Автор: Мельников Юрий Владимирович
Должность: педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Роль патриотического воспитания в системе современного образования"
Раздел: среднее образование
Роль патриотического воспитания в системе современного образования
(выступление на педагогическом совете)
Подготовил: Мельников Ю.В., педагог-организатор ОБЖ,
МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь
Воспитание
патриота
своей
Родины
во
все
времена
является
приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует детального
осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию
стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в
образовательных организациях.
Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные
проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др.
Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному
расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению
национальных
противоречий,
возникновению
разного
рода
националистических молодёжных объединений, а это требует от всех
институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся
гордости за свою страну, её историю, культуру, уважительного отношения к
другим народам, их прошлому и настоящему. Кроме того, потребности
России в обеспечении обороноспособности страны объективно требуют
неустанной заботы об укреплении Вооруженных Сил, поддержанию их
высокой готовности к выполнению задач по защите Отечества и его
национальных
интересов.
Особое
место
в
системе
гражданско-
патриотического воспитания занимают образовательные организации.
События
последнего
времени
подтвердили,
что
экономическая
дезинтеграция, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние
на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп
населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской
культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования
патриотизма.
Стала
всё
более
заметной
постепенная
утрата
нашим
обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился
национальный
вопрос,
утрачено
истинное
значение
и
понимание
интернационализма. В этих условиях очевидна неотложность решения на
государственном
уровне
острейших
проблем
системы
воспитания
патриотизма.
В
последние
годы
слово
«патриотизм»
часто
встречается
в
общественных дискуссиях и в речах политиков. И это понятно: роль и
значение патриотизма всегда возрастает в переломные периоды истории,
когда общественное развитие требует повышенного напряжения сил его
граждан, их единства и сплочённости. Патриотизм, как известно, – это не
только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к
президенту как гаранту, к армии как защитнице.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к
своему народу». В «Словаре живого великорусского языка» В. Даля
написано:
патриот
–
«любитель
отечества,
ревнитель
о
благе
его,
отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм – это ревностное,
деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для её блага, для
её процветания. Термин «патриотизм» происходит от греческого «патрис»,
что в переводе означает «земля отцов; место рода; родина».
Патриотизм
–
это
исторически
сложившаяся
и
развивающаяся
категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное
отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его
благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и
общество.
Патриотизм
выступает
в
качестве
важного
внутреннего
мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции
личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству.
Патриотизм
как
социальное
явление
–
цементирующая
основа
существования и развития нации и государства. В одном из своих
выступлений Президент России В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это
главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном
достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Принимая во внимание понятие «патриотизм», можно определить
патриотическое
воспитание
как
управляемый
скоординированный
совместный
процесс
деятельности
государственных
и
общественных
организаций по формированию у детей, подростков и молодёжи высокого
патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по
обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
Гражданско-патриотическое
воспитание
является
базовой
составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской
обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история
России
большей
частью
не
история
мирного
развития
культуры,
общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых
конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания
является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших
духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и
правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и
обязанности по защите Отечества.
Структура
гражданско-патриотического
воспитания
детей
и
подростков в образовательных организациях, в основном, включает в себя:
– комплекс
воспитательных
задач,
связанных
с
формированием
потребности
стать
патриотом;
патриотического
мировоззрения
и
патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их
боевым
традициям,
интереса
к
изучению
военного
дела;
морально-
психологических
качеств,
необходимых
при
выполнении
задач
по
обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов;
знаний основ военного дела и умений применять их на практике;
необходимых физических качеств детей и подростков;
– педагогическую
деятельность
субъектов
воспитания,
осуществляемую с учётом требований психолого-педагогической науки и
обеспечивающую формирование, и развитие учащихся в соответствии с
поставленными воспитательными целями;
– управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию,
осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового
к выполнению задач по обеспечению вооружённой защиты Отечества и его
национальных интересов.
Цель гражданско-патриотического воспитания – создание условий для
формирования значимых морально-психологических качеств и установок
школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах
жизни общества, и особенно в вооружённой защите Отечества на основе
принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-
нравственных и социальных ценностях.
Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная и
скоординированная деятельность государственных органов, общественных
объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию
у детей и подростков высокого патриотического сознания.
