Автор: Соловьёва Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 109 "Букварёнок"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов
Тема: "Адаптация ребёнка к условиям дошкольного учреждения"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения».
Подготовил старший воспитатель
Соловьёва Светлана Николаевна
Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского
сада – замечательного изобретения педагогов двадцать первого века. И даже если начало
посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные
ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития.
Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость
адаптации к условиям детского сада. Под адаптацией понимается процесс приспособления
личности к новой социальной ситуации или среде. Очевидно, что этот процесс можно
оптимизировать. Когда человек попадает в новую для него ситуацию, у него есть два
пути: использовать имеющийся опыт в новой ситуации (прошлый опыт налаживания
отношений с незнакомыми людьми, освоение нового пространства) или, если такого
опыта нет, постараться найти способ действия методом проб и ошибок, испытывая при
этом значительный стресс.
Готовность к детскому саду многими родителями сводится к владению навыками
самообслуживания. А готов ли ребенок к разлуке с матерью, к общению с большим
сообществом группы, к принятию и соблюдению норм поведения? Об этом мы мало
задумываемся. Более того, иногда именно проблемы в этих областях являются причиной
для начала посещения ДОУ – «там он научится». И он учится ... методом проб и ошибок.
Целью социально-психологического
сопровождения
вхождения
ребенка
в
дошкольное учреждение является гуманизация адаптации к условиям общественного
воспитания ребенка и его семьи. Поскольку на современном этапе мы можем говорить о
серьезных проблемах в этой области. Период адаптации, сложный не только для ребенка,
но и для его семьи, педагогов детского сада, в основном построен как некий рубеж,
который необходимо просто «пережить», перетерпеть. Такой подход неизбежно приводит
к негативным последствиям. Ни педагогами, ни родителями они, тем не менее, как
правило, не связываются с процессами адаптации. Перечислим некоторые из них:
Высокая заболеваемость, как психологическая защита от угрозы посещения
ДОУ, возможность вернуться домой.
Преобладание негативного эмоционального состояния у ребенка в течение
дня.
Отказ семьи от сотрудничества с ДОУ как последствие применения формулы
«привели – оставили – нужно уйти, чтобы не травмировать ребенка еще
больше».
Снижение
«чувствительности»
педагога
к
проблемам
детей,
не
выражающихся ярко и т.д.
Таким образом, возникает необходимость проведения социально-психологического
сопровождения поступления ребенка в дошкольное учреждение. Очевидно, что данная
работа не может начинаться с момента прихода ребенка в детский сад, она должна быть
перенесена во времени на несколько недель (а в идеале - и месяцев) в период до
поступления.
Условно весь период адаптации можно разделить на три основных этапа:
доадаптационный, адаптационный, постадаптационный.
Целью данного этапа является формирование положительного настроя семьи на
детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов.
На этом этапе необходимо решить следующие задачи: снизить возможные риски,
спрогнозировать и спланировать деятельность, подготовить всех участников к периоду
адаптации, создать оптимальные условия.
1. Планирование работы.
Планирование работы осуществляется с учетом всех видов ресурсов, их состоянием
и кадровым составом ДОУ.
Любое планирование должно опираться на проблемный анализ, как инструмент
сопоставления существующего положения вещей с актуальными требованиями. Есть
множество технологий проведения проблемного анализа с выходом на дальнейшее
стратегическое планирование. Например: использование технологии, предложенной К.М.
Ушаковым в кн. «Ресурсы управления школьной организацией» М, «Сентябрь», 2000,
применительно к проблемам адаптации:
Технология:
последовательность
действий.
Проблема и ее решение
Формулировка проблемы
(конкретно)
Высокий
уровень
заболеваемости
у
детей
в
адаптационный период.
Желательная ситуация.
Снижение уровня заболеваемости.
Противодействующие силы и
факторы.
Преобладание
негативных
эмоций
у
детей
и
потребность разрешить ситуацию.
Чувства тревоги, вины у родителей и потребность
«вернуть» ребенка.
Несоблюдение гигиенических норм проветривания,
прогулок.
Совпадение начала посещения ДОУ с кризисными
периодами.
Как ослабить
противодействующие силы и
факторы.
Подготовка ребенка к посещению ДОУ.
Поддержание твердости и решимости родителей
через
снижение
эмоционального
напряжения
в
рамках «Родительского клуба».
Контроль
за
выполнением
всех
санитарно-
гигиенических требований. Помощь персоналу.
