Автор: Югова Лидия Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 51 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в условиях инновационная образовательной среды образовательного учреждения.
Раздел: полное образование
ЮГОВА ЛИДИЯ МИХАЙЛОВНА
МБОУ «СОШ № 51 г.Челябинска»
Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности
учителя в условиях инновационная образовательной среды
образовательного учреждения.
За последние годы в системе образования произошли существенные
изменения: смена парадигм, введение новых федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования, новая интерпретация
качества образования и др.
В достижении главного результата – качественного образования
школьников – большую роль играет личность учителя, его профессионализм
и индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя как
интеграл педагогической компетентности и объективных характеристик
личности педагога, направленный для решения профессиональных задач в
постоянно
изменяющихся
условиях
окружающей
действительности,
отражает
требования,
которые
предъявляет
современное
общество
к
учителю. По мировым стандартам, современный учитель – это творческая
индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и
критическим
мышлением,
создатель
авторских
методик
и
программ,
опирающихся на передовой педагогический опыт и новые технологии
обучения, адаптирующий их в конкретных педагогических условиях на
основе диагностического целеполагания и рефлексии [Данильченко].
В условиях инновационного образовательного пространства
перед
учителем встает проблема выбора наиболее эффективных способов и
приемов осуществления педагогической деятельности. Чтобы регулировать и
оценивать свою педагогическую деятельность, повышать ее эффективность,
учителю
необходимо
использовать
различные
методы
самоанализа,
самоконтроля,
самооценки
и
самокоррекции,
выработать
не
просто
индивидуальный, а индивидуально-эффективный стиль своей деятельности.
1
Практика педагогической деятельности показывает «неспособность»
большинства учителей к самореализации и самоизменению. Педагоги
проявляют пассивность, приспособительную позицию, отсутствие цели в
саморазвитии,
неуверенность
и
неготовность
к
самообразованию,
недостаточную вариативность в переработке информации, относительную
стереотипность профессионального мышления, поведения, использование
неэффективных форм организации учебной деятельности и технологий
обучения, неприятие и некую агрессивность к инновациям. Все это не
позволяет учителю осознать свою индивидуальность в профессиональной
деятельности,
ее
слабые
и
сильные
стороны,
а,
следовательно,
адаптироваться к инновационной образовательной среде не только школы, но
и социума в целом.
Под
инновационной
образовательной
средой
мы
понимаем
совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств, среди
которых осуществляется
профессиональная деятельность педагогов,
и
обеспечивающих:
-
инновационность
как
способ
и
механизм
существования
образовательной системы школы;
- открытость школы как локальной образовательной системы;
- развитие субъектной позиции педагогов как движущей силы развития
индивидуального стиля педагогической деятельности учителя;
-
содержательное
гуманистически
ориентированное
изменение
условий, функций и форм профессиональной деятельности педагогического
коллектива;
- комфортность психологической обстановки, позволяющей раскрыть
творческий потенциал, использовать свои индивидуальные возможности,
стать востребованным в инновационной деятельности образовательного
учреждения.
В разное время в отечественной науке рассматривались различные
аспекты
проблемы
формирования,
развития
и
совершенствования
2
индивидуального
стиля
педагогической
деятельности:
содержательные
характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы
формирования стиля; возможность диагностики стиля на практике; условия
развития индивидуального стиля педагога. Значительный вклад в разработку
данной проблемы внесли И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А.
Аминов, В.А. Сластенин, В.А. Кан-Калик, В.И. Загвязинский, С.Г. Измайлов,
А..В. Торхова, К.М. Гуревич, Н.В. Кузьмина, Е.С. Рапацевич, В.И. Чудновский
и др.
В своих исследованиях ученые опираются на концепцию В. С.
Мерлина, согласно которой индивидуальный стиль рассматривается как
проявление вариативности способов деятельности, и концепцию Е. А.
Климова, который под индивидуальным стилем понимает совокупность
общих
и
особенных
способов
работы,
позволяющих
максимально
использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки
[4,5].
Существуют различные подходы к сущности индивидуального стиля
педагогической деятельности, его функциям, типологии, изменяемости. Одни
авторы
определяют
индивидуальный
стиль
как
устойчивую
систему
способов
деятельности,
свойств
личности,
позволяющей
учителю
приспособиться к условиям окружающей действительности (Ю.А. Горькова,
А.К Маркова, О.Л. Маркова, А.Я. Никонова, Е.С. Рапацевич, О.Н. Чепкова),
другие – как динамическую систему внешней и внутренней деятельности
педагога (Н.А.Аминов, Г.А. Берулава, Л.И. Евланова, И.А. Зимняя, С.Г.
