Напоминание

"О цвете в живописи"


Автор: Мустапаева Салимат Юсуповна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "О цвете в живописи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: "О цвете в живописи"

Цель: познакомить учащихся с видом искусства "живопись".

Задачи:

развивать художественный вкус, фантазию, творчество, умение передавать в рисунке

красоту природы;

научить детей работать акварельными красками, смешивать цвета и получать новые

оттенки;

формировать умения видеть прекрасное и воспитать чувства красоты в окружающей

природе;

создавать у детей положительный настрой на занятии, вызывать интерес к занятиям и

стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

учить детей оценивать свои рисунки и рисунки своих товарищей в соответствии с

заданием;

обогащать словарь.

Формы и методы, применяемые на занятии:

Словесный (беседа, опрос, объяснение, рассказ).

Наглядный (иллюстрации, репродукции с картин художников, слайды,

таблица

"Основные и составные цвета", таблица "Цветовой круг. Теплые и холодные цвета").

Практический (выполнение практического задания).

Материалы и инструменты для педагога:

репродукции с картин художников, рисунки детей, выполненные ранее;

мультимедийный проектор, компьютер, экран.

мольберт, акварельные краски и кисточки, акварельная бумага А3, палитра, баночка с

водой;

Оформление стенда и учебной доски:

выставка работ обучающихся прошлых лет,

фотовыставка, выставка книг и журналов по направлению.

образец педагогического рисунка;

бумага, кисти разных размеров, палитра, акварельные краски, простые карандаши,

мольберт.

Материалы и инструменты для обучающихся:

акварельная бумага А4 (2 листа).

акварельные кисточки.

акварельные краски (медовые)

палитра.

салфетка

баночка с водой.

Методы контроля

опрос;

наблюдение;

выставка.

План занятия:

1.

Организационный этап: создание эмоционального настроя; проверка готовности.

2.

Основная часть занятия:

повторение пройденного материала, изучения нового

материала, практическая работа, правила по ТБ.

3.

Подготовка к учебно–практической деятельности

подготовка рабочего места.

4.

Практическая работа

Рисунок радуги акварельными красками.

Выполнение задания: морской пейзаж.

5.

Подведение итогов и обсуждение работ

повторение пройденного материала;

обсуждение работ.

Ход занятия

1.Организационный

этап:

приветствие;

организация

рабочего

места;

проверка

присутствующих обучающихся на занятии.

Сегодня мы начнём занятие с улыбки, посмотрите друг на друга улыбнитесь друг другу

и пожелайте творческих успехов!

Активизация внимания.

Давайте посмотрим вокруг. Наш кабинет красиво оформлен, на доске репродукции

художников, фотографии, рисунки детей, выполненные в прошлые года, книги и

журналы. Занятие многообещающее, если вы внимательно будете слушать.

2.

Основная часть занятия

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии и чем занимались?

Мы говорили о рисунке, рисовали коробку.

Что такое рисунок?

Рисунок - изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок - вид

графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ рисунка, художник

не сможет грамотно вести работу над художественным произведением.

Хорошо, молодцы! Сегодня у нас новая тема. Мы поговорим с вами о живописи.

Введение.

Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись,

графику, скульптуру, художественную фотографию.

Оно едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу,

сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в давние времена первобытные люди

создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства,

воспроизводивших конкретные факты и явления повседневной жизни (показ слайдов).

Отличительная черта этих первых проявлений художественного дара человека – своеобразный

наивный реализм, зоркость наблюдений, неосознанное еще, но неодолимое стремление к

освоению и познанию жизни в образной форме.

Со временем (на протяжении тысячелетий) изобразительное искусство развивается в

тесной связи с развитием общества и особенно его духовной культуры, получает все большее

и большее распространение и раскрывает свои практически неисчерпаемые творческие

возможности.

