Автор: Алексеева Вера Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 "Огонёк"
Населённый пункт: г. Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско – патриотическое воспитание как условие успешной социализации детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание в условиях современного
дошкольного образовательного учреждения
Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит
жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский)
В проекте «Национальной доктрины образования в
Российской Федерации» подчеркивается, что
«система образования призвана обеспечить <…> воспитание
патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы
личности, обладающих высокой нравственностью».
В связи с этим проблема патриотического
воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с
тем она обретает новые характеристики и соответственно
новые подходы к ее решению как составная часть целостного
процесса социальной адаптации, жизненного определения и
становления личности. Именно в дошкольном возрасте
формируются основные нравственные качества ребёнка. В
связи с этим перед педагогами современного дошкольного
образовательного учреждения стоят задачи формирования у
детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою
Родину через построение оптимальной педагогической
системы, направленной на формирование гражданско-
патриотических качеств дошкольников.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной
организации работы по патриотическому воспитанию
детей, а именно:
- недостаточное программно-методическое
обеспечение образовательного процесса;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-
технической базы образовательных учреждений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в
пропаганде патриотического воспитания детей и другое.
В методической литературе зачастую освещаются лишь
отдельные стороны патриотического воспитания детей в
конкретных видах деятельности и нет стройной системы,
отражающей всю полноту данного вопроса.
В настоящее время в период нестабильности в обществе,
возникла необходимость вернуться к лучшим традициям
нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным
понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная
с дошкольного возраста необходимо формировать у детей
высокие нравственные и морально-психологические качества,
среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к
Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия
жизни : территорию, климат, природу, организацию
общественной жизни, особенности языка и быта.
Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой
частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в
детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к
окружающему миру.
Но подобно любому другому
чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. ОН напрямую связан с
духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не
будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке
пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не
навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического
воспитание осуществляется по направлениям:
- духовно-нравственное,
- социальное,
- эстетическое,
- краеведческое,
- трудовое,
- интеллектуальное,
- работа с семьей и др.
Для реализации этих направлений необходима
системная работа в рамках программы патриотического
воспитания. Исходя их этого данная работа включает целый
комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей
семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного
отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг,
гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за
достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим
народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской
деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Воспитание патриотических чувств на
современном этапе развития общества обязывают ДОУ
развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её
историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий
своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней,
традиций своего народа нельзя воспитать полноценного
человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с
уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с
его малой Родины. Любовь к большому надо прививать с
малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с
отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу,
бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным
домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит
перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает
отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но
пропущенные через детское воспитание, они играют огромную
роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от
поколения к поколению основные нравственные ценности:
добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и
блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д.
Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Он ввел в русскую педагогическую литературу
термин «народная педагогика», видя в фольклорных
произведениях национальную самобытность народа, богатый
материал для воспитания любви к Родине.
Необходимо широко использовать все виды
фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и
т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились
особенности черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представление о добре, красоте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами,
сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то
особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм,
напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат
как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в
благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко
оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются
недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Особое место в произведениях народного творчества занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является
богатейшим источником патриотического воспитания.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и
любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей
улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и
символами.
Большое место в приобщении детей к народной культуре
должны занимать народные праздники и традиции. В них
отражаются накопленные веками наблюдения за характерными
особенностями времен года, погодными изумлениями,
поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти
наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными
сторонами общественной жизни человека во всех их
целостности и многообразии.
Огромное значение имеет пример взрослых в особенности
же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших
членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов)
прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед
Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к
врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к
пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в
их честь воздвигнуты памятники.
Коллектив нашего ДОУ проводит большую работу по
ознакомлению дошкольников с героическим прошлым
Родины. Ежегодно проводится месячник военно-
патриотического воспитания, во время которого
организуется:
- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
- занятия «Герои войны – наши земляки»;
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к
славным подвигам российского солдата, проявившего
бессмертное мужество в суровое для страны время;
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов
войны;
- занятия, беседы;
- утренник «День Победы»;
- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат
к доске памяти «Герой войны – наши земляки».
Особую значимость при решении задач патриотического
воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника.
Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в
жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их
участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы
руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает
у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции
ребенка, его социальной восприимчивости.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех
направлениях работы с детьми : в ознакомлении с
окружающим и с художественной литературой, развитие речи,
музыке, изобразительном искусстве.
Постепенно, благодаря систематической,
целенаправленной работе дошкольники приобщаются к
тому, что поможет им стать людьми ответственными, с
активной жизненной позицией, чувствующими причастность к
родному краю, его истории, традициям, уважающими
Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,
готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.