Измайлов, Е.П.Ильин, Л.Н. Макарова, А.В. Торхова). Следовательно,
индивидуальный стиль педагогической деятельности является не только
устойчивой характеристикой индивидуальности, которая детерминируется
свойствами личности или условиями окружающей действительности, но и
изменяющейся характеристикой, которая определяет образ педагогической
деятельности в результате отражения специфики ее содержания.
3
Ориентируясь на вышеизложенные подходы, индивидуальный стиль
педагогической деятельности учителя мы определяем двумя группами
характеристик.
Первую группу образуют относительно устойчивые компоненты, к
которым относят индивидуально-психологические особенности учителя:
индивидуально-типологические (темперамент, черты характера, особенности
нервной системы) и личностные (целеустремленность, гибкость мышления,
саморефлексия, ответственность и др.).
Данная группа характеристик в
основном обусловлена природными свойствами человека.
Во
вторую
группу
характеристик
индивидуального
стиля
педагогической деятельности учителя входят динамические компоненты:
субъектно-деятельностные особенности, способности учителя, цели, задачи,
условия, функции и требования деятельности. Субъектно-деятельностные
особенности учителя включают: характер взаимодействия педагога и
обучающихся, мотивационную готовность учителя к самоизменению, выбор
форм, способов и приемов выполнения деятельности и др. Очевидно, что
данные особенности формируются и преобразуются в течение всей жизни.
Обе группы характеристик индивидуального стиля педагогической
деятельности
взаимосвязаны
и
взаимозависимы.
Индивидуально-
психологические и личностные особенности являются базовой основой для
развития динамических компонентов индивидуального стиля деятельности
педагога.
В
свою
очередь
субъектно-деятельностные
особенности
и
особенности педагогической деятельности влияют на личностные качества
учителя,
переводя
их
на
более
высокий
качественный
уровень.
В
совокупности
обе
группы
характеристик
индивидуального
стиля
педагогической деятельности обеспечивают приспособленность учителя к
изменяющимся условиям окружающей действительности.
Поскольку
личностные
качества
педагога,
а
также
условия
деятельности
в
течение
времени
могут
изменяться,
соответственно
индивидуальный стиль деятельности педагога может приобретать новый
4
качественный уровень (видоизменяться). Иными словами, индивидуальный
стиль педагогической деятельности можно развивать.
Под развитием индивидуального стиля педагогической деятельности
мы понимаем процесс качественного преобразования профессионально
значимых качеств личности (относительно устойчивых и динамических),
способностей, возможностей учителя и способов деятельности, позволяющих
осуществлять
новые
функции
в
профессиональной
и
общественной
деятельности. В соответствии с этим в основе развития индивидуального
стиля
педагогической
деятельности
находится
направленность
на
совершенствование тех его составляющих, которые сформированы не в
полной мере или не отвечают социально обусловленным потребностям и
ожиданиям.
Следует
отметить,
что
педагогу
как
сложноорганизованной,
саморегулирующейся и саморазвивающейся системе нельзя навязывать пути
развития индивидуального стиля деятельности, так как он, ориентируясь на
свои ценностные предпочтения, выбирает наиболее благоприятный. Выход
очевиден – через интегрированный комплекс внешнего воздействия на
учителя и саморазвитие педагога.
Под саморазвитием мы понимаем осознанную деятельность учителя,
направленную
на
реализацию
себя
как
личности,
используя
свои
индивидуально-своеобразные
особенности
и
возможности
с
учетом
требований педагогической деятельности. Проблемой изучения процесса
саморазвития личности, его механизмов, психолого-педагогических условий
занимались такие выдающиеся ученые как: А.Г. Асмолов, В.В. Загвязинский,
В.А. Караковский, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, В.В.
Сериков, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др. По их мнению, основанием для
планирования деятельности, определения способов, средств и форм для
достижения целей, оценивания результатов и регулирования процесса
саморазвития деятельности является мотивационная готовность учителя.
5
Усложнение технологии организации образовательного процесса в
школе влечет за собой потребность в определении организационно-
педагогических
условий,
мотивирующих
учителя
к
росту
его
профессионализма и достижению максимального уровня самореализации и
саморазвития. Большими возможностями для развития индивидуального
стиля педагогической деятельности учителя располагает инновационная
образовательная среда общеобразовательного учреждения.