Гибкий график приема в ДОУ
Анализ поддерживающих сил
и факторов
Наглядная информация для родителей.
Приглашение специалиста мед. учреждения.
Групповая консультация «Дети часто болеют не от
вирусов, а потому, что им плохо».
Согласование режима дня в ДОУ и дома.
И т.д.
Как усилить
поддерживающие силы и
факторы
Работа
над
проблемой
всех
специалистов
комплексного сопровождения ДОУ.
Профилактика до начала посещения.
Разложение
деятельности
по
снижению
заболеваемости
на
элементарные
операции
–
подробное планирование.
И т.д.
Исходя
из
полученных
данных,
педагоги
приступают
к
дальнейшему
планированию. Нужно отметить, что если в работе по тому или иному направлению не
возникает проблем, конечный результат деятельности соответствует желательному
результату, то можно говорить об эффективном «режиме функционирования».
Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период.
Сроки
Содержание
Форма работы
Ответственные
Июнь
1.Юридическое
оформление
ребенка в детский сад.
2.Формирование
положительного
настроя
родителей на детский сад;
снижение
эмоционального
напряжения
и
тревоги
родителей.
1.Регистрация направления.
2.Знакомство родителей с группой
(осмотр
группового
помещения,
показ шкафчика, кроватки, игрушек);
-
информирование
о
том,
чем
ребенок будет заниматься, во что
играть;
-
знакомство
с
режимом
дня
дошкольного учреждения;
-
рекомендации по формированию
стереотипов в поведении ребенка,
которые
помогут
ему
безболезненно войти в новые для
него условия жизни ( сближение
домашнего режима с режимом
дошкольного
учреждения;
урегулирование рациона питания;
формирование
навыков
самостоятельности
при
приеме
пищи, одевании и раздевании,
пользование носовым платком).
Заведующий
ДОУ
Воспитатель
Июль
1.Первичное
знакомство
педагога с ребенком в
условиях
территории
детского сада
2.Формировние
представлений о встрече
мам
и
пап,
которые
приходят
за
детьми
(формирование
опыта
разлуки
и
встречи
с
родителями)
Посещение
утренних
и
вечерних
прогулок.
2.Включение детей и родителей в
совместные
подвижные
игры
и
игровые упражнения.
Воспитатель
Август
1.Первичное
знакомство
педагога с малышом в
домашних условиях.
2.Сбор
информации
об
индивидуальных
особенностях
малыша
(характерные
черты
поведения,
интересы,
склонности)
Установление
эмоционального контакта
с ребенком.
1.Определяется
время
посещения
семьи.
2.Собеседование с родителями.
Игры
на
формирование
эмоционального контакта и доверия
(« Игра с собачкой», «Покружимся»,
«Кто
в
кулачке?»,
«Книжка-
угадайка»).
Воспитатель
Важнейшим ресурсом являются кадры дошкольного учреждения, работающие с
детьми в адаптационный период.
Подготовка кадров.
Персонал группы в адаптационный период испытывает значительные нервно-
психические нагрузки, от него требуется знание возрастных особенностей детей,
возможных проявлений негативных тенденции и умения на них реагировать. Заполнение
адаптационных листов, являющихся листами экспертного оценивания, так же ложится на
педагогов
группы.
Все
это
требует
предварительной
работы
по
повышению
педагогической и психологической компетенции. Необходимо учитывать и некоторые
личностные особенности педагогов и их помощников, которые могут сказаться на
процессе адаптации. Желательно, чтобы у педагогов групп раннего возраста были
сформированы:
положительное отношение к детям данного возраста, понимание значения раннего
возраста на все дальнейшее развитие,
умение налаживать теплые эмоциональные отношения,
толерантность, поскольку данный период эмоционально насыщен и нестабилен,
деятельностный характер взаимодействия,
владение основами знаний, желание осваивать новые технологии.
На современном этапе существует два подхода в подборе кадров для групп
раннего возраста. Первый подразумевает наличие постоянных педагогов для данной
категории детей. Второй подход основывается на том, что
педагоги должны
сопровождать группу от начала поступления ребенка в ДОУ до его выпуска. Оба подхода
имеют свои плюсы и минусы. Так, в первом случае растет профессионализм,
нарабатываются определенные навыки взаимодействия с данной категорией детей, но при
этом
весьма
велик
риск
профессиональной
деформации
работника,
остановки
личностного развития, психоэмоционального выгорания педагогов в силу отсутствия
перспектив. Через несколько лет работы
часть воспитателей этих групп начинают
отличаться от остальных педагогов – меняются не только их речь, общение, но иногда и
личностные установки, сужается диапазон возможностей. Второй вариант снимает эти
вопросы, но возникают трудности перестройки педагога во взаимодействии от детей
старшего
дошкольного
возраста
к
раннему.
