Напоминание

"Была война..."


Авторы: Рыбина Светлана Петровна, Светлана Петровна Рыбина
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Соляновская СОШ
Населённый пункт: Иркутская область, Тайшетский район. п. Сереброво
Наименование материала: Проектно - исследовательская работа
Тема: "Была война..."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казённое образовательное учреждение

Соляновская средняя общеобразовательная школа.

Проектно-исследовательская работа на тему

«Была война…»

Историко-краеведческого направления

Выполнила: Нагорных Светлана,

ученица 9 класса

Ру-

ководитель: Учитель I квалификаци-

онной категории,

Рыбина Светлана Петровна-

п. Соляная, 2023г.

Содержание

Оглавление

Введение............................................................................................................2

1. Основная часть................................................................................................4

1.1 Женщины-фронтовики, женщины-труженики тыла, женщины-

м а те ри ...............................................................................................................5

1.2. Жизнь Анны Ивановны Трифановой (Швечковой) до войны..............6

1.3 Героический труд Анны Ивановны в окопах под Москвой...................7

1.4. Трудности жизни в тылу..........................................................................8

1.5 Счастливая весть- День Победы...............................................................9

1.6 Послевоенное время.................................................................................10

Заключение и выводы......................................................................................12

Список использованных источников..............................................................12

Приложение : Лист-опросник, рисунки..........................................................12

.

Введение

Обоснование выбора темы. Постановка проблемы :

Почему я решила выбрать тему, в которой показан героический труд

женщин, стариков и детей в тылу врага. Приближается дата празднования

81 годовщины со дня победы в Великой Отечественной войне. Мы, школь-

ники поселка Сереброво, в течение многих лет вели краеведческий поиск о

боевых и трудовых подвигах наших односельчан, когда вся страна защи-

щала Родину от немецко-фашистских захватчиков. Я решила в своей

проектно-исследовательской работе на примере тружеников тыла моей ма-

лой Родины воссоздать образ всей страны, чьи герои совершали военные и

трудовые подвиги. Несмотря на минувшие годы, поколение школьников

21 века должно помнить: какой ценой досталась победа. В своей исследо-

вательской работе «Была война...» я расскажу о трудовом подвиге женщин,

оставшихся без кормильцев, показать трагедию семей, которая постигла их

в трудное военное время.

9 мая 2022 наша страна будет праздновать день победы в Великой

Отечественной войне, неоценимым вкладом в победу было мужество и ге-

роический труд наших сибиряков в тылу, все от мала до велика стремились

не допустить продвижения врага в глубь страны. Вся тяжесть испытаний в

тылу легла на хрупкие плечи женщин и детей. Мы непременно должны по-

мнить и знать людей моей малой Родины, которые своим героизмом и тя-

желым непомерным трудом помогли вынести тяготы этой войны и одер-

жать победу над врагом

Цель исследования: собрать поисковый материал о женщинах, став-

ших свидетелями трагедии военных лет, которые проживали в нашем по-

селке , начиная с послевоенного времени и до наших дней.

Предмет исследования: эстафета памяти и передача её следующим

поколениям школьников.

Объект исследования: поисковый краеведческий материал.

Задачи исследования:

Узнать по воспоминаниям, как трудно приходилось в тылу помогать

стране в тяжёлую годину;

Связать исторические сведения с воспоминаниями фронтовиков и труже-

ников тыла;

Узнать фамилии, имена героев, которые ушли на фронт и тружеников

тыла, которые помогали выжить в тылу;

Познакомить учащихся нашей школы с теми, кто совершал трудовые

подвиги во время Великой Отечественной войны.

1.

.

Основная часть

1.1

Женщины-фронтовики,

женщины-труженики

тыла,

женщины-матери

Мы провели поисковую работу по сбору материала о женщинах,

которые вложили немало сил в победу: женщинах – тружеников тыла,

женщинах- фронтовиках, женщинах- матерях. В настоящее время это

бабушки и прабабушки наших учащихся: Швечкова Анна Ивановна,

Максимова Галина Ивановна, Громогласных Матрена Григорьевна, Ралюк

Зинаида Ивановна, Симутина Екатерина Ефимовна, некоторые из них в

последние годы уже ушли из жизни. Они рассказывали, как полуголодные,

с детьми, оставшимися на их плечах, после ухода мужей на фронт,

работали до изнеможения. Работали, даже когда слёзы душили после

полученной «похоронки», после тяжелой болезни, обессиленные, но

твердо уверенные, что их труд принесет победу.

