Автор: Ожогова Жанна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Танцевальная деятельность. как средство художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Танцевальная деятельность, как средство художественно-
эстетического развития дошкольников в соответствии
с ФГОС ДО
Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее
эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие
раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить
воспринимать язык музыкальных образов. Доказано, что двигательные
упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность
нервных процессов. В то же время движение под музыку для ребёнка
является и одним из привлекательных видов деятельности, возможностью
выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Ритмика-это синтетический
вид деятельности, в основе которой лежит музыка, а движения выражают
музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной
выразительности. Музыка и движение имеют много общих параметров, к
которым относятся:
-все временные характеристики( начало и конец, темп, ритм)
-динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движений)
-форма произведения и структура двигательной композиции.
В связи с этой взаимнообусловленностью музыки и движения, вытекают
следующие задачи обучения и воспитания детей:
Развитие музыкальности
-развитие способности воспринимать музыку
-развитие муз. кругозора
-развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового,
ритмического)
-развитие музыкальной памяти
Развитие двигательных качеств и умений
-развитие ловкости, точности, координаций движений
-развитие гибкости и пластичности
-воспитание выносливости и пластичности
-формирование правильной осанки, красивой походки
-развитие умения ориентироваться в пространстве
-обогащение двигательного опыта, разнообразными видами движений
Развитие творческого воображения и фантазии
-развитие способности к импровизации в движении
Развитие психических процессов
-развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике
-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
-воспитание умения сопереживать другим людям и животным
-воспитание умения вести себя в группе во время движения. Формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с
детьми и взрослыми
Требования к подбору музыки и движений.
Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но
вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные,
общеразвивающие), позволяющие выразить различные по характеру
эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных
произведений.
Приступая к разучиванию танца с детьми, я стараюсь подбирать материал в
соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.
Большое значение имеет музыкальное сопровождение. Произведения,
используемые для музыкально-ритмических движений должны обладать
рядом особенностей:
-музыка должна быть яркая, художественная, вызывающая эмоциональный
отклик у детей.
-доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно
быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.
-моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к
действию)
-объём музыкального произведения от 1,5 минут для младших, до 3-4 мин.
для старших)
-четкая, ясная структура и фразировка для млад.групп, и разнообразные по
форме (вариации, рондо) для старших.
Подбирая музыкальный материал я стараюсь, чтобы он был разнообразным
по жанру и по характеру. Например:
-детские песни групп «Барбарики», «Волшебники двора», «Непоседы»,
«Индиго», «Мультикейс».
-народная музыка «Светит месяц», «Кадриль», «Хороводы»
-инструментальная музыка. Например оркестр Поля Маруа.
-классическая музыка Рахманинов С. «Итальянская полька», Чайковский П.
«Вальс», Вивальди А. «Гроза»
Методика разучивания танцевальных композиций
1.
Начинаю разучивание танца с прослушивания музыкального
произведения, уточнения его характера и стиля.
2.
Разучивание отдельных движений, входящих в танец включаю в
разминку каждого музыкального занятия, таким образом у детей
совершенствуется навык качественного выполнения движений
3.
Разучивание всей композиции поэтапно.
Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь
выразительно и четко показывать их детям. Так же важны и словесные
объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Иногда
показываю движения всей группе в исполнении одного-двух
успевающих детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение,
его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит
видеть и оценивать хорошее исполнение. Также стараюсь
поддерживать интерес у детей, постоянно внося в задание
занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую
фантазию.
Методика обучения детей имеет ряд особенностей:
1.
Обучение ребёнка движениям с музыкой должно носить характер
игры
2.
В работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и
игрушки, действия с которыми интересны детям.
3.
Каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое,
чтобы не иссякал интерес детей не утомлялось их внимание
4.
Необходимо внимательное отношение к каждому ребёнку, знание
его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста.
5.
Общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это
самое главное, т.к. радость-могущественное и наиболее
благотворное воздействие на ребёнка. Из всех чувств радость лучше
всего влияет на жизнь ребёнка, развитие его способностей. В
атмосфере радости душа ребёнка легче всего открывается навстречу
прекрасному.
Дети очень любят танцевать. Я вижу, что детям трудно оставаться
равнодушными при звуках замечательной музыки, от которой ноги
сами просятся в пляс. Задания на танцевально-игровую
импровизацию стараюсь включать в каждое занятие, праздник,
придумывая для этого различные предлоги: «Научи танцевать Бабу-
Ягу», «Потанцуй с Дедом Морозом», «Покажи инопланетянам, как
танцуют на Земле». Считаю, что импровизация движений также
важна в воспитании, как и исполнение фиксированных норм. Дети
получают возможность сами определять характер движений, помня
о правиле-двигаться так, как подсказывает музыка.
Овладеть своим телом ребёнку помогают игры-превращения,
которые я включаю в начало каждого занятия. Игры-превращения
хороши тем, что не занимают много времени, не требуют особых
усилий и к тому же доставляют удовольствие детям. Такие игры как
«Деревянные и тряпичные куклы», «Роботы и бабочки» и т.д.
Очень нравится детям игра-пляска «Зеркало», которую начинаю уже
проводить в младшей группе, правда в младше и средней группе
дети выполняют движения по показу музыкального руководителя,
но зато в старших группах дети уже сами придумывают движения, а
остальные повторяют.