Необходимо
знание
значительно
отличающихся возрастных особенностей детей этой категории, способы взаимодействия,
что приводит к трудностям в работе. Адаптация педагога совпадает с адаптацией детей,
что ведет к негативным последствиям. С нашей точки зрения и тот, и другой вариант
может быть оптимальным для дошкольного учреждения в зависимости от его
возможностей,
но
при
обязательном
спланированном
психолого-методическом
сопровождении деятельности педагогов. Возможны следующие формы работы:
-
цикл занятий - «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Вопросы
адаптации», «Нормативы нервно-психического развития», «Семьи детей раннего
возраста» и т.д.
-
Освоение практических методов работы через ролевые игры, разбор педагогических
ситуаций, тренинги умений.
-
Обсуждение трудностей, проблем через диспуты (например «Воспитатель группы
раннего возраста, кто он?»), тренинги саморегуляции («Как бороться со стрессом»,
«Наши ресурсы»), тренинги личностного роста.
-
Индивидуальное консультирование педагогов.
Знакомство родителей с ДОУ.
Положительным результатом данного этапа является уверенность родителей, что
их ребенку в дошкольном учреждении будет хорошо, его здесь ждут. Важно
сформировать положительную установку на сотрудничество детского сада и семьи.
Алгоритм данной работы может выглядеть следующим образом:
договоренность о встрече (например, по телефону) или предварительная встреча,
заключение договора с администрацией дошкольного учреждения,
экскурсия, знакомство со специалистами,
наглядная информация, памятки,
знакомство с правилами посещения групп раннего возраста,
сбор информации – заполнение анкет, карт.
Анкета для родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение
(Заполняется в ходе собеседования)
Ф.И. ребенка__________________________ Дата рождения___________________________
Родители (ФИО, возраст, профессия, образование):
Мама_________________________________________________________________________
Папа_________________________________________________________________________
Другие
члены
семьи,
проживающие
с
ребенком
______________________
_____________________________________________________________________________
К
кому
из
членов
семьи
ребенок
наиболее
привязан______________________
_____________________________________________________________________________
Как
переносит
разлуку
с
мамой
_____________________________________
_____________________________________________________________________________
Какое
настроение
преобладает
у
ребенка
в
течение
дня
____________________________________________________________________________
Как
засыпает,
привычки
при
засыпании,
длительность
дневного
сна
_____________________________________________________________________________
Аппетит,
предпочтения
в
еде,
самостоятельность
__________________________
_____________________________________________________________________________
Отношение к горшку___________________________________________________________
Навыки опрятности __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Навыки самообслуживания _____________________________________________________
Вредные
привычки
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Взаимоотношения со взрослыми : родные ________________________________________
Незнакомые
взрослые
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________
Контакты с детьми своего возраста___________________________________________
Старшего возраста_____________________________________________________________
Познавательные потребности ____________________________________________________
Игры, любимые игрушки __________________________________________________ _____
Что
Вас
радует
в
вашем
ребенке
_____________________________________
_____________________________________________________________________________
Как
ему
помочь в стрессовой ситуации______________________________________
_____________________________________________________________________________
В
чем
его
особенности
_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Стандартные рекомендации по подготовке ребенка
к посещению детского сада.
Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей
семьи
именно
сейчас.
Ребенок
чувствует,
если
родители
сомневаются
в
целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для
того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети,
у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы
хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ.
Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят
своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и
взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и
стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие
шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть,
потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу
пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад,
чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты
мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня
интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих
детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но
нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена
воспитателей и выучить правила жизни детского сада».
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло -
осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии
малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в
детский сад.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например,
небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и
уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них
забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани,
приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами
оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика
или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку - осенью вам проще будет
отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать
отношения с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени,
просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим
детям.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых
сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими
родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по
именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте
обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем
присутствии.
Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их
детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять
ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через
специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и
его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с
ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте
ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно.
Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится
интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
Разработайте
вместе
с
ребенком
несложную
систему
прощальных
знаков
внимания, и малышу будет проще отпускать вас.
Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до
полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот
период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего
малыша.
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список
рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.