Напоминание

Внедрение инновационных технологий и дифференцированный подход в изучении русского языка и литературы


Автор: Карданова Олеся Хабиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ1 г.п.Чегем
Населённый пункт: Кабардино - Балкарской республики
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Внедрение инновационных технологий и дифференцированный подход в изучении русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Урок закрепления знаний

Тема урока:

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого

«После бала».

Цели урока:

1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».

2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом

рассказа.

3. Научить видеть и понимать позицию автора.

4.Развивать познавательный интерес к художественному слову.

5.Развивать

креативное

мышление,

способствовать

творческой

самореализации учеников.

6 Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к

человеку, доброту.

Материалы к уроку.

1.Словарик.

2.Опорный конспект.

3.Дерево успеха, нарисованное на ватмане; зелёные, желтые, красные

листочки для итоговой рефлексии урока.

4.Мультимедийная техника.

Ход урока.

Учитель.

Сегодня урок начнется необычно, с двух видов искусства:

живописи и музыки – две грани прекрасного. Предлагаю вам обратиться к

картине

художника- мариниста Валентина Влащенко и прослушать

фрагмент симфонии № 5 Бетховена. Слайд 1и 2 (на экране картина, звучит

музыка Бетховена)

задумайтесь над вопросами:

- Что вы можете сказать о настроении и чувствах, вызванных у вас этими

произведениями?

Ч.Даяна Настроение

тревожное,

напряжённое,

создает

напряжение

в

композиции. Возникает чувство беспокойства о судьбе героев.

Учитель. Что позволило вам столь точно понять смысл живописного и

музыкального

произведений?

Какие

средства

изобразительности

использовали авторы картины и музыки?

Арианна Состояние тревоги вызывает в картине Влащенко цветовая гамма.

В музыке Бетховена различен характер музыкальных фрагментов: сначала

музыка сильная, напористая, громкая, вызывающая тревогу и смятение

чувств, а затем плавная, мягкая, мелодичная, снимает напряжение и вселяет

надежду на благополучный исход.

Учитель. В каких отношениях находятся цвета в живописном произведении

и музыкальные фрагменты в симфонии?

Д.Тамерлан В отношениях противопоставления, антитезы.

Учитель. А как называется резкое противопоставление?

Кемран Резким противопоставлением называется контраст.

Учитель

.

Мы

увидели,

как

композиционный

приём

контраста,

использованный в музыке и живописи, позволил авторам донести до нас

смысл, идею их произведений, вызвать у нас ответную реакцию.

Но

литература ведь тоже искусство, искусство слова. Давайте посмотрим, как

работает этот приём в литературном произведении на примере рассказа Л.Н.

Толстого «После бала», с которым мы познакомились на прошлом уроке.

Слайд 3

II. Оглашение темы и целей урока.

Итак, тема сегодняшнего урока:

«Контраст – основной художественный прием в рассказе Л.Н. Толстого

«После бала».

Слайд 4

Музыка:

Эвелина Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. В доме глубокая

тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Лев Николаевич

Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное

дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем

людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка,

строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо

писателя, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли,

внутреннего спокойствия и мягкой человечности.

Учитель В 1903 году был написан рассказ «После бала», в основе которого

лежит реальная история, которая произошла с Сергеем, родным братом Льва

Николаевича Толстого. Также автор обращается к событиям 40-ых и 90-ых

годов ХIХ века.

Слайд 5 Именно над этим небольшим по объёму, но удивительным по

глубине

переживаний и эмоциональности рассказом мы будем работать сегодня на

уроке и постараемся постепенно, шаг за шагом, постичь разгадку замысла

писателя, раскрыть особенности построения и содержания рассказа

.

Л. Н. Толстой хотел посредством своих произведений вырастить в

душах людей дерево добра. А мы с вами на уроке постараемся вырастить

своё дерево, дерево успеха: попробуем определить для себя, что нового мы

узнали; как повлиял на нас писатель, стали ли мы лучше, добрее, человечнее;

что на уроке у нас хорошо получилось, а что не очень. Вот это дерево перед

нами. Пока наше дерево без листьев. Но к концу урока, я надеюсь, оно

благодаря вам оживёт и зазеленеет.

Анализ содержания

Учитель Обратимся к первым строчкам рассказа.

С чего начинает писатель свой рассказ?

Лина Рассказ начинается со слов героя, Ивана

Васильевича. Он говорит,что все дело в среде, что среда заедает.

Учитель - Почему именно Иван Васильевич рассказывает обо всём

собеседникам?

Лана Я считаю, что повествование от 1 лица помогает понять чувства героя,

точно изображает события.

Учитель- Как называется этот авторский приём построения? Определите

жанр

произведения.

Ученик Рассказ в рассказе.

- Какую особенность композиции вы заметили?

Джулиана Особенность композиции в том, что вступление для нас

непривычное. Повествование начинается внезапно, без

развёрнутой

экспозиции. Перед нами эпизод из жизни. Всего один случай,

который произошёл давно, но изменил всю жизнь Ивана Васильевича.

Учитель Давайте посмотрим эпизод бала.

(Слайд 6)

ВИДЕО На балу танцуют Варенька и ее отец

Учитель -Назовите героев, увиденных вами в этой сцене?

Райяна В этом эпизоде

бала у губернского предводителя мы увидели –

Иван Васильевича, Вареньку и ее отца.)

Творческое чтение.

Учитель Чтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу и после

бала, прочитаем два абзаца:

Браева Дисана стр 31 от слов Бал был чудесный…до слов все с

Варенькой.

Даниял стр 35 от слов…Как бывает,…до слов восторженно – нежное

чувство.

Учитель Дальше послушаем описание сцены расправы с солдатом.

( Слайд 7 МУЗЫКА: Чайковский «Сентиментальный вальс».)

Даяна

Наутро, герой, который вышел насладиться счастьем, видит

страшную картину: избиение солдата –татарина, осужденного за попытку

побега. Иван видит обезображенное тело полумертвого от побоев человека.

Руководит

наказанием

отец

Вареньки.

Татарин

умоляет

солдат

помилосердствовать, но полковник строго следит, чтобы солдат получил

сполна, и сам бьет того, кто смягчает удары .

Марьям

Я продолжу словами из текста

Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать?

Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил

по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он

недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.—

Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня.

Джулиана Увидев это, юноша переживает самое серьезное в жизни

потрясение и впадает в отчаяние. Заметив Ивана Васильевича, полковник

делает вид, что не знаком с ним и отворачивается .

Лексическая работа по тексту.

Учитель Какое незнакомое слово вам встретилось в описании эпизода

расправы с солдатом? Подсказка: с помощью чего совершалась экзекуция

над солдатом?

Ученики :Шпицрутены

Учитель Что означает это слово?

Али Шпицрутены

Длинные гибкие прутья из лозы, которыми

наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй. В России

телесное наказание было введено Петром I

в 1701 году. Удары такими

прутьями как одно из самых тяжёлых телесных наказаний.

Толстой пишет о 40 г.г. 19 века, времени правления Николая 1.

Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли за

использование шпицрутенов Николаем Палкиным. Л. Н. Толстой, участник

Крымской войны, яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и

сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в

1855 году он работал над проектом о переформировании всей русской армии,

где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

УчительСпасибо,Али. Действительно, шприцрутены применялись для

телесных наказаний и избавились от них только после реформ 1860 х гг.

Учитель Так какой же художественный прием использует автор?

Бегидова

Эвелина

Именно

контраст

становится

главным

художественным принципом в рассказе: праздник и наказание

Полнота жизни и полумертвое тело солдата

Торжество и увиденный позор

Заполнение сравнительных таблиц.

Учитель: Молодцы, ребята. Давайте побываем в роли исследователей

и посмотрим, как и для какой цели использует приём контраста в рассказе Л.

Н. Толстой. Для этого нам нужно заполнить сопоставительные таблицы,

которые лежат у вас на партах .У каждой группы своя тема исследования.

Проведём наблюдения над эпитетами, с помощью которых писатель

противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Что такое эпитеты?

Элиза( яркие, образные слова и выражения). Конечно же. Эпитет –

это

особое

образное

определение,

отличающееся

художественной

выразительностью. Собираемся в группы, заполняем таблицы

Слайды 8,9,10. Вот таблицы, ребята.

При заполнении таблиц можно использовать не только слова, но и

выражения, помогающие наиболее полно выявить сущность происходящего.

Помогут нам в этой работе не только текст рассказа, но и иллюстрации.

