Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приёмы работы при изучении словарных слов
Раздел: начальное образование
Приёмы работы при изучении словарных слов
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.»
А.В.Текучев
Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на
уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной
начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников.
Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит
богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный
материал. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее,
доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому
необходимым элементом словарной работы является перевод слов из
пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения
правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков
грамотного письма. Практика показывает: если данные навыки не будут
сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать
тяжело, практически невозможно. Любого учителя глубоко волнует вопрос,
как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание
непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике
«словарными».
Каждый из учителей начальных классов накапливает собственный
теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные
решения.
– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
– Выучить, запомнить.
Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат
механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети
продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост. При
знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило,
пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны –
это и нужно использовать.
Я бы хотела поделиться некоторыми приёмами работы при изучении
словарных слов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только
таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных
слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова
возвращаясь к одному и тому же слову.
Как при запоминании избежать простой зубрёжки? Как разнообразить это
монотонное скучное дело? Эти вопросы задаёт себе практически каждый
учитель.
Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов
Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела у разных авторов
и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам.
1. Обращение к этимологии слова
Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим
образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям
объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти
ассоциацию и запомнить написание орфограммы. Я обращаюсь к этимологии
слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить
орфографический образ слова. Вот несколько примеров.
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня
образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце
западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место,
где солнце «западает» за горизонт», падает.
Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл,
мётлы).
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол»
значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е.
имеет власть.
Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что
означало квадратный кусок материи.
2. Слова-подсказки «ассоциации»
Привлечь подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху,
легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным
словом и продумать ассоциацию, что напоминает слово. Например: Петя
петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в
костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки; Катя на
картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре; девочка дежурная;
заядлый заяц; лопасть лопаты, лопух; травма в трамвае; рис на рисунке; не
уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.
После зарисовать в индивидуальный словарик (который дети ведут с 1
класса) рисунок-ассоциацию: портфель – круглый замочек на портфеле;
собака – круглая морда собаки, дорога – камень у дороги, Москва – Спасская
башня (часы-буква о, зубцы – буква м, величие башни – заглавная буква). Не
нужно привязывать детям свои ассоциации - они сами могут придумать свои,
ведь наши дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно
использовать. Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Любой
учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм
При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно
сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной
гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в
написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме
«Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной
«а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной
гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы
словом счастье.
4. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов
В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую
очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в частности,
для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно
использовать специально для запоминания словарных слов.
«Словарное лото»
Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны
словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие
карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель
предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом,
поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает
карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше
всех, – победитель.
«Мудрый словарик»
Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные»
буквы.
Как об стенку ______________.
Береги нос в большой __________.
Живут как кошка с ____________.
Куй ____________, пока горячо.
__________ до Киева доведёт.
Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.
«Буквы – липучки» (магниты)
Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое
время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон)
так, чтобы получились словарные слова.
-оро-
мороз
корова
сорока
дорога
ворона
воробей
хорошо
- оло- (солома, около, молоко, молоток)
«Шифровка – алфавит»
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.
1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в
слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
«Ассоциативные зацепки», с помощью которых мы запомним написание
“трудных” слов.
Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо - можно
связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.
Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а
точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.
5. Работа в группах
Каждая группа получает лист, памятку, словарь.
1 гр. «Морфология».
2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют
части слов(морфемы).
4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю.
Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.
Проверка работы групп.
В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов
работы.
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ
Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус,
стихотворение или загадка.
УЗНАВАНИЕ СЛОВА
Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение,
объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для
запоминания. Слово записывается на доске, в тетрадях, в словарик.
Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и
поговорками.
РАБОТА НАД СЛОВОМ
1) Измените слово по вопросам падежей.
2) Подберите однокоренные слова.
РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных
произведений.
2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.
Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую
такие приёмы работы:
1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;
2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания
должны записать все словарные слова.
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
3) Копилка-минутка
На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая.
Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной
теме урока.
Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа
словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и
т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута,
в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель
закрывает слова.
Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и
записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).
4) Использование интерактивных тренажёров.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами
вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их
прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок
использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах
упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает
словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с
непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания;
предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий
результат достигается за счёт использования педагогических приёмов,
облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями.
Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости,
обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей,
кругозора учащихся.
Возможно, все эти «находки» и «придумки» использует практически каждый
учитель. Но, может быть, кому-то они покажутся полезными и принесут
пользу, а уроки русского языка будут интересными и познавательными.