Напоминание

"Наша дача"


Автор: Щербакова Людмила Кирилловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109 "Букварёнок"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания
Тема: "Наша дача"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработка сценария «НАША ДАЧА»

Тренинг для педагогов по преодолению профессионального выгорания

Подготовил старший воспитатель

Щербакова Людмила Кирилловна

Актуальность проблемы.

В

последнее

время

много

говорят

и

пишут

о

таком

явлении,

как

профессиональное выгорание. Как установлено, работа педагогов связана с

большими нервно-психическими нагрузками. Огромную роль играют условия

работы:

невозможность

выбора

воспитанников,

отсутствие

эмоциональной

разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня, большое

количество нововведений, повышение

требований со стороны общества к

личности педагога, его роли в образовательном процессе. Уровень напряженности

при такой работе накапливается. Профессиональный труд педагога отличает

высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением

стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

Данная проблема, несомненная актуальность ее разрешения и послужили

основанием для создания методической разработки, т.к. предупреждение ситуации

кризиса в педагогическом коллективе и поддержка педагогов в ситуации

эмоционального выгорания должны стать одними из приоритетных линий в работе

администрации ДОУ.

Цель: Создание условий для сохранения укрепления здоровья педагогов,

формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики

эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи:

*Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

*Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.

*Повышать самооценку педагогов.

*Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.

*Формировать

навыки

эффективного

взаимодействия

с

участниками

образовательного процесса.

(Расположение участников: педагоги садятся за круглый стол в музыкальном

зале). Сегодня мы продолжим работу по преодолению профессионального

выгорания и обратимся к психологическому здоровью.

Что значит быть здоровым?... Это означает производительно и творчески

работать,

обладать

способностью

самому

находить

резервы

эффективной

жизнедеятельности. Профессиональный долг обязывает нас в любых ситуациях

принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения,

недовольства, отчаяния. Порой деструктивные эмоции подавляются в приказном

порядке, но эффект от этого достигается противоположный – эмоциональное

напряжение усиливается. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе

обходится слишком дорого: разбушевавшиеся эмоции, обрушиваясь на организм,

наносят удары, от которых человек долго не может оправиться. Умение владеть

собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога,

от чего зависит его профессиональные успехи и психологическое здоровье.

Сегодня мы с вами отправимся на «нашу дачу». Что нам для этого

путешествия

нужно?

Хорошее

настроение

и

улыбка.

Впереди

нас

ждет

живописный пейзаж с деревьями, кустарниками и цветами. Здесь Вы обретете

спокойствие, углубитесь в себя, увидите за видимым невидимое, найдете ответы на

все вопросы. Итак, мы отправляемся!

1.Станция «Разминочная»

Вам предстоит отгадать шарады:

В конце же загородный дом.

А целое мы все решили

И у доски и за столом. (Задача)

Начало – нота,

Потом – оленье украшенье.

А вместе – место оживленного движенья. (Дорога)

Первое – нота,

Второе – то же.

А в целом – на горох похоже. (Фасоль)

Полосатые сестрицы

В маленькой темнице

Сеточку плетут,

Сласть в нее кладут! (Пчелы)

2. Станция «Запоминай – ка!».

Уважаемые коллеги,

нам необходимо

разделиться на 2 команды. Прослушайте 20 слов, постарайтесь их запомнить и

произвести на листке бумаги. Слова можно записывать в любом порядке (Сено,

ключ, поезд, трава, автомобиль, сердце, букет, картина, аромат, календарь, роза,

лейка, солнце, вода, цветы, баня, беседка, пруд, костер, женщина).

3. Станция «Двигательная». «Сороконожка ловит свой хвост». Пожалуйста,

встаньте в колонну по одному, крепко держась за пояс стоящих впереди. Колонна

изображает «сороконожку». Его «голова» (начало колонны) пытается поймать

«хвост», который уворачивается от нее. Игра повторяется 2-3 раза. При этом

меняется порядок построения участников.

4.Станция «Мы спрашиваем – Вы отвечаете» Мы Вам зададим несколько

вопросов, пожалуйста, просим Вас на них ответить.

5.Станция

«Солнечная

поляна».

Мы

раздаем

Вам

трафареты

с

геометрическими фигурами: «овал» и «круг». В течение трех минут Вы должны

обвести фигуру и дорисовать необходимые детали и превратить их в цветы,

которые будут радовать нас на солнечной поляне, необходимо назвать каждый

цветок.

6.Станция «Цветовод». Следующее задание. Вам предлагаются варианты

ответов. Необходимо выбрать правильный вариант. Название какого растения

рассказывает о том, какое оно на вкус (лютик, гвоздика, кислица). Листья какого

растения напоминают грозное оружие (ноготки, лилия, гладиолус). Какое из этих

цветов считается садовым? (кактус, астра, одуванчик). Какое травянистое растение

называют дикой рябинкой? (пижма, георгин, цикорий). Какое из этих растений

просыпается первым? (мак, одуванчик, цикорий).

