Автор: Ахметова Зоя Михайловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №90
Населённый пункт: Челябинская область,город Златоуст
Наименование материала: статья
Тема: Основные подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя с детьми с ТНР.
Раздел: дошкольное образование
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе.
определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в
интегрировании логопедии в учебно- воспитательный процесс.
Педагогический процесс в логопедической группе организуется в
соответствии с возрастными потребностями, функциональными и
индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени
выраженности дефекта.
Строится работа в логопедической группе с учетом
возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.
Основные задачи при работе с детьми с ТНР задачи;
—Развитие лексико-грамматических средств речи;
—Формирование правильного звукопроизношения;
—Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного
анализа;
—Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.
Подготовка к обучению грамоте.
Функции логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими
темами
Логопед;
- на групповых занятиях знакомит детей с лексико-грамматическими
категориями, выявляя детей с которыми необходимо работать на
индивидуальных занятиях.
Воспитатель;
- проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с
художественной литературой с учетом лексических тем;
- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе
режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра);
- систематически контролирует грамматически правильность речи детей в
течение всего времени общения с ним.
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
Логопед исправляет нарушения речи, готовит артикуляционный уклад
дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.
Воспитатель
под руководством логопеда активно участвует в коррекционной
работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.
Задачи логопеда:
-Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и
индивидуальных особенностей детей.
-Определение основных направлений и содержания работы с каждым
ребенком.
-Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их
индивидуальными и подгрупповыми программами.
-Оценка результативности и помощи детям и определение степени их
готовности к школьному обучению.
Задачи воспитателя:
- Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и
воспитания.
- Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию
логопеда (коррекционный час)
- проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся
воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых
группах.
- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически
правильной речью.
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии
с лексическими темами программы.
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях
на бездефектном речевом материале.
Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе
принадлежит логопеду.