Напоминание

Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста


Автор: Баутрина Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 5
Населённый пункт: Кемеровская область , г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Закаливающие процедуры для детей дошкольного возраста

1.

Полоскание полости рта

Является превосходным средством, предупреждающим заболевание

зубов и слизистых полости рта.

Проводится водой комнатной температуры после каждого приема пищи.

Полоскание рта проводится с 3-4 лет. Детей 4-5 лет и старше можно

приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла чистой

водой

комнатной

температуры

является

весьма

эффективным

средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2-1/3 стакана воды,

причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно

дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий

вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекла в область глотки,

производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для

контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!»

2.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его

заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Рекомендуется

для

детей

младшего

возраста,

но

может

быть

использован и для закаливания детей старшего дошкольного возраста.

Проводится 2-3 раза в день. Организационный момент:

а)

«Найди и покажи носик» Ребенок удобно усаживается и показывает

свой носик взрослому.

Основная часть: Игровые упражнения с носиком.

б)

«Помоги носику собраться на прогулку» Ребенок берет носовой

платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно

или

с помощью взрослого.

в)

«Носик гуляет» Взрослый предлагает ребенку крепко закрыть рот,

чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Ребенку старшего

дошкольного возраста можно предложить выключить дыхание ртом,

поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох

выполняется через нос.

г)

«Носик балуется» На выдохе ребенок оказывает сопротивление

воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на

крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах» Ребенок выполняет 10 вдохов-

выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их

указательным пальцем.

е)

«Носик поет песенку» На выдохе малыш постукивает указательным

пальцем по крыльям носа и поет «Ба-бо-бу».

ж)

«Поиграем

носиком»

Ребенок

располагает

на

переносице

указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа,

затем

вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

3.

Босохождение

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания,

одновременно является хорошим средством укрепления свода стоп и

связок. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже

+18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней,

затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время

процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 20-25 минут.

Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети

старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях),

физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко

простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по

полу в носках, а уже затем босиком. Данный вид закаливания

необходимо сочетать с играми и упражнениями для профилактики

плоскостопия. Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с

различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому

шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на

месте, не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу

или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-

назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания

резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов

(палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали

руками» (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание

через гимнастические палки, набивные мячи.

4.

Точечный массаж "Волшебные точки" (по А.А. Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки,

гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием

массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства,

которые очень часто намного эффективнее и безопаснее

таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем

научить детей.

Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го

ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом.

При

массаже

этой

зоны

уменьшается

кашель,

улучшается

кроветворение.

Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки

грудины.

Регулирует

иммунные

функции

организма.

Повышает

сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края

щитовидного

хряща

,

у

переднего

края

мышцы.

Контролирует

химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой

части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо

массировать

сверху

вниз.

Зоны

шеи

связаны

с

регулятором

деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется

работа вестибулярного аппарата.

Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком,

где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого

выступающего позвонка

Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в

середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек

носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным,

насморк проходит.

Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной

дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных

отделов мозга.

Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха.

Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный

аппарат.

Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце

кожной складки при отведении большого пальцы. Руки

человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек

нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа:

Массировать

биологически

активные

зоны

нужно

подушечками

большого,

указательного

или

среднего

пальца

горизонтально-

вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5

сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не

должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима,

постепенно повышая интенсивность воздействия.

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями

пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна,

проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой

зоны

изменена

(нагноения,

ссадины,

кровоподтеки),

то

массаж

отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми, теплыми, с хорошо

остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после

приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется

проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой

респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон

можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо

помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает

только регулярный массаж.

5.5. Контрастные воздушные ванны в сочетании с «Рижским»

методом

Данная

методика

входит

в

неспецифическую

профилактику

респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости

организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться

12-13 минут. Во время сна детей в спальном помещении открываются

окна и температура воздуха доводится до +13-16°. Дети просыпаются

под звуки музыки, что создаёт радостный эмоциональный фон, и лежа

в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4

физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа:

подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и

последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение

рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в

правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а

также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на

животе. Затем по команде воспитателя дети встают с постели, быстро

снимают спальную одежду, оставаясь лишь в трусах и майках. Затем

следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха

достигает

+21-+24°.

Деятельность

детей

в

«теплой»

комнате

заключается в следующем:

- ходьба по коврику, изготовленного из грубого полотна (мешковина,

дерюга и пр.) шириной 0,4м и длиной 1,5м, смоченному в 10% солевом

растворе (1кг соли на Юл воды) комнатной температуры;

- ходьба по дорожке (материал и размеры те же), смоченной в чистой

воде комнатной температуры;

- ходьба по сухому коврику;

- ходьба по «Дорожке здоровья», которая представляет собой полосу из

легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами:

пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные

предметы, безопасные для ребенка, можно использовать коврик для

ванной

типа

«травка».

Подобные

дорожки

используют

для

профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями

рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам.

Прохождение можно повторить 2-3 раза. Темп прохождения по

дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно

наращивать, но, не допуская при этом перегревания детей.

Затем

дети

перемещаются

в

«холодную»

комнату,

где

под

руководством воспитателя выполняют танцевальные элементы.

Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не

менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1-1,5 минут. Вся процедура

заканчивается дыхательными упражнениями. После активных

движений дети отправляются обратно в группу, где проходит

обширное умывание лица, рук до плеч, в старших группах - обтирание

груди. Затем тело необходимо растереть полотенцем до легкого

покраснения. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение

одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой

коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю. После

активных движений дети отправляются обратно в группу, где проходит

обширное умывание лица, рук до плеч, в старших группах - обтирание

грудей. Затем тело необходимо растереть полотенцем до легкого

покраснения. При проведении контрастного воздушного закаливания

соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового

воздействия. Разница температуры в двух помещениях, составляя

вначале в «теплом» +23-+26

0

, а в «холодном» - на 3-5° ниже. Она

увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 8-10° за счет снижения

температуры в «холодной» комнате. Обязательно учитывается общее

состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении

поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в

«холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом

вплоть до сквозняков.



В раздел образования




Яндекс.Метрика