п. Игнтовка
Наименование материала: статья
Тема: "Особые дети, особые таланты"
Раздел: дополнительное образование
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях
«особого ребёнка» привело к постановке практической задачи
максимального охвата образованием всех детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на
получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно
использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы
и ориентиры новой образовательной политики.
Признание государством ценности социальной и образовательной
интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них
адекватного образовательного процесса.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или
затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа
обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными
нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-
двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития, с
комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым
тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного
при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально
развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к
их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь
выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в
целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными
нарушениями развития.
Образовательное учреждение является основным институтом социализации
ребенка.
В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть
адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего
контингента – детям с ОВЗ.
Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию
коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию
творческих возможностей.
Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе
дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на
создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные
возможности здоровья (ОВЗ).
В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены
«скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении
дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная
«домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся
природные дарования. Удовлетворение от общения со
сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный
эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию
детей с ОВЗ. В этом и заключается перспективность выбранного мною
направления работы.
Главная задача учреждений дополнительного образования и семьи состоит в
том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Занятия вместе со
здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных
способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.
В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно
времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение
родителей к событиям в жизни детей.
Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня)
родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов,
пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном
итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися
родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют
продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании.
Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и
мероприятий является важным средством эмоционального и познавательного
развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения
взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию
детей и их включению в детский коллектив.
Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу:
больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько
тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует
эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании
некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого
ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования
важно понять и принять необходимость включения всех детей в
образовательное пространство. Реализация возможности полноценно
проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности
реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ. Цель труда
педагога– оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку,
которая даёт возможность малышу проживать полноценную жизнь,
радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и
целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.