Напоминание

"Коррекционная и развивающая работа с младшими школьниками"


Автор: Абдуллина Разия Рафиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Данауровская начальная школа - детский сад" Чистопольского муниципального района РТ
Населённый пункт: д.Данауровка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционная и развивающая работа с младшими школьниками"
Раздел: начальное образование





Назад




Коррекционная и развивающая работа

с младшими школьниками

Младший школьный возраст наиболее ответственный этап школьного

детства. От правильной организации учебной деятельности младших

школьников во многом зависит формирование личности ученика, его

отношения к учению, к товарищам, к самому себе. Основная задача педагога

на данном этапе – создание оптимальных условий для раскрытия и

реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого

ребёнка. К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть

учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Дети приходят в школу с разным уровнем психического развития.

Иногда у них не только отсутствуют зачатки логического и наглядно-

образного мышления, но недостаточно развито даже наглядно-действенное

мышление. Для развития наглядно-действенного мышления использую

задания и упражнения со счётными палочками (выложить фигуру из

определённого числа палочек, перенести одну из них так, чтобы получить

другую фигуру), а также задания с бумагой и ножницами, конструирование

по наглядному образцу.

Для развития наглядно-образного мышления использую следующие

виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, но не

по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному

замыслу ребёнка.

Для развития логического мышления использую следующие

упражнения:

- «Четвёртый лишний»: из четырёх предметов нужно назвать лишний,

который не имеет признака, общего для остальных трёх;

- загадки и логические задачи, головоломки.

На уроках математики часто включаю геометрический материал,

задания графического характера, а также практические упражнения с

элементами конструирования.

У многих учащихся имеются пробелы в дошкольном математическом

развитии. Поэтому первоначальной задачей обучения математике является

накопление и расширение практического опыта действий с реальными

предметами,

что

даёт

возможность

детям

лучше

усвоить

основные

математические понятия и действия. На основе наблюдений и предметно-

практической

деятельности

у

обучающихся

постепенно

формируются

навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение

планировать

свою

деятельность,

осуществлять

самоконтроль

в

ходе

выполнения заданий. Доступная детям практическая деятельность помогает

также снизить умственное переутомление, которое часто возникает у них на

уроке математики. С этой же целью, особенно в начале обучения, подбираю

материал в занимательной форме, использую математические дидактические

игры и упражнения, задания образовательной платформы Учи.ру.

Перед изучением наиболее сложных разделов курса математики

провожу

специальную

предварительную

работу

путём

введения

практических упражнений, направленных на формирование конкретных

математических навыков и умений.

Учитывая психологические особенности и возможности детей, даю

материал небольшими дозами, постепенно его усложняя, увеличивая

количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для

повторения и самостоятельных работ. Чтобы избежать механического счёта,

формального заучивания правил, списывания готовых решений учащимися,

требую, чтобы они комментировали свои действия.

При решении задачи дети учатся анализировать, выделять в ней

известное и неизвестное, записывать её кратко, делать схему, чертёж или

рисунок

к

задаче,

объяснять

выбор

арифметического

действия,

формулировать ответ. Учащиеся овладевают общими приёмами работы над

арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи.

Единство практической и мыслительной деятельности обучающихся на

уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению

математических знаний, формированию предметных и метапредметных

универсальных учебных действий.

Чтобы учащимся было легче запомнить некоторые математические

понятия, связи между величинами, старюсь построить урок в игровой,

занимательной форме, придумать весёлые стишки. Например, при решении

задач на движение заучиваем с детьми следующее стихотворение:

Скорость, время мы помножим

И найдём, друзья, наш путь.

В математике известно:

Расстоянием путь зовут.

Ну, а если расстояние

Нам на скорость поделить,

Время нашего движения

Сможем мы определить.

Чтобы скорость нам измерить,

Надо весь наш длинный путь

Не спеша делить на время.

Помни это, не забудь!

При обучении орфографии необходимо развивать словесно-логическое

мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать у

них прочный орфографический навык. Прежде всего, ознакомить учащихся с

двумя важнейшими понятиями - «орфограмма» и «правило», учить ставить и

решать орфографические задачи. На минутках чистописания, в текстах

упражнений, в словарных диктантах дети учились находить и проверять

орфограммы. Постепенно учащиеся овладели умением выделять наиболее

распространённые орфограммы: безударные гласные, парные согласные,

непроизносимые согласные, мягкий знак после шипящих, гласные после

шипящих, разделительный мягкий знак, разделительный твёрдый знак и

другие.