Слайд 11

Также вы можете использовать текст стр 33 бал, 37 после бала

Садимся на свои места. Итак,

1 группа: Обстановка.

На балу

После бала

Бал

чудесный,

зала

прекрасная,

буфет

великолепный,

музыканты

знаменитые, весёлый мотив музыки

звучит

беспрерывно,

грациозные

бальные

танцы,

мотив

мазурки,

воздушное белое платье .

В весеннем мокром тумане что-то

чёрное пёстрое, мокрое;

солдаты в чёрных мундирах,

слышна

неприятная

визгливая

мелодия,

барабанная дробь звучит в ушах,

судорожное избиение солдата,

звуки флейты,

черные армейские мундиры

Учитель А теперь давайте подумаем, что автор показывает с помощью

контраста ?

Диана Тхамокова

Контраст показывает противопоставление событий.

Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей

резко оттеняет мрачную картину 2 части.

Учитель

Да, ребята. Звучат вальсы, мазурки, польки, кадрили. Дамы в

красивых нарядах, кружатся пары. Лица радостны. Все счастливы и веселы.

Но после бала, к сожалению, появляется серый, мрачный цвет

2 группа: Настроение Ивана Васильевича.

На балу

После бала

Испытывал счастье,

в моей душе была любовь к

Вареньке,

был пьян любовью,

у меня в руке было ее перышко от

веера и целая ее перчатка

счастье мое все росло и росло.

Я обнимал в то время весь мир

своей любовью.

.

К отцу же ее

я испытывал в то

время восторженно-нежное чувство.

В душе у меня всё пело .

Мне было до такой степени стыдно ,

как будто я уличен в самом

постыдном поступке.

я опустил глаза и поторопился

вернуться домой

на сердце была почти физическая,

доходившая до тошноты, тоска.

мне казалось, что вот-вот меня

вырвет всем тем ужасом, который

вошел в меня от этого зрелищ

Учитель Теперь давайте подумаем, что передает автор с помощью

контраста?

Элина

Контрастное

изображение

настроения

помогло

передать

перелом в душе рассказчика).

Правильно, ребята, Иван Сергеевич счастлив. Но настроение счастья

мгновенно исчезает. Возникает предчувствие беды.

Учитель Обратите внимание на эту перчатку .

Кто сможет вспомнить, как эта деталь помогает передать контраст в

рассказе?

Ларина Белая замшевая перчатка, которую полковник одевает на балу

перед танцем с дочерью: «Надо всё по закону». ---- Своей рукой в этой же

замшевой перчатке он бьёт испуганного, слабосильного солдата за то, что

тот недостаточно сильно ударил наказуемого.

Правильно, молодцы, догадались!

3 группа: Портретная характеристика героев.

полковник

наказываемый

Высокий военный в шинели и

фуражке

Оголённый по пояс человек,

привязанный к ружьям двух солдат.

Спина татарина что то такое

пестрое, мокрое, красное,

неестественное

Румяное лицо и белые усы с

бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Сильная рука в замшевой перчатке

бил по лицу

Шёл твёрдой, подпрыгивающей

походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами

по талому снегу… толкали…

Твёрдым шагом двигалась высокая,

статная фигура

Идёт, спотыкаясь и корчась от боли

Слайд Исследуем .Музыка

Учитель: Ребята, сравните изображение полковника в сцене расправы

с изображением его в сцене бала. Он такой же или изменился?

Энвер Полковник всё тот же, что и на балу. Петр Владиславович

красивый, статный высокий .У него радостная улыбка, блестящие глаза. А в

противопоставлении его солдату его красота выглядит, страшно, ужасно). Я

говорю: есть такое слово: кощунственно.

Учитель: Парадокс в том, ребята, что в вершинных своих проявлениях

это общество демонстрирует утонченную культуру: гостеприимство, красоту,

но внизу этого иное, уже не просто уставшие крепостные музыканты ( на

балу герой мало обращал на них внимания), а раздавленный человек, пускай

всерьез провинившийся. Принять это, смириться с ним герой не хочет

Творческая работа.

Учитель: Теперь, ребята, предлагаю вам отдохнуть от текста и на

минутку

представить

себя

поэтами:

составить

акростих

со

словом

«полковник». Что такое акростих? Слово это греческого происхождения –

краестишие. Часто таким образом скрывали имя автора или того, про кого

писали стихотворение. Известно, что акростих был популярен еще в

древнегреческой поэзии

Как вы думаете, зачем нужно было скрывать своё авторство?