В настоящее время в России выделяют пять моделей патриотического
воспитания:
– предметно-тематическая,
основанная
на
изучении
предметов,
содержание которых специально направлено на освоение основ научных
знаний
в
сферах
политологии,
прав
человека,
обществознания,
граждановедения, истории;
– межпредметная, которая включает совокупность воспитательных
приёмов и методов, объединённых общей ценностной направленностью
воспитательной работы;
– институциональная, представляющая собой доминирование в жизни
образовательной организации само- или со-управления, придающего ему
статус центра общественных и культурных связей;
– проектная, связанная с разработкой и реализацией различных
проектов общественно-политической, патриотической направленности;
– диссеминационная, которая представляет собой внедрение готовых
разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность
воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности,
формированию патриотической позиции учащихся.
Осуществлять
патриотическое
воспитание
учащихся
в
новых
социально-экономических условиях России – непростая задача. Наиболее
благоприятные условия для формирования патриотизма в современной
системе
образования
существуют
в
учреждениях
дополнительного
образования
детей,
так
как
данный
вид
образования
не
ограничен
стандартами,
ориентирован
на
личностные
интересы,
потребности
и
способности
ребёнка,
обеспечивает
возможность
самоопределения
и
самореализации, способствует созданию ситуации Успеха и творческому
развитию каждого учащегося. Именно поэтому педагоги дополнительного
образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских
объединений по краеведению, военно-спортивных клубов и объединений
имеют
широкие
возможности
патриотического
воспитания
детей
и
подростков.
Методы
патриотического
воспитания,
используемые
педагогами
образовательных организаций в своей работе, самые разные:
1) Убеждения – разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на
собственном опыте и примере, опыте других людей, спор, дискуссия.
2)
Побуждения
–
увлечение
радостной
перспективой,
делом,
творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным;
поощрение, похвала, награда, требование и др. Формирование высокой
значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за
принадлежность обществу, народу, государству.
3) Приучения – творческое поручение, творческая игра, соревнование,
традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности,
метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется
отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое
видение мира; воспитание через коллектив).
Гражданско-патриотическое
воспитание
можно
формировать
различными видами деятельности, такими как:
– выполнение исследовательских работ по краеведению;
– организация поисковой работы;
– волонтёрская и тимуровская работа;
– проведение встреч с известными людьми, героями;
– изучение и анализ исторических событий в России, истории
Отечества, своего края, рода, семьи;
– организация детских творческих конкурсов и т.д.
В патриотическом воспитании используется многообразие форм,
которые могут быть разделены на три основные группы.
Первая группа включает в себя обширные и многообразные формы
общепатриотического характера, которые используются, в основном, в
условиях
осуществляемого
в
образовательных
организациях
образовательного процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных
занятий)
по
самым
различным
учебным
дисциплинам,
особенно
гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах,
секциях; беседы,
утренники, вечера вопросов и ответов, встречи с
ветеранами, воинами запаса и военнослужащими и т.д.
Вторая группа менее разнообразна и характеризуется большей военной
и
военно-прикладной
направленностью.
Эти
формы,
проводимые
преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д.,
включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и
деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих
(военно-технические объединения, тактические учения, тактико-строевые
занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам
спорта и т.п.).
Третью группу образуют наиболее перспективные формы военно-
патриотического воспитания, к которым относятся такие формы, как военно-
спортивный
лагерь;
учебно-полевые
сборы;
патриотические
клубы
и
объединения различной направленности.
Для учащихся быть патриотом – это значит, прежде всего, быть
достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к
выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских
Вооружённых Силах.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное
качество
и
потому
не
наследуется,
а
формируется.
Следовательно,
необходима организация целенаправленной работы по формированию и
тренировке
навыков
патриотического
поведения,
необходимо
увлечь
учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была
преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской
власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность,
мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать
учащихся
патриотами
должно
подкрепляться
обучением
общественно
полезному делу – защите Отечества. Одним из путей гражданского и
патриотического
воспитания
в
учреждениях
образовании
является
организация исследовательской деятельности. Мотивом для её организации
может быть, что угодно: интересный факт из жизни человека, услышанный
рассказ, иногда отдельная Таким образом, можно говорить, что сегодня
патриотизм достаточно привит в сознании учащихся. Но необходимо
работать
и
в
направлении
развития
гражданственности.
Заниматься
организацией
мероприятий
патриотической
направленности
как
на
федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и
проводить
индивидуально-воспитательную
работу
с
отдельно
взятой
личностью. А также не стоит забывать, что патриотическое воспитание надо
начинать с самого раннего возраста, ведь именно дети, подростки и
молодёжь – будущее России.