Напоминание

"Адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения"


Автор: Соловьёва Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109 "Букварёнок"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов
Тема: "Адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения».

Подготовил старший воспитатель

Соловьёва Светлана Николаевна

Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского

сада – замечательного изобретения педагогов двадцать первого века. И даже если начало

посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные

ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития.

Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость

адаптации к условиям детского сада. Под адаптацией понимается процесс приспособления

личности к новой социальной ситуации или среде. Очевидно, что этот процесс можно

оптимизировать. Когда человек попадает в новую для него ситуацию, у него есть два

пути: использовать имеющийся опыт в новой ситуации (прошлый опыт налаживания

отношений с незнакомыми людьми, освоение нового пространства) или, если такого

опыта нет, постараться найти способ действия методом проб и ошибок, испытывая при

этом значительный стресс.

Готовность к детскому саду многими родителями сводится к владению навыками

самообслуживания. А готов ли ребенок к разлуке с матерью, к общению с большим

сообществом группы, к принятию и соблюдению норм поведения? Об этом мы мало

задумываемся. Более того, иногда именно проблемы в этих областях являются причиной

для начала посещения ДОУ – «там он научится». И он учится ... методом проб и ошибок.

Целью социально-психологического

сопровождения

вхождения

ребенка

в

дошкольное учреждение является гуманизация адаптации к условиям общественного

воспитания ребенка и его семьи. Поскольку на современном этапе мы можем говорить о

серьезных проблемах в этой области. Период адаптации, сложный не только для ребенка,

но и для его семьи, педагогов детского сада, в основном построен как некий рубеж,

который необходимо просто «пережить», перетерпеть. Такой подход неизбежно приводит

к негативным последствиям. Ни педагогами, ни родителями они, тем не менее, как

правило, не связываются с процессами адаптации. Перечислим некоторые из них:

Высокая заболеваемость, как психологическая защита от угрозы посещения

ДОУ, возможность вернуться домой.

Преобладание негативного эмоционального состояния у ребенка в течение

дня.

Отказ семьи от сотрудничества с ДОУ как последствие применения формулы

«привели – оставили – нужно уйти, чтобы не травмировать ребенка еще

больше».

Снижение

«чувствительности»

педагога

к

проблемам

детей,

не

выражающихся ярко и т.д.

Таким образом, возникает необходимость проведения социально-психологического

сопровождения поступления ребенка в дошкольное учреждение. Очевидно, что данная

работа не может начинаться с момента прихода ребенка в детский сад, она должна быть

перенесена во времени на несколько недель (а в идеале - и месяцев) в период до

поступления.

Условно весь период адаптации можно разделить на три основных этапа:

доадаптационный, адаптационный, постадаптационный.

Целью данного этапа является формирование положительного настроя семьи на

детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов.

На этом этапе необходимо решить следующие задачи: снизить возможные риски,

спрогнозировать и спланировать деятельность, подготовить всех участников к периоду

адаптации, создать оптимальные условия.

1. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется с учетом всех видов ресурсов, их состоянием

и кадровым составом ДОУ.

Любое планирование должно опираться на проблемный анализ, как инструмент

сопоставления существующего положения вещей с актуальными требованиями. Есть

множество технологий проведения проблемного анализа с выходом на дальнейшее

стратегическое планирование. Например: использование технологии, предложенной К.М.

Ушаковым в кн. «Ресурсы управления школьной организацией» М, «Сентябрь», 2000,

применительно к проблемам адаптации:

Технология:

последовательность

действий.

Проблема и ее решение

Формулировка проблемы

(конкретно)

Высокий

уровень

заболеваемости

у

детей

в

адаптационный период.

Желательная ситуация.

Снижение уровня заболеваемости.

Противодействующие силы и

факторы.

Преобладание

негативных

эмоций

у

детей

и

потребность разрешить ситуацию.

Чувства тревоги, вины у родителей и потребность

«вернуть» ребенка.

Несоблюдение гигиенических норм проветривания,

прогулок.

Совпадение начала посещения ДОУ с кризисными

периодами.

Как ослабить

противодействующие силы и

факторы.

Подготовка ребенка к посещению ДОУ.

Поддержание твердости и решимости родителей

через

снижение

эмоционального

напряжения

в

рамках «Родительского клуба».

Контроль

за

выполнением

всех

санитарно-

гигиенических требований. Помощь персоналу.

