Напоминание

Гражданско – патриотическое воспитание как условие успешной социализации детей дошкольного возраста


Автор: Алексеева Вера Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 "Огонёк"
Населённый пункт: г. Поронайск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Гражданско – патриотическое воспитание как условие успешной социализации детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание в условиях современного

дошкольного образовательного учреждения

Как у маленького деревца,

еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит

жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В. А. Сухомлинский)

В проекте «Национальной доктрины образования в

Российской Федерации» подчеркивается, что

«система образования призвана обеспечить <…> воспитание

патриотов России, граждан правового демократического,

социального государства, уважающих права и свободы

личности, обладающих высокой нравственностью».

В связи с этим проблема патриотического

воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с

тем она обретает новые характеристики и соответственно

новые подходы к ее решению как составная часть целостного

процесса социальной адаптации, жизненного определения и

становления личности. Именно в дошкольном возрасте

формируются основные нравственные качества ребёнка. В

связи с этим перед педагогами современного дошкольного

образовательного учреждения стоят задачи формирования у

детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою

Родину через построение оптимальной педагогической

системы, направленной на формирование гражданско-

патриотических качеств дошкольников.

Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной

организации работы по патриотическому воспитанию

детей, а именно:

- недостаточное программно-методическое

обеспечение образовательного процесса;

- недостаточное оснащение сохранившейся материально-

технической базы образовательных учреждений;

- отсутствие заинтересованности СМИ в

пропаганде патриотического воспитания детей и другое.

В методической литературе зачастую освещаются лишь

отдельные стороны патриотического воспитания детей в

конкретных видах деятельности и нет стройной системы,

отражающей всю полноту данного вопроса.

В настоящее время в период нестабильности в обществе,

возникла необходимость вернуться к лучшим традициям

нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным

понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная

с дошкольного возраста необходимо формировать у детей

высокие нравственные и морально-психологические качества,

среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к

Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия

жизни : территорию, климат, природу, организацию

общественной жизни, особенности языка и быта.

Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой

частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в

детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к

окружающему миру.

Но подобно любому другому

чувству, патриотизм обретается самостоятельно и

переживается индивидуально. ОН напрямую связан с

духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не

будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке

пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не

навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное

самоопределение.

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического

воспитание осуществляется по направлениям:

- духовно-нравственное,

- социальное,

- эстетическое,

- краеведческое,

- трудовое,

- интеллектуальное,

- работа с семьей и др.

Для реализации этих направлений необходима

системная работа в рамках программы патриотического

воспитания. Исходя их этого данная работа включает целый

комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей

семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного

отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг,

гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за

достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим

народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской

деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Воспитание патриотических чувств на

современном этапе развития общества обязывают ДОУ

развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её

историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий

своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней,

традиций своего народа нельзя воспитать полноценного

человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с

уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с

его малой Родины. Любовь к большому надо прививать с

малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с

отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу,

бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным

домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит

перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает

отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но

пропущенные через детское воспитание, они играют огромную

роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от

поколения к поколению основные нравственные ценности:

добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и

блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д.

Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии

состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание,

если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Он ввел в русскую педагогическую литературу

термин «народная педагогика», видя в фольклорных

произведениях национальную самобытность народа, богатый

материал для воспитания любви к Родине.

Необходимо широко использовать все виды

фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и

т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились

особенности черты русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представление о добре, красоте,

правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами,

сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим

нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то

особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм,

напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат

как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в

благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко

оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются

недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях народного творчества занимают

уважительное отношение к труду, восхищение мастерством

человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является

богатейшим источником патриотического воспитания.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и

любви к родному краю имеет ближайшее окружение.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей

улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и

символами.

Большое место в приобщении детей к народной культуре

должны занимать народные праздники и традиции. В них

отражаются накопленные веками наблюдения за характерными

особенностями времен года, погодными изумлениями,

поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти

наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными

сторонами общественной жизни человека во всех их

целостности и многообразии.

Огромное значение имеет пример взрослых в особенности

же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших

членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов)

прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед

Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к

врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к

пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в

их честь воздвигнуты памятники.

Коллектив нашего ДОУ проводит большую работу по

ознакомлению дошкольников с героическим прошлым

Родины. Ежегодно проводится месячник военно-

патриотического воспитания, во время которого

организуется:

- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.

- занятия «Герои войны – наши земляки»;

- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к

славным подвигам российского солдата, проявившего

бессмертное мужество в суровое для страны время;

Неделя Памяти, включающая:

- оформление поздравительных открыток для ветеранов

войны;

- занятия, беседы;

- утренник «День Победы»;

- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат

к доске памяти «Герой войны – наши земляки».

Особую значимость при решении задач патриотического

воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника.

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в

жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их

участием проводятся:

- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы

руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает

у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции

ребенка, его социальной восприимчивости.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех

направлениях работы с детьми : в ознакомлении с

окружающим и с художественной литературой, развитие речи,

музыке, изобразительном искусстве.

Постепенно, благодаря систематической,

целенаправленной работе дошкольники приобщаются к

тому, что поможет им стать людьми ответственными, с

активной жизненной позицией, чувствующими причастность к

родному краю, его истории, традициям, уважающими

Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью,

готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика