Напоминание

Приёмы работы при изучении словарных слов


Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приёмы работы при изучении словарных слов
Раздел: начальное образование





Назад




Приёмы работы при изучении словарных слов

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,

хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.»

А.В.Текучев

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на

уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной

начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников.

Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит

богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный

материал. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее,

доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому

необходимым элементом словарной работы является перевод слов из

пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения

правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков

грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут

сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать

тяжело, практически невозможно. Любого учителя глубоко волнует вопрос,

как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание

непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике

«словарными».

Каждый из учителей начальных классов накапливает собственный

теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные

решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат

механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети

продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост. При

знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило,

пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны –

это и нужно использовать.

Я бы хотела поделиться некоторыми приёмами работы при изучении

словарных слов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только

таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных

слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова

возвращаясь к одному и тому же слову.

Как при запоминании избежать простой зубрёжки? Как разнообразить это

монотонное скучное дело? Эти вопросы задаёт себе практически каждый

учитель.

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела у разных авторов

и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.

1. Обращение к этимологии слова

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим

образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям

объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти

ассоциацию и запомнить написание орфограммы. Я обращаюсь к этимологии

слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить

орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня

образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце

западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место,

где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл,

мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол»

значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е.

имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что

означало квадратный кусок материи.

2. Слова-подсказки «ассоциации»

Привлечь подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху,

легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным

словом и продумать ассоциацию, что напоминает слово. Например: Петя

петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в

костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки; Катя на

картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная;

заядлый заяц; лопасть лопаты, лопух; травма в трамвае; рис на рисунке; не

уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.

После зарисовать в индивидуальный словарик (который дети ведут с 1

класса) рисунок-ассоциацию: портфель – круглый замочек на портфеле;

собака – круглая морда собаки, дорога – камень у дороги, Москва – Спасская

башня (часы-буква о, зубцы – буква м, величие башни – заглавная буква). Не

нужно привязывать детям свои ассоциации - они сами могут придумать свои,

ведь наши дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно

использовать. Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Любой

учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно

сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной

гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в

написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме

«Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной

«а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной

гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы

словом счастье.

4. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую

очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в частности,

для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно

использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны

словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие

карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель

предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом,

поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает

карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше

всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные»

буквы.

Как об стенку ______________.

Береги нос в большой __________.

Живут как кошка с ____________.

Куй ____________, пока горячо.

__________ до Киева доведёт.

Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое

время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон)

так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

мороз

корова

сорока

дорога

ворона

воробей

хорошо

- оло- (солома, около, молоко, молоток)

«Шифровка – алфавит»

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.

1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в

слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

«Ассоциативные зацепки», с помощью которых мы запомним написание

“трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо - можно

связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а

точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

5. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

1 гр. «Морфология».

2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.

3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют

части слов(морфемы).

4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю.

Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп.

В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов

работы.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ

Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус,

стихотворение или загадка.

УЗНАВАНИЕ СЛОВА

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение,

объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для

запоминания. Слово записывается на доске, в тетрадях, в словарик.

Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и

поговорками.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

1) Измените слово по вопросам падежей.

2) Подберите однокоренные слова.

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных

произведений.

2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.

Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую

такие приёмы работы:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания

должны записать все словарные слова.

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

3) Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая.

Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной

теме урока.

Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа

словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и

т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута,

в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель

закрывает слова.

Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и

записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется

(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).

4) Использование интерактивных тренажёров.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами

вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их

прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок

использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах

упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает

словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с

непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания;

предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий

результат достигается за счёт использования педагогических приёмов,

облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями.

Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости,

обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей,

кругозора учащихся.

Возможно, все эти «находки» и «придумки» использует практически каждый

учитель. Но, может быть, кому-то они покажутся полезными и принесут

пользу, а уроки русского языка будут интересными и познавательными.



В раздел образования




Яндекс.Метрика