В
рамках
регионального
эксперимента
по
реализации
научно-
прикладного проекта «Инновационная образовательная среда школы как
фактор развития индивидуального стиля педагогической деятельности
учителя» базовой площадкой нами выбрано муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №
51
г.
Челябинска».
Инновационная
образовательная
среда
школы,
способствующая
развитию
индивидуального
стиля
педагогической
деятельности учителя, базируется на:
- активной позиции администрации по вовлечению учителей в
инновационную образовательную деятельность: в
школе уже успешно
реализован совместный научно-прикладной проект «Школьное ученическое
самоуправление как фактор самореализации обучающихся в социальной
сфере»,
педагогический
коллектив
начальной
школы
работает
над
региональным научно-прикладным проектом «Разработка системы оценки
достижения планируемых результатов по предметным областям основной
образовательной программы на основе комплексного подхода»; организована
работа «Школы молодого учителя»; регулярно проводятся методические
семинары
с
целью
совершенствования
профессионального
мастерства
педагогов учреждения;
- творческой направленности педагогической деятельности учителей,
так каждый педагог школы разрабатывает собственный инновационный
проект, проекты представляются на традиционном школьном Фестивале
педагогических идей, на районном Фестивале инновационных проектов,
6
всероссийских и региональных конкурсах и форумах («Педагогические
инновации», «Образование: взгляд в будущее», «Педагогический олимп»,
«Открытый урок» и т.д.); педагоги школы участвуют в региональных и
муниципальных семинарах (открытые уроки, мастер-классы).
-
использовании
в
образовательном
процессе
разнообразия
образовательных программ и педагогических технологий: коллектив школы
работает над реализацией личностно ориентированного, компетентностного
и социокультурного подходов в организации образовательного процесса;
педагогами школы разработаны и апробированы метод проведения дебат на
уроках литературы, метод проектов, кейс-технология и др. Активно
используются информационно-коммуникационные технологии, так учителя
русского языка и литературы провели региональный методический семинар
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках
русского языка и литературы как условие реализации компетентностного
подхода»;
педагогами школы разработаны и апробированы программы
внеурочной деятельности с обучающимися;
-
возможности
выбора
членами
педагогического
коллектива
индивидуальных
образовательных
траекторий
при
повышении
квалификации. Педагоги школы - активные участники дистанционных
курсов
повышения
квалификации,
интернет-конференций,
вебинаров
различного
уровня,
региональных
и
всероссийских
педагогических
конференций;
- наличии измерителей, определяющих уровень готовности учителей к
самоанализу, самореализации и саморазвитию;
- открытости мониторинговых исследований и последующая их
рефлексия;
- моральном и материальном стимулировании педагогов, внедряющих
инновации
и
достигающих
высоких
профессиональных
результатов:
досрочное
повышение
квалификационной
категории,
ходатайство
о
награждении
Грамотами
муниципального
и
регионального
уровней,
7
отраслевыми наградами; премирование в соответствии с Положением об
оплате труда»;
-
профилактике
профессионального
стресса
через
проведение
психологических
тренингов,
регулярную
диагностику
уровня
профессионального
выгорания;
мониторинг
профессиональных
потребностей;
- осознании педагогами своего «Я», своих личностных особенностей,
способствующих
развитию
индивидуального
стиля
педагогической
деятельности.
Учителю
необходимо
определить
неиспользованные
личностные
ресурсы,
которые
позволят
эффективно
решать
свои
профессиональные задачи и адаптироваться к изменяющимся условиям
окружающей среды.
Таким образом, определяя индивидуальный стиль педагогической
деятельности учителя как совокупность индивидуально-типологических,
личностных,
субъектно-деятельностных
особенностей
учителя,
его
способностей
и
условий
педагогической
деятельности,
необходимо
подчеркнуть
Итак,
в
данной
статье
определены
основные
организационно-
педагогические условия инновационной образовательной среды школы,
способствующие
развитию
индивидуального
стиля
педагогической
деятельности
учителя,
включающего
относительно
устойчивые
и
динамические
компоненты
.
Раскрыта
сущность
процесса
развития
индивидуального
стиля
педагогической
деятельности
учителя,
предполагающего не только внешнее воздействие образовательной системы,
но
и
процессы
саморазвития.
Обоснована
эффективность
развития
индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в системе
дополнительного
профессионального
образования,
обусловленная
взаимосвязью внешних и внутренних условий.
8