Автор: Исхакова Фирдаус Фадисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Дтский сад 90"
Населённый пункт: город Златоуст Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Технология дети-волонтеры, как средство эффективной социализации дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Технология дети-волонтеры, как средство эффективной социализации
дошкольников.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в
работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного
учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные
педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели
развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации.
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и
другие
тенденции
негативно
отражаются
на
социализации
современных
детей.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в
обществе в целом, и личностной готовности ребёнка в школе в частности.
В детских садах педагоги реализуют технологии эффективной социализации «Дети
– волонтёры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь
старших дошкольников – младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить
малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т.д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это
прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция,
умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и, по возможности, помогать им.
Цель технологии «Дети волонтеры» – это развитие дошкольного волонтерского
движения в ДОУ, главной целью которого является воспитание духовно-нравственной
личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к
самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети волонтеры» следующие:
-
Развивать самостоятельность и ответственность у дошкольников, навыки
общения в разновозрастном коллективе.
-
Создать ситуацию, при которой происходит передача опыта (игрового,
познавательного, социального) в естественной среде, от старших – к малышам.
-
Возможность проявлять инициативу при выборе для себя рода занятий,
участников совместной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе».
Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации
ребенка и его социально - личностного развития.
Социализация — это становление личности в процессе усвоения знаний, ценностей
и норм общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено
биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Технология эффективной социализации – волонтёрство компенсирует дефициты
развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского
движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей,
деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
-
к
более
эффективному
формированию
у
дошкольников
милосердия,
ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде;
- к повышению рейтинга образовательного учреждения.
Организация практики волонтерства в детском саду осуществлялась поэтапно.
Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа -
изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации
культурной практики в ДОУ.
Запуск детского волонтерства происходит на организационном этапе, задачи
которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность и
организацию команды.
Следующий этап - практический. На этом этапе реализовывались конкретные
дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ проведение
акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило - она должна
быть актуальна в данный момент для самих детей, их родителей, социума.
Обязательным
условием данного
этапа является
обсуждение волонтерской
деятельности в группе.
Третий этап - диагностический. Диагностика является одним из инструментов
мониторинга, способом исследовать и определить эффективность применения технологии
волонтерства на определённом временном отрезке.
Планируемые результаты от волонтерства:
- помощь в освоении основной компетенции, без которой человек не может жить -
коммуникативную
- научиться вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать
и
принимать
точку
зрения
собеседника,
вести
дискуссию,
стали
готовы
решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в
том числе и конфликтных. Развитие коммуникативно - речевого умения и навыка
- осознание волонтерами свою важную миссию - почувствовать себя старшими
помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в
течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя
взрослыми и нужными
- понять, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и
ответственным
- научиться проявлять инициативу, для формирования потребности в её проявлении
по выбору мероприятий и их количеству
- педагогам и родителям, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия,
трудолюбия, доброты, толерантности - повысить свою педагогическую компетентность
Для детей раннего возраста:
- охотнее идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушать сказки,
потешки, песенки.
- употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов
"Почему?", "Зачем?", "Где?".
Благодаря внедрению технологии «Дети – волонтеры», выходя из стен детского
сада, наши воспитанники, не только узнают о таком благородном и нужном движении как
волонтерство, но и сами в нем поучаствуют. Что оставит положительный отпечаток в
сознании у них и желание помогать другим людям безвозмездно.
Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми,
честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.