Автор: Баутрина Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 5
Населённый пункт: Кемеровская область , г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста
1.
Полоскание полости рта
Является превосходным средством, предупреждающим заболевание
зубов и слизистых полости рта.
Проводится водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
Полоскание рта проводится с 3-4 лет. Детей 4-5 лет и старше можно
приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла чистой
водой
комнатной
температуры
является
весьма
эффективным
средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.
На каждое полоскание используют примерно 1/2-1/3 стакана воды,
причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно
дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий
вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекла в область глотки,
производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для
контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!»
2.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его
заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
Рекомендуется
для
детей
младшего
возраста,
но
может
быть
использован и для закаливания детей старшего дошкольного возраста.
Проводится 2-3 раза в день. Организационный момент:
а)
«Найди и покажи носик» Ребенок удобно усаживается и показывает
свой носик взрослому.
Основная часть: Игровые упражнения с носиком.
б)
«Помоги носику собраться на прогулку» Ребенок берет носовой
платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно
или
с помощью взрослого.
в)
«Носик гуляет» Взрослый предлагает ребенку крепко закрыть рот,
чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Ребенку старшего
дошкольного возраста можно предложить выключить дыхание ртом,
поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох
выполняется через нос.
г)
«Носик балуется» На выдохе ребенок оказывает сопротивление
воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на
крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах» Ребенок выполняет 10 вдохов-
выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их
указательным пальцем.
е)
«Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным
пальцем по крыльям носа и поет «Ба-бо-бу».
ж)
«Поиграем
носиком»
Ребенок
располагает
на
переносице
указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа,
затем
вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
3.
Босохождение
Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания,
одновременно является хорошим средством укрепления свода стоп и
связок. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже
+18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней,
затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время
процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 20-25 минут.
Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети
старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях),
физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко
простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по
полу в носках, а уже затем босиком. Данный вид закаливания
необходимо сочетать с играми и упражнениями для профилактики
плоскостопия. Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с
различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому
шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на
месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу
или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-
назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания
резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов
(палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали
руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание
через гимнастические палки, набивные мячи.
4.
Точечный массаж "Волшебные точки" (по А.А. Уманской)
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки,
гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием
массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства,
которые очень часто намного эффективнее и безопаснее
таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем
научить детей.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го
ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом.
При
массаже
этой
зоны
уменьшается
кашель,
улучшается
кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки
грудины.
Регулирует
иммунные
функции
организма.
Повышает
сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края
щитовидного
хряща
,
у
переднего
края
мышцы.
Контролирует
химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой
части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо
массировать
сверху
вниз.
Зоны
шеи
связаны
с
регулятором
деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется
работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком,
где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого
выступающего позвонка
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в
середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек
носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным,
насморк проходит.
Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной
дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных
отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха.
Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный
аппарат.
Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце
кожной складки при отведении большого пальцы. Руки
человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек
нормализуются многие функции организма
Техника выполнения массажа:
Массировать
биологически
активные
зоны
нужно
подушечками
большого,
указательного
или
среднего
пальца
горизонтально-
вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5
сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не
должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима,
постепенно повышая интенсивность воздействия.
Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями
пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна,
проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой
зоны
изменена
(нагноения,
ссадины,
кровоподтеки),
то
массаж
отменяется.
Руки перед массажем должны быть часто вымытыми, теплыми, с хорошо
остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после
приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется
проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой
респираторной инфекцией.
Как профилактическое средство массаж биологически активных зон
можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо
помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает
только регулярный массаж.
5.5. Контрастные воздушные ванны в сочетании с «Рижским»
методом
Данная
методика
входит
в
неспецифическую
профилактику
респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости
организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться
12-13 минут. Во время сна детей в спальном помещении открываются
окна и температура воздуха доводится до +13-16°. Дети просыпаются
под звуки музыки, что создаёт радостный эмоциональный фон, и лежа
в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4
физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа:
подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и
последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение
рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в
правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а
также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на
животе. Затем по команде воспитателя дети встают с постели, быстро
снимают спальную одежду, оставаясь лишь в трусах и майках. Затем
следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха
достигает
+21-+24°.
Деятельность
детей
в
«теплой»
комнате
заключается в следующем:
- ходьба по коврику, изготовленного из грубого полотна (мешковина,
дерюга и пр.) шириной 0,4м и длиной 1,5м, смоченному в 10% солевом
растворе (1кг соли на Юл воды) комнатной температуры;
- ходьба по дорожке (материал и размеры те же), смоченной в чистой
воде комнатной температуры;
- ходьба по сухому коврику;
- ходьба по «Дорожке здоровья», которая представляет собой полосу из
легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами:
пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные
предметы, безопасные для ребенка, можно использовать коврик для
ванной
типа
«травка».
Подобные
дорожки
используют
для
профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями
рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам.
Прохождение можно повторить 2-3 раза. Темп прохождения по
дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно
наращивать, но, не допуская при этом перегревания детей.
Затем
дети
перемещаются
в
«холодную»
комнату,
где
под
руководством воспитателя выполняют танцевальные элементы.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не
менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1-1,5 минут. Вся процедура
заканчивается дыхательными упражнениями. После активных
движений дети отправляются обратно в группу, где проходит
обширное умывание лица, рук до плеч, в старших группах - обтирание
груди. Затем тело необходимо растереть полотенцем до легкого
покраснения. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение
одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой
коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю. После
активных движений дети отправляются обратно в группу, где проходит
обширное умывание лица, рук до плеч, в старших группах - обтирание
грудей. Затем тело необходимо растереть полотенцем до легкого
покраснения. При проведении контрастного воздушного закаливания
соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового
воздействия. Разница температуры в двух помещениях, составляя
вначале в «теплом» +23-+26
0
, а в «холодном» - на 3-5° ниже. Она
увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 8-10° за счет снижения
температуры в «холодной» комнате. Обязательно учитывается общее
состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении
поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в
«холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом
вплоть до сквозняков.