Автор: Золотарева Светлана Игоревна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14 "Василёк"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Рубцовск
Наименование материала: Картотека коррекционно-развивающих игр
Тема: Коррекционно-развивающие игры игр для развития памяти детей 5-7 лет с ЗПР
Раздел: дошкольное образование
Золотарева Светлана Игоревна
Картотека коррекционно-развивающих игр для развития памяти детей 5-7 лет с ЗПР
1.Название игры: «Кто знает – продолжает».
Цель: Развивать слуховую память, быстроту мышления, слуховое внимание, расширять
словарный запас детей.
Оборудование: МЯЧ.
Ход игры: Педагог начинает называть цепочку слов, относящихся к одной лексической
теме, передавая ребёнку мяч. Ребёнок должен быстро определить, к какому обобщающему
понятию нужно подбирать слова и продолжает цепочку слов.
Например: Тарелка, ложка, кувшин …. вилка, кастрюля, блюдце, нож и т.д. Игра
продолжается до последнего названного предмета.
Усложнение: Каждый следующий ребёнок должен повторить уже названные слова,
потом прибавить своё.
2.Название игры: «Кто найдет, тот возьмет».
Цель: Развивать память, внимание, умение выделять и запоминать характерные
признаки предмета.
Оборудование: Любая игрушка с ярко выраженными признаками (форма, цвет,
материал, размер, назначение).
Ход игры: Педагог говорит детям: «Гномик написал нам письмо, в котором сообщает,
что дарит нам игрушку, но её нужно будет найти и узнать по описанию. Кто найдет, тот
возьмет. Слушайте внимательно: игрушка маленькая, пластмассовая, розовая, с белыми
полосками, похожа на скорлупку ореха, может плавать». Дети ходят по группе и
сравнивают описание с увиденными предметами. Кто первый находит, тот играет с
игрушкой.
В одной игре можно обыграть 4-5 игрушек. Хорошо, если ребёнок, когда найдет
игрушку, то повторяет её словесное описание.
3.Название игры: «Кто больше знает?»
Цель: Развивать слуховую память, речь, расширять знание детей о назначениях разных
предметов.
Оборудование: Любые предметы обихода.
Ход игры:
1 Вариант:
Педагог показывает предмет детям и предлагает детям перечислить его назначения.
Например: Стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
Верёвка – сушить бельё, скакать через неё, привязать, связать, подвязать, перегородить.
2 Вариант: Педагог называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка,
ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это.
4.Название игры: «Повтори узор».
Цель: Развитие памяти, логического мышления, произвольного внимания.
Оборудование: Чистый лист бумаги 13х10, карандаш.
Ход игры: Ребёнку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить
их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом
листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся
запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе
бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив
и раскрасив так, как было на образце».
5.Название игры: «ЭВМ».
Цель: Развитие памяти, внимания, навыков устного счета.
Оборудование: Карточки с контурными геометрическими фигурами, соединенные
стрелками, цифры.
Ход игры: Сейчас мы будем работать на ЭВМ (электронной вычислительной машине).
Нужно выполнять действия, следуя по стрелкам и помня, что треугольник означает
арифметическое действие «минус», а квадрат – «плюс». В треугольниках и квадратах
стоят цифры, обозначающие, сколько нужно вычесть или прибавить.
Ответ подсчитывается и выставляется нужная цифра.
6.Название игры: «Я знаю пять названий».
Цель: Развитие памяти, быстроты психомоторной реакции.
Оборудование: МЯЧ.
Ход игры: Играет 2-3 человека по очереди. Берётся мяч и отбивается о пол со словами:
«Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре,
помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений
(одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)
7.Название игры: «Запомни и выполни».
Цель: Развитие памяти (запоминание словесной инструкции), мелкой моторики.
Оборудование: Цветные карандаши, листы бумаги.
Ход игры: Задание читается медленно и дважды: «Нарисуйте пять кружков по порядку,
закрасьте любым цветом, но средний кружок должен быть синим, а последний – жёлтым».
Задания могут изменяться, усложняться, а выполнение ограничиваться во времени.