Напоминание

«Использование игровых приемов в преодолении различных видов дисграфии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (из опыта работы).


Авторы: Косинова Тамара Сергеевна, Тамара Сергеевна Косинова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОКОУ "Обоянская школа-интернат"
Населённый пункт: Курская область, г.Обоянь
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование игровых приемов в преодолении различных видов дисграфии у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (из опыта работы).
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование игровых приемов в преодолении различных видов дисграфии у

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (из опыта

работы).

Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом,

требующий высокого уровня развития речевых и неречевых функций, среди которых

основными являются слуховая дифференциация звуков, правильное произношение,

сформированность лексико-грамматической стороны речи, языкового и зрительного

анализа и синтеза, пространственных представлений. Большое значение имеет также

сформированность таких психических функций как память, внимание, эмоционально-

волевая сфера, а также состояние зрения и слуха. Нарушения указанных функций может

способствовать

возникновению

трудностей

в

овладении

письмом,

называемых

дисграфией.

Речевая организация человека является одной из важнейших функций на

современном этапе развития общества. У детей с умственной отсталостью в следствие

органического поражения коры головного мозга, а также нарушений всей психической

деятельности

ограничиваются

возможности

овладению

речью.

Общее

нарушение

интеллектуальной деятельности очень часто осложнено недоразвитием речеслухового и

речедвигательного анализаторов, что приводит к большим трудностям в овладении не

только устной, но и как следствие этого письменной речью. Актуальность и значимость

проблемы нарушения письма у обучающихся с умственной отсталостью связана с тем,

что нарушения письма у данной категории детей отмечаются значительно чаще, чем у

детей с нормальным интеллектом.

По

данным

М.Е.Хватцева,

Д.И.Орловой,

В.В.Воронковой, Е.М.Гопиченко,

Е.Ф.Соботович, К.К.Карле).

нарушения письма у

обучающихся с интеллектуальными нарушениями отмечаются

значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.

Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется

большим количеством ошибок и разнообразием ошибок на письме и сложностью их

механизмов.

Дисграфия

у

данной

категории

детей

сопровождается

распространенными

орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил

требует

достаточно

высокого

уровня

усвоения

языковых

закономерностей

,

сформированности языковых обобщений.

Дисграфия

проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании

различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая

дисграфия, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и т.д.).

Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно

отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением

устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности

речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры

операций письма, особенностями организации психической деятельности.

Нарушение аналитикосинтетической деятельности проявляется у умственно

отсталых детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры

предложения, языковой структуры слова. Нечеткость представлений о звуко-слоговой

структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв.

Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают

большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний,

особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения

проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.

Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами

произношения звуков речи.

В своей работе использую такие упражнения игровые приемы, которые помогают

преодолеть разные формы дисграфии у умственно отсталых умственно обучающихся по

коррекции нарушений письменной речи.

1.Игра «Увеличь предложение»

Цели:

- закреплять знания о частях речи;

- совершенствовать связную речь.

А) Наступил Новый год. Нет морозов. Дорога в лёгкой наледи. Дети просят у зимы снега.

Сжалилась она. Подарила много снега. (19 слов)

Б) Под столом спал щенок. На его нос попала пылинка. Щенок чихнул и проснулся. Он

подбежал к окну. Там на карнизе ходил голубь. Щенок залаял и завилял хвостом. Голубь

поприветствовал щенка. (30 слов)

В) Летом Люся поехала на юг. Поезд мчался по рельсам. Мимо пролетали леса, поля,

деревни и сёла. В купе Люсе было весело. Вместе с девочкой ехали её подруга и тётя с

дочкой. (31 слово)

Г) Костя шёл по тропинке и набрёл на пруд. Вода в пруду была чистой. У берегов рос

камыш. В его зарослях квакали лягушки. В воде Костя увидел тритонов и рыбку. Над

водой кружили стрекозы. (33 слова)

- Составь графическую схему предложения и придумай по ней предложение.

