Автор: Пирожкова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонёк"
Населённый пункт: ХМАО, г.Сургут
Наименование материала: консультация
Тема: Консультация для педагогов «Развитие ФЭМП в младшем дошкольном возрасте 3-4 года посредством сенсорных игр»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов «Развитие ФЭМП в младшем
дошкольном возрасте 3-4 года посредством сенсорных игр»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в
пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и
дошкольном возрасте детей трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений
представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития
ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное
восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для
многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие
формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов
восприятия. Являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное
развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Дидактические игры по сенсорному развитию детей — эффективное средство
совершенствования предметного восприятия, открывающего многообразие мира объектов
и явлений. Результатом занятий становится полноценное формирование сенсорики,
которая заменяет слабо дифференцированные впечатления раннего возраста. У
дошкольника формируются правильные представления о палитре, величинах, формах,
пространственном положении, иных признаках объектов. Сенсорное развитие — база для
совершенствования интеллектуальной активности.
Приступать к сенсорному развитию можно, когда дети достигнут 2–3-летнего возраста.
Игра, рассчитанная на самых маленьких, должна основываться на развитии какой-то
одной формы сенсорного восприятия. То есть это может быть занятие для ознакомления,
например, только с геометрическими формами, или величинами, или палитрой.
Бусинки
Игра учит чередованию предметов по размеру.
Для занятия нужны крупные бусинки
диаметром 2–3 см и в таком же количестве
маленькие, около 1 см в диаметре. По расцветке
и иным параметрам бусины должны быть
одинаковыми. Они должны иметь отверстия для
продевания в вощеную веревочку или шнурок.
Бусинки и кубики
Игра схожа с предыдущей, только учит чередованию
предметов по форме. Нужно подготовить в равном
количестве круглые бусины и кубики такой же
величины, такого же цвета, а также вощеные веревочки
или шнурки для изготовления бус.
Разноцветные крышечки
Игра учит различению основных цветов. Для
занятия нужны игрушечные ведерки красного,
зеленого, синего и желтого цветов, а также
крышечки из-под пластиковых бутылок,
окрашенных аналогично. Перед игрой
желательно напомнить ребятам, как называют представленные цвета. Можно предложить
воспитанникам перечислить, что бывает определенного цвета. Например, что бывает
зеленым. Или красным.
Рождественская елка
Игра учит составлять изображение
определенной расцветки по образцу. Для
работы нужно сделать карточки,
изображающие елку с шариками. На каждой
карточке должно быть определенное
сочетание шариков по цвету. Также нужно
вырезать из картона елку с круглыми
отверстиями на месте шариков и кружочки
разных колеров, размером соответствующие
этим отверстиям. Игровая задача — распределить шарики по елке, ориентируясь на
заданную карточку как образец.
Всем известно, что математика предоставляет уникальные возможности для
развития детей: она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, речь,
тренирует внимание, память, учит логике. Математика не только «приводит в порядок
ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей – аккуратность,
трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу, планировать
свои действия, алгоритмические навыки и творческие способности.