7.Станция «Хоровая». Просим спеть песню «В лесу родилась елочка» по

заданию (первая команда поет как «африканские аборигены», вторая как

«кавказские горцы»). Похвалить

Упражнение «Погода» (3 мин.)

Участники

выбирают

пару.

Один

поворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий

предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый

ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень,

переходящий в град; снова ветер ,переходящий в теплое дуновение ветерка, а в

конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю. По окончании

упражнения, участники меняются парами. Каждый участник высказывает свое

мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

Упражнение

«Удовольствие»

(3-5

мин.).

Одним

из

распространенных

стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим

способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия,

хобби. Число их обычно ограничено, т.к. у большинства людей есть не более 1-2

хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния

самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и

восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и

предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им

удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как

«скорую помощь» для восстановления сил.

Рекомендации: Научитесь, по возможности, сразу сбрасывать негативные

эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях

работы в детском саду:

*резко встать и пройтись;

*быстро и резко написать или нарисовать что – то на доске или листе бумаги;

*измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

Старший воспитатель: Если у Вас имеется нарушение сна, старайтесь читать

на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза

различаются по энергетике: стихи ближе к ритму человеческого организма и

действуют успокаивающее.

Старший воспитатель: Каждый вечер обязательно становитесь под душ и,

проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода издавна является

мощным энергетическим проводником.

Старший

воспитатель:

Начинайте

восстанавливаться

уже

сейчас,

не

откладывайте на потом!

Игра «Солнце, воздух и вода…». Педагоги ходят по залу и произнося слова –

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Ведущий тренинга: «По парам

разбежались – коленками прижались!». После этих слов педагоги делятся на пары

и прижимаются друг к другу коленками, то же самое повторяется, только меняются

части тела (ладошками, спинами, локтями, бедрами…).

Упражнение «Музыкальная викторина». Инструкция: Каждой команде нужно

отгадать песню с помощью подсказки и спеть ее. Подсказки: Песня о длительном

путешествии маленькой девочки в головном уборе («Песня Красной Шапочки»).

Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью («Песенка

Винни - Пуха»). Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает

движение вокруг своей оси («Где – то на белом свете..»). Песня о четырех

мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе

(«Опять скрипит потертое седло…», из к/ф «Д артаньян и три мушкетера»). Песня

неизвестной игрушки с большими ушами («Песня Чебурашки»). Песня о мальчике,

сующем свой нос в чужое дело («Буратино»)

Упражнение «Источник».

Для проведения этого упражнения необходимо

сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» (сборник

мелодий для релаксации), ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь

пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и

выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая

вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы

проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее,

чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная

энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется

на вас. Представьте, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств

и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода

вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается

день за днем – разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно

вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его

энергия – вашей энергией».

Упражнение «Цветочный чай». Мы – жители загородного дома, веселые,

счастливые, здоровые. У нас хорошее настроение, мы верим в добро, умеем

чувствовать себя и окружающих себя людей, дружим с природой, которая дарит

силы, поэтому здоровы, веселы, жизнерадостны.

Желаем Вам удачи в нашей нелегкой работе! Мы к столу Вас приглашаем,

Вкусным чаем угощаем. Он полезный и душистый, Из цветов он и из листьев!

Комментарии во время чаепития от старших воспитателей: Наш рецепт чая

очень вкусен и полезен. Он содержит бергамот. Бергамот помогает добиться

успехов. Мята усиливает дыхание и обновляет энергетику. Лимон позволяет

быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, новым людям,

помогает в работе творческим личностям. Апельсин повышает умственную

работоспособность, оптимизм и веру в свои силы. Эвкалипт содействует быстрому

восстановлению

сил

после

стресса!

Плоды

рябины

укрепляют

организм,

способствуют налаживанию обмена веществ, применяется в качестве лечебного

средства при авитаминозах и общей слабости. Наша поездка в загородный дом

заканчивается, возвращаемся обратно в детский сад.

Будьте доброжелательными, творите добро обязательно!

Смейтесь больше – проживете дольше!

Будьте уверены во всем, так здоровье сбережете!

Всегда будьте хозяином своей судьбы!

Не надейтесь на всех и не верьте чудесам.

Если есть подмога – помоги себе сам!

Рефлексия: Проезжая через леса, поля, цветущие луга мы мобилизовали свою

внутреннюю энергию, активизировали свои ресурсы и тем самым укрепили свое

здоровье, возвращаемся обратно в детский сад «Букварёнок».

Прощаясь с Вами, просим каждого из Вас написать пожелание себе и своим

коллегам необычным способом «Птица счастья».



В раздел образования




Яндекс.Метрика