Например:

- Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

Работа с числовым рядом.

- Выделить предложение из текста.

2.Дидактическая игра «Улитка»

Цели:

- Развивать умение анализировать предложение

- закреплять знания о правилах написания предложений

3.Дидактическая игра «Змейка»

Цели:

- совершенствовать умение записывать предложение

- развивать умение анализировать предложения и делить их на слова

4. Работа с деформированными предложениями.

Например:

с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во

дворе.

Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.

«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля,

из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.

5.

Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это

законченная смысловая единица.

Например:

распредели на два столбика словосочетания и предложения.

Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней

осенью.

6. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с

опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с

деформированным текстом).

Например (с опорой):

«В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в

большие стога до осени будет сохнуть сено.»

Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на

поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»

7. Составление предложений, используя словосочетания.

Например:

высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и т. д.

8.Игра «Назови детенышей».

Цель:

учить образовывать слова, обозначающие названия детенышей животных, с

помощью суффиксов – ёнок, -ат, -ят.

Задание: назови детёнышей животного, выбери нужную картинку.

9. Игра «Скажи быстро».

Цель: научить образовывать новые существительные при помощи уменьшительно -

ласкательных суффиксов.

Задание: подбери нужный суффикс

Слова.

Ключ – ключик (-чик-),

Пуговица – пуговичка (-ичк-),

Звезда – звездочка (-очк-),

Лук – лучок (-ок-),

Молоток – молоточек (-ек-),

Ванна – ванночка (-очк-),

Огурец – огурчик (-ик-),

Мяч – мячик (-ик-),

Машина – машинка (-к-),

Яблоко – яблочко (-очк-),

Аист – аистенок (-енок-).

10. Игра «Кроссворд».

Цель: формировать умение подбирать подходящие по смыслу предлоги.

Задание: вставь подходящие предлоги.

11. Игра « Угости друзей».

Цель: Закрепить умение учащихся согласовывать имена прилагательные с именами

существительными в роде и числе.

Задание: Запиши словосочетания, изменяя слова в скобках, составь словосочетания,

используя картинки.

12. Игра «Кто больше назовёт».

Цель: закрепить умение учащихся употреблять слова, используя словосочетания –ЧК и -

ЧН.

Задание: измени слова так, чтобы в них появились сочетания ЧК-ЧН, продолжи ряд.

ведро - ___________________ коса - _____________________

носки - ____________________ цепь- _____________________

ночь - ______________________ цветы - ____________________

булка - _______________________ задача - _____________________

свеча - ____________________ звук - ______________________

13. "Допиши словечко".

Цель: автоматизация звуков, развитие ФВ, процессов анализа и синтеза, понимание

смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку,

любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

14. « Отгадай кроссворд».

Цель: учить распознавать однокоренные слова и

выделять

корень,

уточнить

представление о признаках родственных слов.

Задание: отгадай кроссворд, выдели в словах корень.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба)

Сначала рыбку половили,

Потом ушицу сотворили,

И вплоть до самого утра,

Мы просидели у костра.

Хлебая вкусную уху,

Болтая чушь и чепуху.

Мы уезжаем с речки, жалко.

Эх, хороша была … (Рыбалка)

Быстро плавали в реке,

Оказались на крючке.

Тут не до улыбки!

Кто же это? – ….. (Рыбки)

Наловили много рыб и сварили … суп.

Рыба -… плывёт, нам проходу не даёт.

15.Упражнение “Найди букву”

Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Например, букв.

16.Упражнение “Большой-маленький”

На развитие восприятия величины предметов

17.Упражнение “Графические диктанты”

Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций

18.Упражнение “Штриховка”

На развитие моторных функций письма.

19.Упражнение “Буквы перевертыши”

Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно.

20. «Ребусы»

Таким образом можно сделать вывод .что систематическое использование игр и

упражнений по коррекции дисграфии, позволяет обучающимся с умственной отсталостью

справится с трудностями на письме.



В раздел образования




Яндекс.Метрика