Автор: Новикова Александра Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №90"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Златоуст
Наименование материала: Статья
Тема: «Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации»
Раздел: дошкольное образование
«Новые технологии для нового поколения:
цифровая образовательная среда дошкольной организации»
XXI век – это век информационного общества. Научно-технический
прогресс
диктует
новые
требования
к
содержанию
и
организации
образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании.
Появляются качественно новые подходы, программы, методики, технологии
и средства информатизации.
Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не
только
как
мощное
технологическое
средство,
но
и
как
средство
самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий
человека лучше познать себя, полнее открыть свои способности, проявить
свою индивидуальность.
Широкое использование информационно-компьютерных технологий в
самых различных сферах деятельности человека диктует необходимость
наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и
познания.
Современные дети - сегодняшние дошкольники, посещающие ДОУ, во
многом совершенно отличается от своих сверстников, которые были
воспитанниками 10-15 лет назад. Они мыслят по новому, у них совершенно
другое сознание и поэтому знания, которые они приобретают должны
преподноситься качественно по-новому, т. е. педагог должен использовать
наряду с различными методам, техниками обучения и воспитания и
современные технические средства.
В
настоящее
время
окружающее
цифровое
пространство
стало
неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста.
Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире,
общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не
только родители, социальное окружение и образовательные организации, но
и медиа ресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская,
игровая
деятельность
с
помощью
компьютерных
средств
является
повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения
новых знаний и впечатлений. Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны
являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С
раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую
кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя
общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат
игрушками. Но спектр их возможностей значительно шире.
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных
документах
в
области
образования,
где
ключевой
задачей
является
повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством
организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная
программа
Российской
Федерации «Развитие
образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный
проект «Современная
цифровая
образовательная
среда
в
Российской
Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения
качественного образования гражданами разного возраста и социального
положения с использованием современных информационных технологий.
В
соответствии
с
Федеральным
законом «Об
образовании
в
РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
и
телекоммуникационных
технологий,
соответствующих
технологических
средств и
обеспечивающих
освоение
обучающимися образовательных
программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует
реализации
ключевых
принципов,
целей
и
задач
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Интерактивные
обучающие
игры
дают
возможность
организовать
одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и
возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Цифровые технологии являются эффективным средством для решения
задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода,
обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных
образовательных
задач
у
детей
развиваются
творческий
потенциал,
инициатива,
любознательность,
настойчивость,
трудолюбие,
ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного
образования.
Цифровые
технологии
могут
стать
важным
звеном
в
организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при
организации
дистанционного
обучения,
создания
социальных
образовательных сетей и сообществ.
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность
информационных систем, предназначенных для обеспечения различных
задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и
право любого пользователя использовать разные информационные системы в
составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые.
Принципы построения цифровой среды:
•
единство
•
открытость
•
доступность
•
ответственность
•
полезность
Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка
должна соотноситься, в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими
качественное преимущество перед традиционными методиками обучения.
Цифровые технологии формируют современную образовательную среду,
дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют
педагогам новые инструменты.
Стоит отметить принципы формирования цифровой образовательной
среды в ДОО. Обратим внимание на принципе вариативности, который дает
возможность реализации разных ООП и разных режимов работы ДОО.
Существуют два вида режима:
Offline - местонахождение и время не является существенным, так как
все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и
педагог находится у автоматизированного рабочего места.
При реализации образовательной программы дошкольного образования
с применением дистанционных технологий, в зависимости от технических
условий, в образовательных организациях применяются разные модели
обучения:
- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи
через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
В педагогике существует более 50 пед. технологий, но ключевой
технологией
XXI
века
является
применение
информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все
сферы
жизнедеятельности
человека,
особенно
на
информационную
деятельность,
к
которой
относится
образование.
ИКТ
позволяют
автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно
хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую,
передавать
на
любые
расстояния
и
предъявлять
в
требуемом
виде
мультимедийную
(ММ:
текстовую,
табличную,
графическую,
анимированную, звуковую и видео) информацию.
Освоение ИКТ реализуется по ряду направлений:
•
Укрепление
уровня
материально-технического
обеспечения
(подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, интерактивных
досок и др.).
•
Овладение
информационной
культурой
всех
участников
образовательного
процесса
(воспитанников,
родителей,
педагогов,
руководителей).
• Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся
интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
• Применение ИКТ в воспитательном процессе,
разных видах
деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для
развития индивидуальности воспитанников (олимпиады, конкурсы, форумы
и др.).
• Применение ИКТ в управленческой деятельности.
Анализ проведенных открытых мероприятий.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в
ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические
возможности
компьютера,
имеющие
навыки
работы
с
ними,
четко
выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров,
владеющие
методикой
приобщения
дошкольников
к
новым
информационным технологиям.
Первостепенной задачей в настоящее время становится повышение
компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными
образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети.