Дети знакомятся с «главным» фонемным правилом. Узнают, когда звуки

находятся в сильной и слабой позиции. Учатся подбирать проверочные

слова. На этапе ознакомления с орфограммой и развития умения проверять

данную

орфограмму

очень

эффективно

использование

схем-опор

и

комментируемого управления.

Схемы-опоры обеспечивают более высокую работоспособность, а также

энергичный темп урока. Необходимые для выполнения задания правила

детям не нужно вспоминать, они читают их на схемах. Когда учащиеся

освоят эти правила, обретут сознательный навык работы в соответствии с

правилом, схема снимается.

Комментируемое управление позволяет сделать учебный труд

осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю

возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить

отставание.

Особое внимание уделяю работе с безударными гласными. Прежде

всего, ученик должен понимать в какой части слова

безударный

гласный

звук, чтобы правильно его проверить. Если безударный гласный звук

находится

в

корне,

подбирает

проверочное

слово.

Если

слово

с

непроверяемым безударным гласным звуком, проверяет написание слова в

орфографическом словаре. Правописание приставок и суффиксов дети

запоминают. Чтобы проверить безударное окончание, нужно определить

какой частью речи является данное слово и вспомнить алгоритм.

Алгоритмы составляют ученики индивидуально или в группе на уроках

изучения нового правила, на уроке закрепления пользуются готовым

алгоритмом.

С целью проверки знаний учащихся использую задания для

индивидуальной, парной или групповой работы, которые составляю с учётом

полученных детьми сведений по тому или иному разделу программы.

После изучения темы «Правописание гласных в корне слова» всегда

следует проверить, как она усвоена учащимися. Для этого предлагаю

задания, в которых нужно записать проверочное слово и указать какой

гласной буквой обозначен безударный гласный звук.

Слово с безударным

гласным звуком

Проверочное слово

Буква, которой

обозначен безударный

гласный звук

м…ря

мо

ре

о

д…ма

з..ма

в…лна

д…рили

л…вили

В следующем задании, чтобы написать безударные окончания имён

существительных, ученик должен определить начальную форму, род,

склонение, падеж и безударное падежное окончание.

Слово

Указать

нач. форма

род

склонение

падеж

окончание

В деревн…

деревня

жен.

1

П.

С друг…

На озер…

По площад…

С ветк…

С целью проверки сформированности орфографической зоркости

учащихся

провожу

словарные

диктанты,

контрольные

диктанты,

тестирование. Например, предлагаю из группы слов выписать слова с

орфограммами в определённом порядке:

1)

слово с безударным гласным в корне;

2)

слово с парным согласным в середине слова;

3)

слово с непроизносимым согласным в корне;

4)

слово с разделительным ь;

5)

слово с парным согласным на конце слова;

6)

слово с разделительным ъ.

Орфограммы подчеркнуть.

Затем провожу взаимопроверку с устным объяснением правописания

данных слов.

Запись на доске: гри…, со…нце, тр…ва, лист…я, с…ехал, опу…ка.

Запись в тетради: трава, опушка, солнце, листья, гриб, съехал.

На уроках литературного чтения провожу орфографические минутки.

Предлагаю учащимся в заданном отрывке текста найти слова с изученными

орфограммами. Выясняем, кто нашёл больше слов и устно комментируем их

правописание.

Общим правилом проведения любой коррекционной работы является

доброжелательность. От эмоциональной обстановки, в которой проводится

работа, зависит её эффективность. В коррекционно-развивающей работе

необходимо дифференцированно подбирать материал к уроку, учитывая

индивидуальные особенности и способности каждого ученика, использовать

занимательные задания, тесты, онлайн ресурсы образовательных платформ.

Главное, что должен получить ребёнок на уроке – это удовлетворение от

своего труда, почувствовать, что у него всё получается. Учителю необходимо

закрепить в ребёнке уверенность в себе, создать ситуацию успеха на уроке

для каждого ученика. Именно такое обучение может сохранить в детях

желание учиться, поддерживать их познавательные интересы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика