Напоминание

"Роль патриотического воспитания в системе современного образования"


Автор: Мельников Юрий Владимирович
Должность: педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Роль патриотического воспитания в системе современного образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Роль патриотического воспитания в системе современного образования

(выступление на педагогическом совете)

Подготовил: Мельников Ю.В., педагог-организатор ОБЖ,

МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь

Воспитание

патриота

своей

Родины

во

все

времена

является

приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует детального

осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию

стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в

образовательных организациях.

Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные

проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др.

Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному

расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению

национальных

противоречий,

возникновению

разного

рода

националистических молодёжных объединений, а это требует от всех

институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся

гордости за свою страну, её историю, культуру, уважительного отношения к

другим народам, их прошлому и настоящему. Кроме того, потребности

России в обеспечении обороноспособности страны объективно требуют

неустанной заботы об укреплении Вооруженных Сил, поддержанию их

высокой готовности к выполнению задач по защите Отечества и его

национальных

интересов.

Особое

место

в

системе

гражданско-

патриотического воспитания занимают образовательные организации.

События

последнего

времени

подтвердили,

что

экономическая

дезинтеграция, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние

на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп

населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской

культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования

патриотизма.

Стала

всё

более

заметной

постепенная

утрата

нашим

обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился

национальный

вопрос,

утрачено

истинное

значение

и

понимание

интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на

государственном

уровне

острейших

проблем

системы

воспитания

патриотизма.

В

последние

годы

слово

«патриотизм»

часто

встречается

в

общественных дискуссиях и в речах политиков. И это понятно: роль и

значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории,

когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его

граждан, их единства и сплочённости. Патриотизм, как известно, – это не

только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к

президенту как гаранту, к армии как защитнице.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к

своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля

написано:

патриот

«любитель

отечества,

ревнитель

о

благе

его,

отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм – это ревностное,

деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для её блага, для

её процветания. Термин «патриотизм» происходит от греческого «патрис»,

что в переводе означает «земля отцов; место рода; родина».

Патриотизм

это

исторически

сложившаяся

и

развивающаяся

категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное

отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его

благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и

общество.

Патриотизм

выступает

в

качестве

важного

внутреннего

мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции

личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству.

Патриотизм

как

социальное

явление

цементирующая

основа

существования и развития нации и государства. В одном из своих

выступлений Президент России В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это

главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном

достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Принимая во внимание понятие «патриотизм», можно определить

патриотическое

воспитание

как

управляемый

скоординированный

совместный

процесс

деятельности

государственных

и

общественных

организаций по формированию у детей, подростков и молодёжи высокого

патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по

обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.

Гражданско-патриотическое

воспитание

является

базовой

составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской

обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история

России

большей

частью

не

история

мирного

развития

культуры,

общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых

конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания

является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших

духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и

правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и

обязанности по защите Отечества.

Структура

гражданско-патриотического

воспитания

детей

и

подростков в образовательных организациях, в основном, включает в себя:

– комплекс

воспитательных

задач,

связанных

с

формированием

потребности

стать

патриотом;

патриотического

мировоззрения

и

патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их

боевым

традициям,

интереса

к

изучению

военного

дела;

морально-

психологических

качеств,

необходимых

при

выполнении

задач

по

обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов;

знаний основ военного дела и умений применять их на практике;

необходимых физических качеств детей и подростков;

– педагогическую

деятельность

субъектов

воспитания,

осуществляемую с учётом требований психолого-педагогической науки и

обеспечивающую формирование, и развитие учащихся в соответствии с

поставленными воспитательными целями;

– управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию,

осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового

к выполнению задач по обеспечению вооружённой защиты Отечества и его

национальных интересов.

Цель гражданско-патриотического воспитания – создание условий для

формирования значимых морально-психологических качеств и установок

школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах

жизни общества, и особенно в вооружённой защите Отечества на основе

принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-

нравственных и социальных ценностях.

Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная и

скоординированная деятельность государственных органов, общественных

объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию

у детей и подростков высокого патриотического сознания.

В настоящее время в России выделяют пять моделей патриотического

воспитания:

– предметно-тематическая,

основанная

на

изучении

предметов,

содержание которых специально направлено на освоение основ научных

знаний

в

сферах

политологии,

прав

человека,

обществознания,

граждановедения, истории;

– межпредметная, которая включает совокупность воспитательных

приёмов и методов, объединённых общей ценностной направленностью

воспитательной работы;

– институциональная, представляющая собой доминирование в жизни

образовательной организации само- или со-управления, придающего ему

статус центра общественных и культурных связей;

– проектная, связанная с разработкой и реализацией различных

проектов общественно-политической, патриотической направленности;

– диссеминационная, которая представляет собой внедрение готовых

разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность

воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности,

формированию патриотической позиции учащихся.

Осуществлять

патриотическое

воспитание

учащихся

в

новых

социально-экономических условиях России – непростая задача. Наиболее

благоприятные условия для формирования патриотизма в современной

системе

образования

существуют

в

учреждениях

дополнительного

образования

детей,

так

как

данный

вид

образования

не

ограничен

стандартами,

ориентирован

на

личностные

интересы,

потребности

и

способности

ребёнка,

обеспечивает

возможность

самоопределения

и

самореализации, способствует созданию ситуации Успеха и творческому

развитию каждого учащегося. Именно поэтому педагоги дополнительного

образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских

объединений по краеведению, военно-спортивных клубов и объединений

имеют

широкие

возможности

патриотического

воспитания

детей

и

подростков.

Методы

патриотического

воспитания,

используемые

педагогами

образовательных организаций в своей работе, самые разные:

1) Убеждения – разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на

собственном опыте и примере, опыте других людей, спор, дискуссия.

2)

Побуждения

увлечение

радостной

перспективой,

делом,

творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным;

поощрение, похвала, награда, требование и др. Формирование высокой

значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за

принадлежность обществу, народу, государству.

3) Приучения – творческое поручение, творческая игра, соревнование,

традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности,

метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется

отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое

видение мира; воспитание через коллектив).

Гражданско-патриотическое

воспитание

можно

формировать

различными видами деятельности, такими как:

– выполнение исследовательских работ по краеведению;

– организация поисковой работы;

– волонтёрская и тимуровская работа;

– проведение встреч с известными людьми, героями;

– изучение и анализ исторических событий в России, истории

Отечества, своего края, рода, семьи;

– организация детских творческих конкурсов и т.д.

В патриотическом воспитании используется многообразие форм,

которые могут быть разделены на три основные группы.

Первая группа включает в себя обширные и многообразные формы

общепатриотического характера, которые используются, в основном, в

условиях

осуществляемого

в

образовательных

организациях

образовательного процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных

занятий)

по

самым

различным

учебным

дисциплинам,

особенно

гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах,

секциях; беседы,

утренники, вечера вопросов и ответов, встречи с

ветеранами, воинами запаса и военнослужащими и т.д.

Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей военной

и

военно-прикладной

направленностью.

Эти

формы,

проводимые

преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д.,

включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и

деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих

(военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые

занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам

спорта и т.п.).

Третью группу образуют наиболее перспективные формы военно-

патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-

спортивный

лагерь;

учебно-полевые

сборы;

патриотические

клубы

и

объединения различной направленности.

Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть

достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к

выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских

Вооружённых Силах.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное

качество

и

потому

не

наследуется,

а

формируется.

Следовательно,

необходима организация целенаправленной работы по формированию и

тренировке

навыков

патриотического

поведения,

необходимо

увлечь

учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была

преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской

власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность,

мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать

учащихся

патриотами

должно

подкрепляться

обучением

общественно

полезному делу – защите Отечества. Одним из путей гражданского и

патриотического

воспитания

в

учреждениях

образовании

является

организация исследовательской деятельности. Мотивом для её организации

может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный

рассказ, иногда отдельная Таким образом, можно говорить, что сегодня

патриотизм достаточно привит в сознании учащихся. Но необходимо

работать

и

в

направлении

развития

гражданственности.

Заниматься

организацией

мероприятий

патриотической

направленности

как

на

федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и

проводить

индивидуально-воспитательную

работу

с

отдельно

взятой

личностью. А также не стоит забывать, что патриотическое воспитание надо

начинать с самого раннего возраста, ведь именно дети, подростки и

молодёжь – будущее России.



В раздел образования




Яндекс.Метрика