Хочу вас познакомить с произведением Ильи Репина "Бурлаки" (показ репродукции),

ощущение, что жизнь "остановили" на одно мгновение, и в этом мгновении художник

выражает в этих людях их прошлое, настоящее и ожидание будущего.

Каждый

художник

показывает

характеры

разных

эпох.

Современный

зритель

благодарен художнику за то, что он как бы дал ему возможность увидеть прошлое, истоки

пути, начатого несколько десятилетий назад.

Знаменитое пожелание гетевского Фауста: "Остановись, мгновение, ты прекрасно!" –

оказалось как бы подвластным выдающимся произведением живописи, графики, скульптуры и

такой молодой ветви изобразительного искусства, как фотография. Через изображение

"остановившихся мгновений" живопись, графика и скульптура выражают глубоко и

всесторонне

типичные,

характерные

черты

действительности.

Подлинно

прекрасные

произведения изобразительного искусства оказывают огромное эмоциональное воздействие на

зрителя. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются

в каждом отдельном его виде.

Сегодня мы поговорим с вами о живописи. Живопись - это такой вид изобразительного

искусства, в котором цвет играет главную роль. Живопись - искусство цвета. Живопись

означает

писать

жизнь,

писать

живо,

то

есть

полно

и

убедительно

передавать

действительность. К живописи относятся произведения искусства, выполненные красками,

нанесенные на какую-нибудь твердую поверхность.

По своему практическому назначению живопись разделяется на монументальную,

станковую, иконопись, миниатюру, театрально-декорационную, декоративную роспись и др.

(слайды). Каждая из разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как

технического исполнения, так и художественно-образных задач.

Образы живописи очень наглядны и ярки. В живописи передается форма предмета, его

цвет, освещающий его свет, фактура материала, пространство, в котором находится

изображаемый предмет. Живопись пользуется такими конкретными изобразительными

средствами, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т.д. Эти

изобразительные средства позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно

передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить

многокрасочность природы и т. д.

Сочетание цветов, цветовая гармония и образуют в живописи колорит.

Обратите внимание на гениальную картину В. Сурикова "Утро стрелецкой казни"

(показ репродукции). Богатейшая цветовая гамма картины - ее темный, густой колорит,

лиловый туман, белые рубахи стрельцов, мерцающие на их фоне отсветы огней - все это не

"буйство

красок",

а

изумительное

мастерство,

которое

ярчайше

передает

один

из

драматических моментов русской истории.

Живописное произведение создается не одним цветом. Каркасом картины является

рисунок. Рисунок передает форму предмета, его очертания.

Живопись делится на монументальную и станковую. Монументальная живопись

связана с архитектурой - это роспись фасадов зданий, стен, потолков и т. д. Это, как правило,

крупные по своим размерам произведения, связанные с назначением архитектурных

сооружений.

Станковая

-

произведения,

которые

имеют

самостоятельное

значение,

выставляются в музеях, в квартирах и т.д. Станковая живопись с архитектурой не связана.

Основными жанрами живописи

являются тематическая картина (историческая,

батальная, бытовая или, иначе, жанровая), портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.

(слайды).

Тематическая, или сюжетная, картина занимает ведущее место в живописи. Портрет - жанр, в

котором не только (и даже не столько) передается внешнее сходство, но раскрывается

внутренняя сущность портретируемого человека. В пейзаже через изображение природы

выражается определенное человеческое состояние. Каждый из них духовно обогащает,

воспитывает в человеке чувство красоты.

Чтобы создать картину, необходимо иметь краски, кисти, палитру, мольберт.

Вот мы познакомились с живописью. Ответьте мне на вопросы:

Что означает живопись? (Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть

полно и убедительно передавать действительность).

Чем отличается живопись от рисунка?

(Живопись – искусство цвета. Рисунок -

графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т. д.)

С какими произведениями и художниками вы сегодня познакомились? ("Бурлаки на

Волге" И. Репина. В. Суриков "Утро стрелецкой казни").