Марьям Думаю, его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру,

например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата острого по

содержанию, сатирического, стихотворения.

Учитель Действительно, акростих применяли, если нужно было скрыть имя

автора или адресата, если нельзя было дать открытым текстом.

Учитель: Вот простой пример акростиха:

Лазурный день

Угас, угас,

Ночная тень,

Ах, скрыла нас».

О чём в нём говорится? (Луна).

Учитель: Попробуем составить свой акростих со словом «полковник» (с.33

-бал, 37 -после). Работают все

П – прекрасно сложенный

О – очень красивый, отлично танцевал

Л – любезный на балу, лицо румяное

К – красавец

О – обижал слабого

В – воинский служака, выпячивающаяся грудь, высокий военный

Н – николаевского времени, начальник

И – испугал солдата, избил солдата

К – кричал на слабого солдата, кричащий гневно

Итак, итог нашей творческой работы: тоже получился контраст.

Молодцы!

Беседа

Повторение: Мы рассмотрели много разных видов контрастов, даже

составили сами с помощью акростиха. Давайте запишем вывод Так для чего

он нужен в произведении? Что помогает передать?

Все записывают вывод по таблице.

Лина

Контраст позволяет писателю выявить сущность характеров

героев и раскрыть противоречия русской действительности.

Учитель Мы с вами выявили понятие антитезы. Что это такое?

Даниял Антитеза - Это изобразительно-выразительное средство в

произведении, содержащее приём контраста.

Учитель: Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о

бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете,

почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого

посвящена изображению бала, «После бала»?

Арианна Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся

жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то,

что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают

солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.

Именно потому ,

что сновное действие рассказа происходит после бала, рассказ был так

назван.

Учитель:

Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в

изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу

изображён в маске, а после бала в истинном свете. Как вы думаете, так ли

это? Здесь можно поспорить:

Дана Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой,

каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми

определенного круга любезен.

Эвелина Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга

есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку, может,

руководствуясь присягой, порой действует по суровым законам.

Марьям

А может, как старый воинский служака, он привык к таким

истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по

закону».

Даниял Вероятно, полковник не узнал юношу в момент наказания солдата

потому, что сам переживал мучительную неловкость этой ситуации. Мы не

можем сказать определенно.

Учитель Энвер, представь себя на месте полковника. Какие слова для

оправдвния ты бы нашел ?

Господа! Я солдат, я привык к дисциплине, привык не обсуждать, а

выполнять приказы, нравятся они мне или нет. Причем выполнять

хорошо, так как я исполнительный человек. Поверьте, мне самому

неприятна эта экзекуция. Но дисциплина есть дисциплина - солдат

провинился, он должен понести наказание. Эти наказания придумал не я

. Да, порой приходится быть жестоким, выполняя приказ. Но это армия,

а армия, господа, держится на дисциплине. А если все будут уклоняться

от службы, кто будет охранять страну?

Учитель Что скажете, ребята?Убедительны слова полковника?

Дисана Может, он в чем то и пра ,но это не снимает с него вины.

Учитель: Правильно, ребята, вины не снимает, а лишь в какой-то мере

объясняет мотивы его поступков.

Эвелина

Мне кажется, что автор не зря подчеркивает, что события

разворачиваются в прощенное воскресенье - чистый понедельник. В этот

день люди должны всех простить, покаяться. Но мольба татарина «Братцы,

помилосердствуйте, не была услышана

Учитель

Ребята,

а

почему

же

Иван

Васильевич

не

вмешался

в

происходящее?

Ч. Даяна Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе

отчёта в том, что произошло)

Давайте

посмотрим

фрагмент,

где

Иван

Васильевич

вспоминает

увиденное и размышляет

Учитель

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого

случая?

Ассана

«Любовь пошла на убыль»., потому что образ Вареньки

он

соотносил с ее отцом

Эллина Он отказался от карьеры военного.

1 Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу,

совершенному её отцом?

2Почему Иван Васильевич отказался от службы и карьеры? Как бы вы

поступили на его месте?

Эллина Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Не принимает ее законов

и не хочет стать похожим на полковника.

