Напоминание

"Развитие памяти детей дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники"


Автор: Евстигнеева Ольга Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 28 комбинированного вида
Населённый пункт: город Волосово, Ленинградская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Развитие памяти детей дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 комбинированного вида»

Рабочая программа

дополнительного образования

детей дошкольного возраста по

развитию памяти с помощью приемов

мнемотехники

Составитель:

Евстигнеева Ольга Юрьевна,

учитель – дефектолог

г. Волосово

2017 год

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

2.Содержание работы по развитию памяти детей дошкольного возраста с

помощью приемов мнемотехники:

●Цели мнемотехники

●Задачи мнемотехники

●Этапы работы по развитию памяти у детей

●Методические приемы, способствующие развитию памяти

Карта диагностикипо развитию памяти детей дошкольного возраста.

Литература

3.Комплексно-тематическое планированиепо развитию памяти детей

дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники

Приложение:

Тесты для изучения различных свойств памяти.

Диагностика по развитию памяти детей дошкольного возраста.

2

Пояснительная записка.

Проблема памяти – ровесница психологии как науки. Уже Аристотель

посвящает ей специальный трактат «О памяти и воспоминании». По его

определению, память есть «обладание образом, как подобием того, чего он

образ». Это определение тесно сближает память с воображением: «Память,

даже

на

мысли,

не

бывает

без

образа»

по

Аристотелю,

«и

думать

невозможно

без

образа».

Внешние

тела,

действуя

на

органы

чувств,

вызывают психические изменения, которые могут не исчезнуть, даже когда

уже

нет

на

лицо

вызванных

этим

изменения

тел.

Остаётся

«как

бы

отпечаток», «как бы картина».

Память лежит в основе способностей

человека, является условием

научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без

памяти

невозможно

нормальное

функционирование

ни

личности,

ни

общества.

Благодаря

своей

памяти,

ее

совершенствованию

человек

и

достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший

прогресс

человечества

без

постоянного

улучшения

этой

функции

не

мыслим.

В

дошкольном

возрасте

преобладает

наглядно-образная

память,

и

запоминание

носит

в

основном

непроизвольный

характер.

У

детской

памяти

удивительное

свойство

исключительная

фотографичность.

Чтобы

заученное

стихотворение

запомнилось

надолго,

необходимо

трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный

о б р а з ,

с ох р а н и в ш е й с я

у

р е б ё н ка

п о с л е

п р о с л у ш и в а н и я ,

сопровождающегося

просмотром

рисунков

(действие

непроизвольного

внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно

быстрее вспомнить стихотворение. Опора на рисунки для обучения детей

заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение.

Дошкольный

возраст

это

возраст

образных

форм

сознания,

и

основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте,

являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и

знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы

и другое).

3

Использование

обобщений

позволяет

ребёнку

обобщить

свой

непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.

А. Венгера, А. В. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление

развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении

ребёнком

способности

к

замещению

и

п р о с т р а н с т ве н н ом у

моделированию.

Существуют различные методики, которые можно использовать для

развития памяти у детей, начиная с дошкольного возраста. В частности

мнемотехнику.

Мнемотехника - технология развития памяти.

Русский психолог Л. С. Выготский говорил, что в детстве мышление,

память и воображение неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев

триады, мы развиваем и остальные.

Содержание работы по развитию памяти детей дошкольного

возраста с помощью приемов мнемотехники

Цели:

●развитие у детей основных психических процессов – памяти,

внимания, логического и образного мышления;

●формирование словарного запаса, связной речи; преобразование

абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

●развитие мелкой моторики рук

Задачи мнемотехники:

●формировать навыки запоминания любой информации

●развивать

долговременную,

кратковременную,

слуховую,

зрительную память

●учить

создавать

символы

и

осваивать

основные

приёмы

мнемотехники, упражнять мелкую моторику руки

●совершенствовать

восприятие:

зрения,

слуха,

тактильных

ощущений, обоняния, вкусовых ощущений…

4

●расширять активный и пассивный словарь детей, не только за

счёт

существительных

и

глаголов,

но

и

прилагательных,

наречий,

личных местоимений, предлогов и союзов

●учить составлять предложения и развёрнутый рассказ

●развивать умение ориентироваться на плоскости, в пространстве

●различать основные цвета и оттенки

●развивать слуховое внимание

●развивать ассоциативное, образное и логическое мышление

●развивать

фантазию,

умение

придумывать

что

новое,

предполагать возможный ход событий, представлять данный предмет

или явление в настоящем, прошлом или будущем

●учить выстраивать последовательность своих действий

Существуют 3 Этапа работы по развитию памяти у детей:

На

первом

из

них

(младшие

дошкольники)

мнемонические

познавательные

действия

ребёнка

организуются

у

него

взрослым

человеком во всех существующих деталях.