Молодцы!

Переменка - 10 минут

У нас Переменка!

Давайте, отдохнём и поиграем?

I.

Я предлагаю игру "Собери снеговика". Для участия в игре делим группу на две

команды, и приглашаются по 2 участника от каждой команды.

Итак, уважаемые участники, сейчас вам предстоит на магнитной доске собрать из

деталей фигуру снеговика (подготовлены заранее и лежат рядом на столах

вместе с магнитами). Готовы? Начали!

Молодцы, замечательно справились с заданием!

II.

Следующая игра: Аукцион цветов. Условия аукциона: вам предстоит называть цветы.

Для этого вы должны поднять руку. Внимательно слушаем друг друга и не повторяем

названия цветов. Внимание! Готовы? Начали!

Роза. Василек. Астра. Хризантема… Мак! Мак - раз, мак - два! Мак – три! Значит он

победитель (если никто больше не назвал цветов).

3.

Подготовка к учебно–практической деятельности

2-ая часть занятия (45 мин.)

Продолжаем тему. Сегодня мы поговорим о цвете, которая играет важную роль в

живописи и об акварели. Что же мы знаем о цвете? Существуют основные и составные

цвета, теплые и холодные. Обратите внимание на таблицу на доске, где нарисованы

основные и составные цвета - названия говорят сами за себя. Основные - это желтый,

красный и синий, а составные - это те, что мы получаем при их смешивании. Я

предлагаю вам посмотреть, что у вас на столе (баночка с водой, акварельные краски,

кисточки, палитра, тряпочки). Акварельные краски - акварель (франц. aquarelle от лат.

aqua - "вода") - водяная краска, материал, предназначенный для живописи.

Давайте попробуем смешать основные цвета. Берем кисточку, опускаем в баночку и

берем поочередно желтый цвет, смешиваем с красным (акварельные краски). Какой

цвет получился? (Оранжевый).

Попробуйте получить зеленый цвет, фиолетовый

(обращаю внимание на таблицу "Основные и составные цвета").

Молодцы! Справились с заданием. Вы обратили внимание, что у вас разные оттенки

составных цветов? В зависимости от того, в каких пропорциях вы смешиваете

основные цвета, получаются различные оттенки составного цвета.

Итак, повторим, что существует три пары цвета:

Желтый и красный дают оранжевый цвет.

Желтый и синий дают зеленый.

Красный и синий дают фиолетовый.

Также существуют холодные и теплые цвета. Рассмотрим цветовой круг на таблице.

Красный, оранжевый, желтый являются теплыми, синий, фиолетовый и зеленый,

соответственно, - холодными. Но так ли все просто? Приглядитесь внимательно к каждому

цвету. В зависимости от того в каком окружении цвет находится и ближе к какой группе

цветов он расположен, таким он и будет. То есть желтый, приближаясь к оранжевому,

становится теплым, но, находясь рядом с зеленым, он холодный. И такие свойства присуще

каждому цвету. Так, сине-зеленый и красно-оранжевый находятся на противоположных

полюсах "тепло-холод2, но промежуточный цвета, расположенные между ними, могут быть

как холодными, так и теплыми в зависимости от того, к какому основному цвету они ближе

расположены.

На этом занятии мы рисуем акварелью.

Звонкие весенние и летние дожди часто заканчиваются удивительным природным

явлением - радугой, порой даже два или три радужных моста расчерчивают небо. Эта красота

поможет нам научиться различать цвета и запоминать их названия. Как нарисовать радугу?

Нужно взять акварельные краски, кисточки, лист бумаги и баночку, наполненный водой.

Чтобы познакомиться с Красками, которые помогут Вам создавать волшебный мир на

белом листе, потрогайте их пальчиком, и вы увидите, что на пальчике не осталось никакого

следа, а все потому, что эти краски, "не живут" без воды, как гуашь. А теперь окуните пальчик

в воду и опять прикоснитесь к любому цвету. Теперь вы увидите, как на пальчике остался след

- краска "ожила". Как вы поняли, этой краске надо давать много водички, и тогда она будет

оставлять след на листе.