В своем проекте я расскажу, как переплетались судьбы и дороги людей в

военное и послевоенное время. Они жили во имя следующего лозунга: «Я

должна... Мы должны… Весь мир должен, который они спасли».

В результате краеведческого поиска мы собрали материал о женщинах,

проживавших в нашем поселке и живущих в настоящее время, ставших

свидетелями трагедии военных лет, нам очень хочется образовать цепочку

связи между нашими героями и женщинами из фильма белорусского

кинорежиссера Виктора Дашука, поставившего его по книге «Когда

женщины воевали». Дело в том, что память про войну у нас в основном

мужская. Это и понятно: война для мужчин веками была работой.

Существовал даже какой-то исторический стереотип: женщина провожала,

ждала, переживала. В силу жестокой необходимости на последней войне

женщина воевала. И когда мы встречаемся с теми женщинами, которые до

сих пор не могут избавиться от тяжелых потрясений, понимаем: есть целая

война, о которой мы почти ничего не знаем.

Их было 800 тысяч на той страшной войне: зенитчицы и

пулеметчицы, снайперы

и саперы, разведчицы и танкисты, медики и связисты, повара и прачки...

Пожалуй, не было такой военной профессии, которой не овладели бы

женщины, девчонки 16-18 лет, надевшие грубые шинели, сапоги сорок

какого-то размера. Не все из них дождались Победы, не все принесли

награды с нечеловеческого поля боя. Как трудно было им, ушедшим на

войну и работающим в тылу в 17-18 лет, а ещё тяжелее начинать жить

после неё. В отличие от мужчин даже награды на платья надевать

стеснялись, гордиться ранениями и контузиями им тоже было не с руки.

Искренностью

и

мужеством

пленяет

исповедь

Трифоновой

Анны

Ивановны (ныне Швечковой), о которой я расскажу более подробно в

своей работе.

1.2. Жизнь Анны Ивановны Трифановой (Швечковой) до войны.

Она родилась 14 августа 1922 года в Горьковской области, Сосновского

района,

деревне Рожок. Название деревни произошло от того, что один пожилой

человек из Москвы поселился на берегу реки среди леса. Фамилия этого

человека была Рожок, позже на этом месте возникла деревня, названная

его именем. Девочка росла, играла, ходила в школу, которая находилась в

5 км в деревне Лесуново. Она закончила 4 класса, далее учиться не стала.

Её семья была бедная, нечего было на себя надеть, а на ногах были лапти.

Аня пошла работать в колхоз. В Рожковском колхозе работали на полях,

строили автобусные дороги, валили лес вручную, а молодые девушки

выдёргивали пеньки вагой.

Трудно было, но весело, молодежь не унывала: были и песни, и шутки, и

пляски. И вот наступил 1941 год. Ане уже исполнилось 18 лет, шёл 19 год,

она вышла замуж, но по-прежнему работала на тяжелых работах с другими

девушками. Им навсегда запомнился день 22 июня 1941года. Было время

полудня, девушки сварили обед, смеялись, шутили, вдруг подъехал

председатель колхоза и сообщил, что на нашу Родину напала гитлеровская

Германия. Началась война. Девочки заплакали, а парни только крепче

сдвинули брови, предвидя, какие испытания выпадут на их долю. В этот

день уже никто не работал, нас повезли домой, полетели повестки

мужчинам, кому было 20 и более лет. Мужу Анны исполнилось уже 20 лет,

его забрали в мае 1941 года в действующую армию, в Морфлот, а осенью

забрали Анну на тыловые работы под Москву.

1.3 Героический труд Анны Ивановны в окопах под Москвой.