Гибкий график приема в ДОУ

Анализ поддерживающих сил

и факторов

Наглядная информация для родителей.

Приглашение специалиста мед. учреждения.

Групповая консультация «Дети часто болеют не от

вирусов, а потому, что им плохо».

Согласование режима дня в ДОУ и дома.

И т.д.

Как усилить

поддерживающие силы и

факторы

Работа

над

проблемой

всех

специалистов

комплексного сопровождения ДОУ.

Профилактика до начала посещения.

Разложение

деятельности

по

снижению

заболеваемости

на

элементарные

операции

подробное планирование.

И т.д.

Исходя

из

полученных

данных,

педагоги

приступают

к

дальнейшему

планированию. Нужно отметить, что если в работе по тому или иному направлению не

возникает проблем, конечный результат деятельности соответствует желательному

результату, то можно говорить об эффективном «режиме функционирования».

Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период.

Сроки

Содержание

Форма работы

Ответственные

Июнь

1.Юридическое

оформление

ребенка в детский сад.

2.Формирование

положительного

настроя

родителей на детский сад;

снижение

эмоционального

напряжения

и

тревоги

родителей.

1.Регистрация направления.

2.Знакомство родителей с группой

(осмотр

группового

помещения,

показ шкафчика, кроватки, игрушек);

-

информирование

о

том,

чем

ребенок будет заниматься, во что

играть;

-

знакомство

с

режимом

дня

дошкольного учреждения;

-

рекомендации по формированию

стереотипов в поведении ребенка,

которые

помогут

ему

безболезненно войти в новые для

него условия жизни ( сближение

домашнего режима с режимом

дошкольного

учреждения;

урегулирование рациона питания;

формирование

навыков

самостоятельности

при

приеме

пищи, одевании и раздевании,

пользование носовым платком).

Заведующий

ДОУ

Воспитатель

Июль

1.Первичное

знакомство

педагога с ребенком в

условиях

территории

детского сада

2.Формировние

представлений о встрече

мам

и

пап,

которые

приходят

за

детьми

(формирование

опыта

разлуки

и

встречи

с

родителями)

Посещение

утренних

и

вечерних

прогулок.

2.Включение детей и родителей в

совместные

подвижные

игры

и

игровые упражнения.

Воспитатель

Август

1.Первичное

знакомство

педагога с малышом в

домашних условиях.

2.Сбор

информации

об

индивидуальных

особенностях

малыша

(характерные

черты

поведения,

интересы,

склонности)

Установление

эмоционального контакта

с ребенком.

1.Определяется

время

посещения

семьи.

2.Собеседование с родителями.

Игры

на

формирование

эмоционального контакта и доверия

(« Игра с собачкой», «Покружимся»,

«Кто

в

кулачке?»,

«Книжка-

угадайка»).

Воспитатель

Важнейшим ресурсом являются кадры дошкольного учреждения, работающие с

детьми в адаптационный период.

Подготовка кадров.

Персонал группы в адаптационный период испытывает значительные нервно-

психические нагрузки, от него требуется знание возрастных особенностей детей,

возможных проявлений негативных тенденции и умения на них реагировать. Заполнение

адаптационных листов, являющихся листами экспертного оценивания, так же ложится на

педагогов

группы.

Все

это

требует

предварительной

работы

по

повышению

педагогической и психологической компетенции. Необходимо учитывать и некоторые

личностные особенности педагогов и их помощников, которые могут сказаться на

процессе адаптации. Желательно, чтобы у педагогов групп раннего возраста были

сформированы:

положительное отношение к детям данного возраста, понимание значения раннего

возраста на все дальнейшее развитие,

умение налаживать теплые эмоциональные отношения,

толерантность, поскольку данный период эмоционально насыщен и нестабилен,

деятельностный характер взаимодействия,

владение основами знаний, желание осваивать новые технологии.

На современном этапе существует два подхода в подборе кадров для групп

раннего возраста. Первый подразумевает наличие постоянных педагогов для данной

категории детей. Второй подход основывается на том, что

педагоги должны

сопровождать группу от начала поступления ребенка в ДОУ до его выпуска. Оба подхода

имеют свои плюсы и минусы. Так, в первом случае растет профессионализм,

нарабатываются определенные навыки взаимодействия с данной категорией детей, но при

этом

весьма

велик

риск

профессиональной

деформации

работника,

остановки

личностного развития, психоэмоционального выгорания педагогов в силу отсутствия

перспектив. Через несколько лет работы

часть воспитателей этих групп начинают

отличаться от остальных педагогов – меняются не только их речь, общение, но иногда и

личностные установки, сужается диапазон возможностей. Второй вариант снимает эти

вопросы, но возникают трудности перестройки педагога во взаимодействии от детей

старшего

дошкольного

возраста

к

раннему.