Современный педагог – это педагог, планирующий и организующий
свою деятельность, используя новейшие образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. По
новым
квалификационным
характеристикам,
утверждённым
приказом
Минздравсоцразвития России, педагоги (старший воспитатель, учитель-
дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель) должны знать
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Чтобы
соответствовать этим требованиям, они должны идти в ногу со временем и
научиться широко и активно использовать современные информационно-
компьютерные технологии в своей работе.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием
мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает
качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в
рамках
традиционных
технологий.
Мультимедиа-занятия,
которые
проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем
направлениям
развития,
позволяют
интегрировать
аудиовизуальную
информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация,
слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря
возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение
компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по
содержанию
предмета
и
методическим
вопросам
благодаря
данным,
имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Применение ИКТ является эффективным средством обучения и
воспитания, приводит к использованию эффективных подходов к обучению и
совершенствованию методики. Внедрение ИКТ способствует повышению
мотивации обучения дошкольников, экономии времени, более глубокому
усвоению материала.
Мультимедийные средства обучения помогают выстраивать структуру
мероприятия, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является
эмоциональное воздействие на детей, что позволяет формировать личностное
отношение к увиденному и услышанному.
Далее
рассмотрим
области
применения
цифровых
технологий
педагогами ДОУ.
Какие цифровые инструменты уже помогают в нашей работе?
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и
оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты,
мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит
материал
для
оформления
родительского
уголка.
Администрация
образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в
электронной форме, отправляет их через электронную почту.
Система «Сетевой
город
образования» обеспечивает процесс
зачисления воспитанника в ДОУ и управления дальнейшими изменениями.
Все движения воспитанников по электронной системе контролируются
Отделом образования.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее
удобный способ распространения новых методических идей и дидактических
пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания.
Методические
материалы
в
виде электронных ресурсов
могут быть
использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых
методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и
использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои
материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению
мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Педагоги
имеют
возможность
совершенствовать
свои
навыки,
обновлять
знания
и
поддерживать
непрерывное
самообразование
и
повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно
отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер
классы,
дистанционное
повышение
квалификации
и
переподготовки,
конкурсы
профессионального
мастерства,
методических
разработок,
тестирование). Важным аспектом работы педагога является и участие в
различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах,
олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и
воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за
удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное
участие доступно всем.
Создание портфолио педагога
Портфолио - досье, собрание достижений, фиксация успехов. Основной
смысл портфолио - показать все, на что ты способен. Имеет функцию оценки
достижений человека, стимулирует к дальнейшему развитию.
Создание портфолио группы.
Данная технология направлена на взаимодействие всех участников
образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют
в создании единого творческого продукта. Создается атмосфера открытости,
общности и поддержки всех участников.
Создание личных мини – сайтов, работа с сайтом ДОУ, электронной
почтой.
Форма
оперативной
передачи
информации
участникам
образовательного
процесса,
создание
единого
информационного
образовательного
пространства,
обеспечение
диалога
субъектов
коммуникации.
Использование ИКТ при проведении мероприятий с родителями
(родительские собрания, клубы, гостиные и т. д.).
Это возможность продемонстрировать фото, видео материала жизни
группы,
образовательного
процесса,
Повышение
эффективности
образовательных мероприятий и педагогической компетенции у родителей.
3. Воспитательно-образовательный процесс.
Существуют множество цифровых устройств, применимых в ДОУ. Это
всем нам хорошо известные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы,
экраны, интерактивные доски.
Но так как мы с вами всегда должны стремиться к лучшему,
развиваться сами и развивать нашу образовательную среду мне хочется
рассказать
вам
о
некоторых,
специально
созданных
для
обучения
дошкольников цифровых устройствах. К ним относятся:
Интерактивные
скалодромы,
Интерактивные
песочницы,
Интерактивные полы, Интерактивные столы.
Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом
передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию
обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации
образовательного процесса.
Внедрение
цифровых
технологий
имеет
преимущества
перед
традиционными средствами обучения:
Даёт возможность расширения использования электронных средств
обучения, так как они передают информацию быстрее.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая
динамика
занятия
способствует
эффективному
усвоению
материала,
развитию памяти, воображения, творчества детей.
Обеспечивает
наглядность,
которая
способствует
восприятию
и
лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-
образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три
вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из
окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,
рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт
дождь.
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,
воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).
Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской
деятельности,
включая
и
поиск
в
сети
Интернет
самостоятельно или вместе с родителями;
Цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с
детьми, имеющими ограниченные возможности.
При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в
дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь
минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или
мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут
позволить
себе
создание
таких
классов,
а
так
же
приобретение
интерактивного оборудования.
2. Защита здоровья ребенка.
Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях
требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в
целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех
компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках
оборудования,
уметь
работать
в
основных
прикладных
программах,
мультимедийных программах и сети Internet.
Нам предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества
цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и
партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей. Но не стоит
забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые
технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть
в совершенстве, дать возможность новому поколению овладеть новыми
технологиями.
Однако
следует
помнить,
что
ЦОС
является
только средством,
помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью
заменить живого человеческого общения.