Анна

вспоминает

этот

период

своей

жизни

с

какой-то

самоотверженностью:

«Время

было

трудное,

на

фронтах

началось

наступление фашистов, и всех оставшихся в деревне молодых людей

отправили работать на окопах, работа была тяжелая, но справок, благодаря

которым бы перевели на легкий труд, не было. В марте 1942 года я родила

сына»

Враг приближался к Москве, вся страна встала на её защиту и семья

Ани тоже. Муж сражался на подступах к Москве, она рыла окопы, чтобы

не допустить врага. Семен, муж Ани, был ранен, его привезли в Казанский

госпиталь и тут на Анину долю выпало испытание, она вспоминает: «Мы

со свекровью поехали к Семену в госпиталь, было очень страшно дорогой,

самолеты постоянно бомбят, нас спрятали за ящиками в товарном вагоне,

который шел на фронт, и всю дорогу мы ждали, что вот-вот наш поезд

пойдет под откос, но судьба смилостивилась, мы добрались до госпиталя.

Побыли там 3 дня и снова в неимоверно трудный обратный путь. Вновь

началась трудная окопная работа. Рыли мы их в 500 км от Москвы в

деревне Пошипрево Горьковской области, вдоль ветки Москва-Арзамас.

Немецкие самолеты летали над нами. Летчики смеялись и сбрасывали нам

продукты: селедку в банках, галеты, сигареты, но нам ничего не разрешали

есть, т.к. это была приманка. Бомбили днём и ночью мост в Горьком над

Волгой

и

автозавод,

навешивая

подвесные

ракеты,

а

днем

все

фотографировали и сбрасывали листовки следующего содержания:

«Московские дамочки

Не ройте ямочки,

Поедут наши таночки.

Завалят ваши ямочки»

Фашистов не допустили до Москвы, поэтому русским солдатам не

пришлось занять рвы, которые стоили неимоверно тяжелого труда

женщин, молодых девушек, мужчин, находящихся под бронью. К весне

траншеи и противотанковые рвы залило водой со склонов гор. Фашистов

отогнали от Москвы, а людей, которые копали рвы, отпустили домой. Но

отдыхать нам не приходилось, вновь на плечи легли заботы о семье и

хозяйстве.

1.4. Трудности жизни в тылу.

В 1943 году мужа, уже израненного в обе ноги, из госпиталя

отправили домой. Ухаживать приходилось за ним и за подрастающим

ребенком, позже у меня родились еще два сына. У нас в хозяйстве была

корова, только благодаря ей мой сын выжил. Уж и берегли-то мы её:

вязанками таскали траву с болота, косили отаву с полей, помогали

свекровь и мать. Сын подрастал. Стали оставлять его с нянькой, с

маленькой соседской восьмилетней девочкой, т.к. яслей в селе не было, а

мы уходили работать на целый день. Очень трудно было заготовить пищу

на целый день для маленького ребенка: крупы никакой не было, если

удавалось достать пшено, то бутылкой его накатаем, как манку, и варим

кашку. Вот так и вынесли всю войну. А какие трудности испытывали в

тылу - не перескажешь, пахали на себе: дедушка за плугом, веревка

привязана к вершине палки, за поперечные деревянные ручки брали по

четыре человека вряд и тащили плуг. Особенно было тяжело бороновать,

нам приходилось делать это вдвоем с мамой, из-за чего я заработала

тяжелое заболевание - грыжу. Почти в каждой семье не хватало хлеба, да

практически его и не было. Пекли что-то наподобие этого: листья липовые

на мельнице перемалывали, добавляли картошку тертую и смешивали с

этой мукой, затем пекли лепешки. А маленьким детям выкраивали булку

хлеба, которую заказывали в город через почтальона, и делали тюрю. Дети

постарше постоянно спрашивали: «Мама, когда мы будем, чищеный хлеб

есть?›› Но ответить на этот вопрос было трудно, и выжили мы на картошке

и печеных огурцах. В колхозе выращивали рожь, овес, просо, гречку, но

людям не давали на трудодни, увозили все в район, хлебушка мы не

видели целых 5 лет. Мы почти не отдыхали, копали торф для колхоза и

вывозили навоз на санках на поля, наградой нам был хороший урожай,

накапывали 200 мешков картошки с 17 соток, каждую считали поштучно,

чтобы хватило на целый год.

Теплыми летними вечерами гармошка играла, и молодежь гуляла до

петухов. Лягушки кричат, пожарный сторож палкой стучит. Парни,

девчата, собирались в «келье», так назывался дом, который был в селе

вместо клуба, жгли лампу, приносили понемножку все керосина, дрова на

саночках заготавливали, чтобы печку топить, сочиняли частушки, пляски.

