Напоминание

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА в разновозрастной среде.


Автор: Дюпина Юлия Анатольевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБВСОУ "ВСОШ № 6"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА в разновозрастной среде.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Буллинг

Буллинг —

это длительное физическое или

это длительное физическое или

психическое насилие со стороны индивида или

психическое насилие со стороны индивида или

группы в отношении индивида, не способного

группы в отношении индивида, не способного

защитить себя в данной ситуации.

защитить себя в данной ситуации.

Это форма жестокого обращения, когда физически

Это форма жестокого обращения, когда физически

или психически сильный индивид или группа таковых

или психически сильный индивид или группа таковых

получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь,

получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь,

добиваясь покорности и уступок, завладевая

добиваясь покорности и уступок, завладевая

имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего

имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего

испытывают стыд и неуверенность в себе, но

испытывают стыд и неуверенность в себе, но

предпочитают не сообщать об издевательствах.

предпочитают не сообщать об издевательствах.

Типы буллинга:

Типы буллинга:

1. Физическая агрессия

1. Физическая агрессия

2.Словесный буллинг

2.Словесный буллинг

3. Запугивание

3. Запугивание

4. Изоляция

4. Изоляция

5.Вымогательство

5.Вымогательство

6. Повреждение имущества

6. Повреждение имущества

Наиболее часто жертвами школьного буллинга

становятся дети, имеющие:

физические недостатки – носящие очки, со сниженным

слухом или с двигательными нарушениями (например, при

ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически

слабее своих ровесников;

особенности поведения – замкнутые, чувствительные,

застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным

поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое

самоуважение;

особенности внешности – рыжие волосы веснушки,

оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы,

вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни

одного близкого друга и успешнее общаются со

взрослыми, нежели со сверстниками;

страх перед школой, неуспешность в учебе часто

формирует у детей отрицательное отношение к школе в

целом, страх посещения отдельных предметов, что

воспринимается окружающими иногда как повышенная

тревожность, неуверенность,

провоцируя агрессию;

отсутствие опыта жизни в коллективе

(домашние дети);

болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез

(недержание мочи), энкопрез (недержание кала),

нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия

(нарушение письменной речи), дислексия (нарушение

чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету)

и т. д.;

низкий интеллект и трудности в обучении.

Поведение жертвы определяется по

следующим показателям:

его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто

бывают разбросаны по классу или спрятаны;

на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают

распространяться шум, помехи, комментарии;

во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников,

скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается

находиться недалеко от учителей, взрослых;

его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать,

плачет;

хорошо ладит с учителями

и плохо со сверстниками;

опаздывает к началу занятий

или поздно покидает школу;

во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Статистика:

Статистика:

По данным зарубежных и отечественных

По данным зарубежных и отечественных

психологов, буллинг — явление достаточно

психологов, буллинг — явление достаточно

распространенное в школе. До 10% детей

распространенное в школе. До 10% детей

регулярно (раз в неделю и чаще) и 55%

регулярно (раз в неделю и чаще) и 55%

эпизодически (время от времени) подвергаются

эпизодически (время от времени) подвергаются

издевательствам со стороны одноклассников.

издевательствам со стороны одноклассников.

26% матерей считают своих детей жертвами

26% матерей считают своих детей жертвами

таких издевательств

таких издевательств

.

.

Агрессоры в школе

Агрессоры в школе

Неполные

семьи

Семьи, в которых у матери

отмечается

негативное

отношение к жизни

Властные

авторитарные

семьи

Семьи с конфликтными

семейными отношениями

Семьи с генетической

предрасположенностью к насилию

Последствия школьного

Последствия школьного

насилия

насилия

Падение

самооценки,

затравленность

Проблемы в

учёбе и

поведении

Суицидальные

намерения

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва

буллинга.

Скажите ребенку:

Я тебе верю

(это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии

помочь ему с его проблемой).

Мне жаль, что с тобой это случилось

(это поможет ребенку

понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).

Это не твоя вина.

(дайте понять ребенку, что он не одинок в

подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными

вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент

взросления).

Хорошо, что ты мне об этом сказал

(это поможет ребенку

понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и

поддержкой).

Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не

угрожала опасность

(это поможет ребенку с надеждой

посмотреть в будущее и ощутить защиту).

10

Технология реагирования на выявленные

или установленные факты буллинга.

1. При установлении факта либо подозрение на

существование ситуации буллирования учитель

сообщает о сложившейся ситуации представителю

администрации.

2. Администрация, совместно с социально-

психологической службой школы принимает

решение о неотложности реагирования на

выявленный факт агрессии.

3. Непосредственная работа с жертвами и

преследователями.

Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает

его чувства как реальные и понятные для любого человека в

такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет

чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на

продолжение помощи и поддержку.

Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его

смелость .«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне

все о том, что произошло».

Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими

переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.

Что делать ?

Стратегия поведения

Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет

проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом

возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они

опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми

участниками

травли,

показать

неприглядность

поведения

агрессоров

и

выказать собственное негативное отношение к происходящему.

Влияние

на

агрессора

извне.

После

12

лет

моральные

убеждения

уже

сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет

взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа

ровесников.

Поэтому

действовать

придется

тонко,

исподволь

формируя

общественное мнение.

Привлечение

авторитетного

союзника.

Сначала

надо

попробовать

переубедить,

объяснить

недопустимость

и

неэффективность

буллинга.

Разговаривать

с

классом

должен

авторитетный

для

детей

педагог

или

взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры

в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать

этого человека, прислушиваться к нему.

План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да

около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного

человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем

заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и

одежду.

Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте

жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не

понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься,

а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого

человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель.

При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом

случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь

учеников.

Во

втором

дети

вынуждены

сплотиться,

чтобы

противостоять

давлению,

на

междоусобицы не хватает энергии.

Разрешение проблемы буллинга

Разрешение проблемы буллинга

в наших руках. Удачи НАМ!!!

в наших руках. Удачи НАМ!!!



В раздел образования




Яндекс.Метрика