Теперь можно начинать волшебное представление для детей начинаем с радуги. Для

начала стоит вспомнить, какой же порядок цветов у радужного мостика. Размочите краски,

перед тем как начать рисовать ими на бумаге.

Вспомним поговорку, где каждая первая буква слова обозначает цвет радуги: Каждый

Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

- Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый,

Голубой, Синий, Фиолетовый.

А сейчас попробуйте акварельными красками под радугой написать пейзаж (по

желанию: морской, лесной, поле и т.д.).

4.

Практическая работа

Начинается работа с верху листа, радуга - с красного цвета, который плавно переходит

в оранжевый, светлеющий до желтого. Желтый превращается в зеленый, зеленый постепенно

становится голубым, голубой темнеет и наливается синевой, которая постепенно становится

фиолетовой. Очень красиво. Рисовать радужный мостик не так уж трудно, а сколько радости

это принесет всем! Далее вы фантазируете! Готовая картинка запросто украсит холодильник

или даже может отправиться в рамочку за стекло.

А сейчас, поговорим о правилах по ТБ. Для чего нужно соблюдать правила ТБ?

(ответы детей). На всех занятиях каждый обучающийся должен знать правила по

технике безопасности. Правил много - это правила:

санитарно-гигиенические правила;

поведения в кабинете и в ДДТ;

организация рабочего места и т.д.

Познакомимся с санитарно-гигиеническими правилами и правилами по ТБ:

Будь чистоплотным и аккуратным;

Приготовь рабочее место до начало занятия;

При себе имей тряпочку для вытирания кистей и рук;

Не размахивай и не кидай рабочий материал;

По окончании занятия убери за собой рабочее место: вымой палитру, баночку для воды,

руки, выброси мусор в урну;

Краски, кисточки и баночка с водой должны быть на столе над листом.

Контроль - проводится устный опрос по ТБ:

1. Когда нужно готовиться к занятию?

2. Как нужно относиться к рабочему материалу?

3. Где находится рабочий материал при работе?

4. Что нужно сделать по окончании занятия?

Вам понравилось писать красками? Посмотрите, как много красок у природы! Небо,

море, воздушные облака! Светлые и темные тона!

Вам понравилось рисовать? (ответы детей). Кто закончил работу, закрываем краски,

моет кисточки, убирает со стола палитру и баночку с водой.

Во время работы проводится контроль работ учащихся, исправление недочетов.

Прошу Вас, на обратной стороне вашей работы написать ваше имя и мы устроим

выставку (на магнитной доске вешаем все рисунки). Предлагаю ученикам сделать выставку

работ, проанализировать и оценить труд каждого товарища в группе жетоном определенного

цвета (как и основные цвета, с которыми мы сегодня познакомились): красный – отлично;

синий – хорошо; желтый – нужно постараться.

Правда, красиво?!

1.

Подведение итогов и обсуждение работ

Расскажите:

какими красками мы сегодня работали? (акварельные);

какие вы ещё краски знаете? (гуашь, масляные краски);

для чего нужна палитра?

назовите три основные цвета;

назовите теплые и холодные цвета;

какие рисунки вам больше понравились и почему? (ученик показывает работу,

которая понравилась и говорит почему)

Вы сегодня все молодцы! Я вижу, вы все постарались, и хотела бы оценить ваши

работы вот такими улыбающимися смайликами! Наше занятие подошло к завершению.

Прибираем свои рабочие места.

Я желаю всем творческих успехов и вдохновения, не бойтесь осваивать новые техники

и открывать для себя новые творческие горизонты!

Рисуйте только по желанию, с

настроением – и всё у вас получится! До свидания! До встречи на следующем занятии!

Уборка рабочих мест.



В раздел образования




Яндекс.Метрика