На

втором

этапе

(старшие

дошкольники)

уже

спо собны

самостоятельно классифицировать, распределять предметы по группам,

причем соответствующие действия выполняются во внешней развёрнутой

форме.

На третьем этапе (подготовительные дошкольники) наблюдается

полное

овладение

структурой

и

выполнением

познавательного

мнемического действия в уме.

Методические

приемы,

способствующие

развитиюпамяти

и

логического мышления:

1. Крокирование:

а)мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы-схема, структура,

в которую можно заложить различную информацию (по ознакомлению с

окружающим миром, по формированию элементарных математических

представлений)

б) схемы-модели - это система объектов или знаков, воспроизводящих

некоторые

существенные

свойства

системы

оригинала.

Модель

5

используется

в

качестве

заместителя

изучаемой

системы.

Модель

упрощает

структуру

оригинала,

отвлекается

от

несущественного.

Она

служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять

собой

материальные

предметы

или

быть

математиче скими,

информационными (наглядно-образными, логико-символическими).

в)

коллажи

- учебные пособия, выполняющие следующие задания

(закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической

памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия, умение

говорить, рассказывать).

2. Эйдейтизм (образное мышление). Способность человека сохранять

в памяти и детально точно воспроизводить образы, воспринятые ранее.

3. Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон

— это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда

для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно

соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

4.Трансформация (превращение). Дети представляют, как один

предмет

превращается

в

другой

(помогают

себе

воображаемым

действием «лепкой»).

Особенно большую пользу в совершенствовании памяти детей имеют

упражнения и задания по пониманию различных текстов; составление

схем

различных

объектов

с

целью

их

запоминания,

создание

определённой

обстановки

-

всё

это

приёмы

употребления

различных

мнемонических средств.

Их

выбор

обусловлен

индивидуальными

особенностями

и

личностными

возможностями

ребёнка.

Лучше

всего

опираться

при

совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито:

зрение, слух, осязание, обоняние, движение и т. п.

Работу

можно

начинать

с

простейших мнемоквадратов.

Таким

образом, проводится работа над словом.

Например: Даётся слово – «кошка», его символическое обозначение.

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают

упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение

слов по своим условным обозначениям.

6

Освоив

игру

со

словом,

следует

переходить

к

поэтапному

кодированию сочетания слов «большая кошка».

Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам,

можно переходить к запоминанию и воспроизведению предложений по

условным символам. Например, «Большая кошка спит».

Последовательно можно переходить к мнемодорожкам и работать

уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей (Огурец).

И после переходить к мнемотаблицам.

Мнемотаблица

это

графическое

или

частично

графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий,

то есть можно нарисовать то, что считаем нужным. Для изготовления

этих

картинок

не

требуются

художественные

способности:

любой

педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения

предметов и объектов к выбранному рассказу.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2

этап.

Осуществляется

перекодирование

информации,

т.е.

преобразование из символов в образы

3

этап.

После

перекодирования

осуществляется

пересказ

информации с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка

метода запоминания.

Далее можно переходить к обучению по схемам-моделям, которые

способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала.

Схемы-модели

немного

отличаются

от

мнемотаблиц.

Дети

сами

зарисовывают символы в предложенную схему-модель. Схему-модель

можно

использовать

со

старшей

группы.

Она

учит

фиксировать

полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки

(значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в

зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

●учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-

символами; учить зарисовывать предметы и явления природы;

7

●самостоятельно,

с

помощью

знаков-символов,

заполнять

схему-

модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

●закреплять изученный материал путем неоднократного повторения

рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

В

процессе

обучения

связной

описательной

речи

моделирование

служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе

над всеми видами связного монологического высказывания:

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической

речи.

Описание

задействует

все

психические

функции

(восприятие,

внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями,

которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо

осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь

важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Составление

рассказов

по

картине

и

серии

картин.

У

детей

формируется умение воспринимать изображенную на картине ситуацию

как

целостную,

умение

воспроизводить

в

знакомых

ситуациях

мысленное оперирование образами – представлениями, опираясь на свой

реальный практический опыт.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной

речи.

Здесь

совершенствуется

структура

речи,

ее

выразительность

умение

строить

предложения.

И

если

пересказывать

с

помощью

мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание

ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на

воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку

дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не

однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают

мнемотаблицы.

Учить

детей

дошкольного

возраста

составлять

описательные

рассказы – очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают

высказывания

детей

чёткими,

связными

и

последовательными,

они

8

выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по

ним свой рассказ.