Марьям Это путь внутреннего противостояния общественному злу. Сцена

после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил

ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет

смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Учитель Я считаю, что это свидетельствует о нравственном поиске, который

вёл студент, может быть, даже не осознавая этого. Он искал ответа на

вопросы о человеческой гуманности и бессердечии. Ответы не были

найдены, и именно поэтому Иван Васильевич постарался выбрать для себя

позицию отстранения.

Подведение итогов

Учитель:

- Итак, давайте вместе сделаем выводы:

- Какой приём положен в основу рассказа?

Ученик (контраст)

_Что мы увидели с помощью контраста?

Диана Контраст помог увидеть картины добра и зла в реальном мире

Учитель О чём заставляет задуматься этот рассказ? Что хотел донести

до нас Л. Толстой этим рассказом?

Лина Автор в рассказе не только показывает злые и добрые начала в

человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную

несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия

о долге, чести, достоинстве,

раскрывает истинную суть николаевской

России.

Ларина Этот рассказ заставляет задуматься об ответственности человека за

жизнь в обществе. Человек ответственен за всё происходящее в мире.

Лана Я считаю, что Лев Николаевич призывает нас к тому, что надо любить

друг друга, понимать, творить добро.

Учитель Как вы считаете, ребята, актуальна ли проблема ответственности человека за

происходящее вокруг нас в современном мире? Давайте поговорим на эту тему.

1.

2.

Творческое задание.

Учитель:

Таким образом, мы видим, что на примере страшной

картины после бала Л. Н. Толстой заставляет нас, обращаясь к эпохе Николая

1, задуматься о собственном смысле жизни, о нашем предназначении в

жизни.

Давайте попробуем восстановить слова Л.Н.Толстого о смысле жизни,

оставленные нам писателем как завещание. Посмотрим, поняли ли мы,

какие мысли хотел своим рассказом донести до нас писатель?

«Смысл

жизни

в

служении

______(людям).

Жить

для

одного

себя_____(нельзя). Это духовная______(смерть).Верю в то, что смысл жизни

каждого человека в увеличении в себе_____(любви, добра)».

Когда текст восстановлен,

Арианна

читает текст под музыку

Шопена.

Учитель: Надеюсь, что вы задумаетесь, ребята, о смысле жизни для

себя и сможете отличить, когда придёт время, что дурно, что нет.

Учитель:

Итак,

мы с вами совершили путешествие в 19 век.

Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал

автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в

образной

характеристике

действий

и

передаче

тончайших

душевных

переживаний героев.

А сейчас, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Выскажитесь

одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на

экране.

Рефлексивный экран

сегодня я узнал…, что такое контраст

я приобрёл уверенность

было интересно составлять акростих

я научился сравнивать

было трудно не помочь татарину

я выполнял задания с удовольствием… я смог

я понял, что нужно быть добрым

теперь я могу использовать эпитеты

я почувствовал, что могу отвечать, не стесняясь

Учитель Молодцы Теперь обратите внимание на дерево. Оно пока без

листьев. На ваших партах лежат листья зеленые, желтые, красные. Ими мы

украсим веточки, и дерево оживет. Но прежде чем выбрать, давайте узнаем

как их различать.

(Слайд Дерево успеха) Ученик читает со слайда

Первый ряд повесит листья, второй ряд. .., третий ряд…

Домашнее задание.

Ребята, вы видите, что наше дерево не совсем зеленое. А значит нам есть над

чем поработать. Дома напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему:

«Нравственный выбор Ивана Васильевича». Так я смогу выявить на что

уделить больше внимания .

Уверена, что наше дерево успеха будет процветать.

Обратимся к словам Максима Горького о великом писателе Льве

Николаевиче Толстом «Нет человека более достойного имени гения, более

сложного, противоречивого и во всем прекрасного». Толстой, ребята,

стремился найти «зеленую палочку» и уничтожить зло в людях. Я уверена,

что вы будете милосердны, добры, бескорыстны, доброжелательны к людям

Все молодцы, активно работали на уроке. Все получили оценку. Спасибо за

урок. До свидания.

Доброта

в

отношениях

с

людьми

обязательна

.

Если

ты

не

добр

к

человеку

,

то

ты

не

исполняешь

главной

своей

обязанности



В раздел образования




Яндекс.Метрика