Авторы: Косинова Тамара Сергеевна, Тамара Сергеевна Косинова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОКОУ "Обоянская школа-интернат"
Населённый пункт: Курская область, г.Обоянь
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование игровых приемов в преодолении различных видов дисграфии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (из опыта работы).
Раздел: среднее образование
«Использование игровых приемов в преодолении различных видов дисграфии у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (из опыта
работы).
Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом,
требующий высокого уровня развития речевых и неречевых функций, среди которых
основными являются слуховая дифференциация звуков, правильное произношение,
сформированность лексико-грамматической стороны речи, языкового и зрительного
анализа и синтеза, пространственных представлений. Большое значение имеет также
сформированность таких психических функций как память, внимание, эмоционально-
волевая сфера, а также состояние зрения и слуха. Нарушения указанных функций может
способствовать
возникновению
трудностей
в
овладении
письмом,
называемых
дисграфией.
Речевая организация человека является одной из важнейших функций на
современном этапе развития общества. У детей с умственной отсталостью в следствие
органического поражения коры головного мозга, а также нарушений всей психической
деятельности
ограничиваются
возможности
овладению
речью.
Общее
нарушение
интеллектуальной деятельности очень часто осложнено недоразвитием речеслухового и
речедвигательного анализаторов, что приводит к большим трудностям в овладении не
только устной, но и как следствие этого письменной речью. Актуальность и значимость
проблемы нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью связана с тем,
что нарушения письма у данной категории детей отмечаются значительно чаще, чем у
детей с нормальным интеллектом.
По
данным
М.Е.Хватцева,
Д.И.Орловой,
В.В.Воронковой, Е.М.Гопиченко,
Е.Ф.Соботович, К.К.Карле).
нарушения письма у
обучающихся с интеллектуальными нарушениями отмечаются
значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.
Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется
большим количеством ошибок и разнообразием ошибок на письме и сложностью их
механизмов.
Дисграфия
у
данной
категории
детей
сопровождается
распространенными
орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил
требует
достаточно
высокого
уровня
усвоения
языковых
закономерностей
,
сформированности языковых обобщений.
Дисграфия
проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании
различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая
дисграфия, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и т.д.).
Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно
отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением
устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности
речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры
операций письма, особенностями организации психической деятельности.
Нарушение аналитикосинтетической деятельности проявляется у умственно
отсталых детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры
предложения, языковой структуры слова. Нечеткость представлений о звуко-слоговой
структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв.
Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают
большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний,
особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения
проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.
Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами
произношения звуков речи.
В своей работе использую такие упражнения игровые приемы, которые помогают
преодолеть разные формы дисграфии у умственно отсталых умственно обучающихся по
коррекции нарушений письменной речи.
1.Игра «Увеличь предложение»
Цели:
- закреплять знания о частях речи;
- совершенствовать связную речь.
А) Наступил Новый год. Нет морозов. Дорога в лёгкой наледи. Дети просят у зимы снега.
Сжалилась она. Подарила много снега. (19 слов)
Б) Под столом спал щенок. На его нос попала пылинка. Щенок чихнул и проснулся. Он
подбежал к окну. Там на карнизе ходил голубь. Щенок залаял и завилял хвостом. Голубь
поприветствовал щенка. (30 слов)
В) Летом Люся поехала на юг. Поезд мчался по рельсам. Мимо пролетали леса, поля,
деревни и сёла. В купе Люсе было весело. Вместе с девочкой ехали её подруга и тётя с
дочкой. (31 слово)
Г) Костя шёл по тропинке и набрёл на пруд. Вода в пруду была чистой. У берегов рос
камыш. В его зарослях квакали лягушки. В воде Костя увидел тритонов и рыбку. Над
водой кружили стрекозы. (33 слова)
- Составь графическую схему предложения и придумай по ней предложение.
Например:
- Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Работа с числовым рядом.
- Выделить предложение из текста.
2.Дидактическая игра «Улитка»
Цели:
- Развивать умение анализировать предложение
- закреплять знания о правилах написания предложений
3.Дидактическая игра «Змейка»
Цели:
- совершенствовать умение записывать предложение
- развивать умение анализировать предложения и делить их на слова
4. Работа с деформированными предложениями.
Например:
с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во
дворе.
Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.
«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля,
из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.
5.
Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это
законченная смысловая единица.
Например:
распредели на два столбика словосочетания и предложения.
Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней
осенью.
6. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с
опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с
деформированным текстом).
Например (с опорой):
«В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в
большие стога до осени будет сохнуть сено.»
Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на
поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»
7. Составление предложений, используя словосочетания.
Например:
высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и т. д.
8.Игра «Назови детенышей».
Цель:
учить образовывать слова, обозначающие названия детенышей животных, с
помощью суффиксов – ёнок, -ат, -ят.
Задание: назови детёнышей животного, выбери нужную картинку.
9. Игра «Скажи быстро».
Цель: научить образовывать новые существительные при помощи уменьшительно -
ласкательных суффиксов.
Задание: подбери нужный суффикс
Слова.
Ключ – ключик (-чик-),
Пуговица – пуговичка (-ичк-),
Звезда – звездочка (-очк-),
Лук – лучок (-ок-),
Молоток – молоточек (-ек-),
Ванна – ванночка (-очк-),
Огурец – огурчик (-ик-),
Мяч – мячик (-ик-),
Машина – машинка (-к-),
Яблоко – яблочко (-очк-),
Аист – аистенок (-енок-).
10. Игра «Кроссворд».
Цель: формировать умение подбирать подходящие по смыслу предлоги.
Задание: вставь подходящие предлоги.
11. Игра « Угости друзей».
Цель: Закрепить умение учащихся согласовывать имена прилагательные с именами
существительными в роде и числе.
Задание: Запиши словосочетания, изменяя слова в скобках, составь словосочетания,
используя картинки.
12. Игра «Кто больше назовёт».
Цель: закрепить умение учащихся употреблять слова, используя словосочетания –ЧК и -
ЧН.
Задание: измени слова так, чтобы в них появились сочетания ЧК-ЧН, продолжи ряд.
ведро - ___________________ коса - _____________________
носки - ____________________ цепь- _____________________
ночь - ______________________ цветы - ____________________
булка - _______________________ задача - _____________________
свеча - ____________________ звук - ______________________
13. "Допиши словечко".
Цель: автоматизация звуков, развитие ФВ, процессов анализа и синтеза, понимание
смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку,
любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
14. « Отгадай кроссворд».
Цель: учить распознавать однокоренные слова и
выделять
корень,
уточнить
представление о признаках родственных слов.
Задание: отгадай кроссворд, выдели в словах корень.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
Сначала рыбку половили,
Потом ушицу сотворили,
И вплоть до самого утра,
Мы просидели у костра.
Хлебая вкусную уху,
Болтая чушь и чепуху.
Мы уезжаем с речки, жалко.
Эх, хороша была … (Рыбалка)
Быстро плавали в реке,
Оказались на крючке.
Тут не до улыбки!
Кто же это? – ….. (Рыбки)
Наловили много рыб и сварили … суп.
Рыба -… плывёт, нам проходу не даёт.
15.Упражнение “Найди букву”
Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Например, букв.
16.Упражнение “Большой-маленький”
На развитие восприятия величины предметов
17.Упражнение “Графические диктанты”
Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций
18.Упражнение “Штриховка”
На развитие моторных функций письма.
19.Упражнение “Буквы перевертыши”
Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно.
20. «Ребусы»
Таким образом можно сделать вывод .что систематическое использование игр и
упражнений по коррекции дисграфии, позволяет обучающимся с умственной отсталостью
справится с трудностями на письме.