Использование коллажей в практической работе с детьми помогает

формировать

представления

об

окружающем

мире,

расширяет

словарный

запас;

развивает

связную

речь,

зрительную

память

и

логическое мышление.

Коллаж - это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на

который

наклеиваются

или

накладываются

(рисуются)

различные

картинки,

буквы,

геометрические

фигуры,

цифры.

Кажущийся

беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа.

Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры...

между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода

запоминания.

Виды коллажей:

Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять

в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки;

Обучающий - способствует получению и закреплению информации о

предмете коллажа.

Применяя

коллажи,

у

детей

развиваются

самостоятельность

мышления и познавательная активность.

Эдейтизм– это разновидность образной памяти, связанной с таким

феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который

уже

исчез

из

поля

восприятия.

Эдейтик

не

вспоминает,

а

как

бы

продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание

сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкусовые

ощущения. В особенности этот феномен присущ детям.

Для

развития

эдейтизма

можно

использовать

методику

М.

Монтессори на развитие сенсорного воспитания. Главным принципом

системы Монтессори является воспитание интеллекта. С воспитанием

интеллекта тесно связано воспитание органов чувств.

Цель сенсорного воспитания: привить детям «навыки наблюдения»,

дать им возможность сравнивать предметы, классифицировать. И сделать

9

это можно только на основе предварительной подготовки – развития, «

утончения

внешних

чувств»

ребенка

на

специальном

материале

-

пособиях М. Монтессори.

Для

развития ассоциации подойдет метод ассоциативных цепочек

или метод «чепухи». Используются картинки, мнемотаблицы, коллажи.

Дети

связывают

картинки

попарно

с

забавными

действиями.

Закрепление метода «чепухи» на слуховой информации.

Метод

Цицерона.

По

этому

методу

запоминаемые

образы

и

предметы

располагаются

в

знакомой

комнате.

Потом

достаточно

вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный

метод.

Чем

больше

ассоциаций

вызывает

знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому

необходимо

рисовать,

двигаться,

становиться

самому

действующим

лицом информационной цепочки.

Метод трансформации

применяется

в

том

случае,

когда

надо

трансформировать

представляемый

образ:

черно-белый

превратить

в

цветной, плоский - в объемный, маленький - в большой и т. п. Метод

хорошо помогает при запоминании цифр и геометрических фигур.

Для более прочного усвоения материала в работе привлекаются не

только зрительные, слуховые, но и тактильные анализаторы.

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано

заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и

укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако

с

задачей

помочь

сделать

процесс

запоминания

более

простым,

интересным мнемоника справляется просто великолепно.

10

Карта диагностики уровня развития памяти ребенка

Фамилия, имя ребенка

Зрительная кратковременная память

(норма 7-8 предметов из 10)

Н.Г.

К.Г.

Зрительная долговременная память

(норма 7-8 предметов из 10)

Н.Г.

К.Г.

Слуховая кратковременная память

(норма 7-8 предметов из 10)

Н.Г.

К.Г.

Слуховая долговременная память

(норма 7-8 предметов из 10)

Н.Г.

К.Г.

Смысловая память

(после 2 или 3 попытки повторить 5

предложений)

Н.Г.

К.Г.

Произвольная образная память

(показывает идентичное или схожее с

общим силуэтом изображение по 6-7

карточкам)

Н.Г.

К.Г.

Объём кратковременной

зрительной памяти (норма 6-8

изображений в минуту)

Н.Г.

К.Г.

Механическая память и способность

к осмысленному запоминанию (А –

смысловая, Б – механическая)

А

Н.Г.

К.Г,

Б

Н.Г.

К.Г

11

Список использованной литературы:

1.

Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием

мнемодорожек. Логопед, 2009, №5.

2.

Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М.; 2007.

3.

Бодрова И.В. Мнемотехника для детей – СП б: образовательный

центр гармония; 1998

4.

Большова Т. В. Учимся по сказке СПб.; 2009

5.

Блонский П.П. Память и мышление – СПБ Питер; 2001

6.

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному

пространственному моделированию Дошкольное воспитание; 1982,

№3.

7.

Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991

8.

Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память СПб ООО

«Светлячок»; 2000

9.

Кряжева Н.Л. Готов ли ребенок к школе. Ярославль. Академия

развития; 1999

10.

Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К.

Магия памяти. М.; 1998

11.

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в

обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб.;2009.

12.

Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР

связной монологической речи через моделирование сюжета. М.,

“Первое сентября”; 2009.

13.

Фесюкова

Л.Б.

От

трех

до

семи.

Харьков.

Фолио.

СП

б

«Кристалл»; 1996

14.

Фесюкова Л.Б. Год перед школой. Харьков. Фолио; М. АСТ;

2000

12



В раздел образования




Яндекс.Метрика