Необходимо

знание

значительно

отличающихся возрастных особенностей детей этой категории, способы взаимодействия,

что приводит к трудностям в работе. Адаптация педагога совпадает с адаптацией детей,

что ведет к негативным последствиям. С нашей точки зрения и тот, и другой вариант

может быть оптимальным для дошкольного учреждения в зависимости от его

возможностей,

но

при

обязательном

спланированном

психолого-методическом

сопровождении деятельности педагогов. Возможны следующие формы работы:

-

цикл занятий - «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Вопросы

адаптации», «Нормативы нервно-психического развития», «Семьи детей раннего

возраста» и т.д.

-

Освоение практических методов работы через ролевые игры, разбор педагогических

ситуаций, тренинги умений.

-

Обсуждение трудностей, проблем через диспуты (например «Воспитатель группы

раннего возраста, кто он?»), тренинги саморегуляции («Как бороться со стрессом»,

«Наши ресурсы»), тренинги личностного роста.

-

Индивидуальное консультирование педагогов.

Знакомство родителей с ДОУ.

Положительным результатом данного этапа является уверенность родителей, что

их ребенку в дошкольном учреждении будет хорошо, его здесь ждут. Важно

сформировать положительную установку на сотрудничество детского сада и семьи.

Алгоритм данной работы может выглядеть следующим образом:

договоренность о встрече (например, по телефону) или предварительная встреча,

заключение договора с администрацией дошкольного учреждения,

экскурсия, знакомство со специалистами,

наглядная информация, памятки,

знакомство с правилами посещения групп раннего возраста,

сбор информации – заполнение анкет, карт.

Анкета для родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение

(Заполняется в ходе собеседования)

Ф.И. ребенка__________________________ Дата рождения___________________________

Родители (ФИО, возраст, профессия, образование):

Мама_________________________________________________________________________

Папа_________________________________________________________________________

Другие

члены

семьи,

проживающие

с

ребенком

______________________

_____________________________________________________________________________

К

кому

из

членов

семьи

ребенок

наиболее

привязан______________________

_____________________________________________________________________________

Как

переносит

разлуку

с

мамой

_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Какое

настроение

преобладает

у

ребенка

в

течение

дня

____________________________________________________________________________

Как

засыпает,

привычки

при

засыпании,

длительность

дневного

сна

_____________________________________________________________________________

Аппетит,

предпочтения

в

еде,

самостоятельность

__________________________

_____________________________________________________________________________

Отношение к горшку___________________________________________________________

Навыки опрятности __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Навыки самообслуживания _____________________________________________________

Вредные

привычки

_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Взаимоотношения со взрослыми : родные ________________________________________

Незнакомые

взрослые

_______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Контакты с детьми своего возраста___________________________________________

Старшего возраста_____________________________________________________________

Познавательные потребности ____________________________________________________

Игры, любимые игрушки __________________________________________________ _____

Что

Вас

радует

в

вашем

ребенке

_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Как

ему

помочь в стрессовой ситуации______________________________________

_____________________________________________________________________________

В

чем

его

особенности

_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Стандартные рекомендации по подготовке ребенка

к посещению детского сада.

Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей

семьи

именно

сейчас.

Ребенок

чувствует,

если

родители

сомневаются

в

целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для

того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети,

у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы

хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ.

Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят

своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и

взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и

стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие

шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть,

потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу

пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад,

чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты

мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня

интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих

детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но

нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена

воспитателей и выучить правила жизни детского сада».

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло -

осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии

малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в

детский сад.

Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например,

небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и

уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них

забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани,

приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами

оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика

или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку - осенью вам проще будет

отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать

отношения с другим ребенком.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени,

просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим

детям.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых

сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими

родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по

именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте

обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем

присутствии.

Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их

детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять

ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через

специалистов.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и

его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с

ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте

ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно.

Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится

интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

Разработайте

вместе

с

ребенком

несложную

систему

прощальных

знаков

внимания, и малышу будет проще отпускать вас.

Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до

полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот

период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего

малыша.

Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список

рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.



В раздел образования




Яндекс.Метрика