Плясали: коробочку, кадриль, краковяк. Пьянок никаких не было, даже

курящих было мало. Очень любили праздники, и в мирное и в военное

время, отмечали такие, как Никола, Рождество, Крещение, Стретенье,

Масленицу. Чаще всего пары женились в Масленую неделю, катались на

лошадях, ездили с пряниками к родне невесты, целый месяц гуляли одну

свадьбу. Организации комсомольской в селе не было, был «Культурник»,

который решал проблемы молодежи.

1.5 Счастливая весть- День Победы.

День Победы встретили в своей деревне, радио не было, приехал

уполномоченный из района и сообщил, что война закончилась, начали

приходить раненые солдаты, калеки с войны, радость опять вошла в нашу

деревню, слышался звук гармони, голоса молодых девушек, напевающих

частушки. Жизнь наполнилась радостью, мечтами, нужно было как-то

преодолевать трудности, а они были и после войны. Не было спичек, мыла,

а купить что-либо не на что. Вспоминается случай: «Пошли мы несколько

молодых бабонек за голубикой, чтобы набрать и продать, идем назад, а

председатель идет к нам навстречу, ругается, ягоду отобрал. Заплакали мы

и пошли на работу (в колхоз), строго учитывались рабочие дни в колхозе,

все на учете. На полях в хозяйстве рос крупный овес, а рвать было нельзя,

давали наказание 5 лет лишения свободы, если сорвешь на поле горсть

овса, умудрялись в лапти заталкивать зерно, но очень боялись, а вдруг

разуют и посадят в тюрьму. Вот она картина послевоенного голода».

1.6 Послевоенное время.

После войны у Анны родились еще два сына Иван и Валера. Семья

уехала жить в Якутию (раньше туда уехал жить отец Анны). Аня работала

в швейной мастерской, муж в охране колонии. В 1963 г. приехали в село

Патриха, тут проживал её брат Михаил Иванович Трифанов. Дети

выросли, отслужили в армии, но судьба уготовила Анне и в мирное время

«вторую войну». Александр и Иван женились, жили во Владивостоке.

Мать с отцом отправились к ним в гости, в поезде Анна расположилась на

нижней полке, муж на верхней, и вдруг произошла страшная трагедия...

Поезд перевернулся и вагоны полетели с насыпи, 6 вагонов выкинуло, но

тепловоз остался на линии перед станцией. Муж погиб, Анна уцелела

чудом. Но судьба продолжала испытывать Аннину женскую долю. После

службы в подводных войсках, пожив немного, умер её младший сын.

Рассказывать о том, какой груз лег на женские плечи невероятно трудно,

но и забывать нельзя. Вот она тяжесть женской доли на все времена.

«Взгляда равнодушного не брошу

И не упрекну тебя ни в чем,

Тяжкую твою, не бабью, ношу-

вовремя! - подпру своим плечом!»

Сергей Викулов

Анна Ивановна Швечкова - одна из тех женщин, которые совер-

шали трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 1941-

1945гг. Она награждена орденом за трудовые заслуги в тылу, имеет

несколько юбилейных медалей. Мы, молодое поколение 21 века, должны

думать о мире, бороться за мир ежедневно вместе со всеми людьми нашей

планеты, сохранить память о героях, которые подарили нам счастливую

мирную жизнь.

Спасибо вам, старые люди

В глухих деревнях и столицах

За праздники ваши и будни,

За ваши прекрасные лица!

За ваши крестьянские руки,

Что ноют в часы непогоды,

За подвиги ваши и муки

В военные черные годы.

Был путь ваш и долог, и труден,

Но нет! Не растрачены силы!

Спасибо вам, старые люди,

За то, что храните Россию!

(Ученица 9 класса, Тайшетский район)

Заключение и выводы.

Помнить войну и тех, кто принес победу, - значит бороться за мир.

Великая Отечественная война никогда не должна изгладиться из памяти

нашего народа, сколько бы ни прошло по земле поколений после ее

окончания. Мы, сидящие за школьной партой, принимаем эстафету памяти

и передаем её следующим поколениям школьников. Помнить войну и тех,

кто принес победу, - это бороться за мир. Нельзя забывать войну. Когда

войну забывают, говорили древние, начинается новая , потому что память -

главный враг войны.

Список использованных источников

Приложение : Лист-опросник, рисунки.



В раздел образования




Яндекс.Метрика