Напоминание

Доклад «Духовно-нравственное воспитание дошкольника»


Автор: Малютина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№ 3 Солнышко"
Населённый пункт: г Ртищево Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Доклад «Духовно-нравственное воспитание дошкольника»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад «Духовно-нравственное воспитание

дошкольника»

Автор: Малютина И.Н.

Организация: МДОУ №3 «Солнышко»

Населенный пункт: Саратовская область г. Ртищево

Федеральная образовательная программа дошкольного образования и Федеральный

государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют

дошкольных

работников

на

объединение

обучения

и

воспитания

в

целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях

и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к

добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить

нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей –

вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что

мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью

Главное предназначение детского сада и семьи – воспитывать хорошего ЧЕЛОВЕКА.

Этому и посвящена вся моя работа.

Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольника в процессе

воспитания оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается

детям в системе его отношений:

- к своей работе;

- к воспитанникам;

- к другим людям;

- к самому себе.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей

первым;

улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки;

педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение

детей в детском саду;

тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

уважительное отношение к личности воспитанника;

умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время

не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;

умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;

знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

Принципы педагогической деятельности, которые выделил Ш.А. Амонашвили, как

основные, в гуманном подходе к детям:

Первый - любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и

только любовь облегчает воспитание. Она, единственная добрая сила, стимулирует его

взросление, доброе отношение к окружающим.

Второй - очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт

и равновесие. Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как

мышление. Она должна войти в привычку.

Для меня посеять в детских душах доброту, это значит:

Ласково и только по имени называть детей.

Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.

Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например, «Как нас

выручил Саша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела».

Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.

Рассказывать родителям о добрых поступках детей.

Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных

чувств у других детей.

Не унижать ребенка.

После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.

Оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей.

Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать

одеваться и т.д.)

Читать стихи, сказки, рассказы о добре.

Учить с детьми стихи о доброте.

Использовать пословицы о доброте.

Составлять с детьми сказки о доброте.

Проводить экскурсии в природу..

Духовно-нравственное воспитание детей осуществляю в процессе освоения ими всех

образовательных областей, предусмотренных Федеральной образовательной программой

дошкольного воспитания и ФГОС ДО.

В области формирования основ гражданственности и патриотизма: воспитывать любовь и

уважение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории

России, их культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных

праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и

гордость за поступки героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по

отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных

архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы

Социально-коммуникативное

развитие:

В

области

социально-коммуникативного

развития основными задачами образовательной деятельности являются .В области

формирования основ гражданственности и патриотизма: воспитывать любовь и уважение

к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их

культурному наследию; знакомить детей с содержанием государственных праздников и

традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за

поступки героев Отечества; поддерживать детскую любознательность по отношению к

родному

краю,

эмоциональный

отклик

на

проявления

красоты

в

различных

архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы . Знакомим детей

с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады;

Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День

Конституции Российской Федерации. Включает детей в празднование событий, связанных

с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные

даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Поощряет интерес детей к

событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Воспитывает уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Развивает

интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения

достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего. Способствует проявлению

активной

деятельностной

позиции

детей:

непосредственное

познание

достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений

детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного

края. Учит детей действовать с картой города, создавать коллажи и макеты городских

локаций, использовать макеты в различных видах деятельности. Знакомит детей с жизнью

и творчеством знаменитых горожан; с профессиями, связанными со спецификой родного

города

Для реализации данных задач нами проводятся: сезонные музыкальные тематические

праздники «Мы вместе - мы едины!», «День защитника Отечества», «Мы помним те

великие годы… - День Победы»» , «День России», «День семьи , любви и верности»,«

День Государственного флага Российской Федерации», День Государственного герба

Российской Федерации»,,развлечения «Масленичная неделя», «Мамин день», «Мы -

космонавты», театрализованные этюды «Рождественские колядки», «Пасха» тематическая

выставка «Дружат люди всей Земли», конкурс-выставка «Мой родной город», «Мы

живем в России».

Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных

ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть);

развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-

нравственного

опыта

людей;

побуждение

детей

к

самостоятельной

творческой

деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.

При

подборе

литературы

для

чтения

детям,

уделяем

большое

внимание

тем

произведениям, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают

определить отрицательные и положительные поступки героев. Например, «Гуси-лебеди»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» - наказ слушаться

старших; «Финист-ясный сокол» - воспитание любви, заботы о ближнем; «Зимовье

зверей» - развитие дружеских взаимоотношений, т.к. дружба помогает победить

трудности; «Заяц - хваста» - осуждение хвастовства; «Снегурочка» - воспитание

доброжелательности и сочувствия. При обсуждении произведений задаю детям вопросы,

побуждающие их помогать любимым героям выходить из сложной ситуации,

придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную,

подходящую, удобную нацеливаю детей на то, чтобы они могли придумывать на ходу

несколько

возможных

версий

и

выбирали

самую

оптимальную,

подходящую,

удобную. Детям предлагаю стать сказочниками и сочинить свои сказки.

Прежде чем

привлекать детей к сочинению сказок учу их следующим приемам: обдумывание замысла,

образов, логическое развертывание сюжета, завершение сюжета.

Познавательное

развитие:

Окружающий

мир.

Педагог

расширяет

первичные

представления о малой родине и Отечестве, о своем городе (селе), его истории, его

особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).

Закрепляет

представления

о

названии

ближайших

улиц,

назначении

некоторых

общественных учреждений — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе.

Развивает познавательный интерес к родной стране, к освоению представлений о ее

столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных

исторических событиях, героях Отечества. Формирует представления о многообразии

стран и народов мира. Педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных

национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций; развивает

интерес к сказкам, песням, играм разных народов; расширяет представления о других

странах

и

народах

мира,

понимание,

что

в

других

странах

есть

свои

достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. развитие у детей представлений о

Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование

представлений о труде как основе жизни человека на земле.

Чувства уважения и гордости прививаем через беседы-рассуждения по презентации,

дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором»,

«Сложи одежду», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты

неправильно). Цикл дидактических игр о родном городе помогает формировать чувство

любви к Родине: «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие

по городу», «Где находится памятник?» «Птицы нашего города», «Собери целое», «Так

бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости.

Разработаны и реализованы разные детские и педагогические проекты «Новогодний

праздник - волшебная сказка, которую творим мы сами», «Дружба народов» Дети имеют

представления о социальном, предметном и природном мире, проявляет познавательный

интерес к городу , в котором они живут, знают некоторые сведения о его

достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знают название своей

страны, ее государственные символы; проявляет познавательный интерес к жизни людей в

других странах; ориентируется в многообразии и особенностях представителей животного

и растительного мира разных регионов России

Художественно-эстетическое развитие: развивать интерес к развлечениям, знакомящим

с культурой и традициями народов страны; осуществлять патриотическое и нравственное

воспитание,

приобщать

к

художественной

культуре,

эстетико-эмоциональному

творчеству; приобщать к праздничной культуре, развивать желание принимать участие в

праздниках

(календарных,

государственных,

народных);

формировать

чувства

причастности к событиям, происходящим в стране; воспитывать любовь к Родине,

воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и

изобразительной деятельности.

В своей работе совместно с родителями, помогаем детям получить представление о

разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной

деятельности. Решая задачи эстетического воспитания дошкольников, проводим занятия

по изобразительной деятельности «Народные умельцы», «Дымка, гжель и хохлома»,

«Герои любимой сказки», устраиваем выставки творческих работ детей и родителей

«Расписные

ложки»,

«Народные

куклы»,

«Книжное

царство

-

премудрое

государство», выставки детского рисунка «О папе с любовью», , «Любимый город». Дети

вместе с родителями принимают активное участие и в других мероприятиях: акция

«Изготовление кормушек для птиц», выставка фотоколлажей «Моя семья».

Знакомство ребенка с народным искусством, творчеством художников, развивает у него

вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими

поколениями.

Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о

способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи

окружающим.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий

великой воспитательной силой. Народные подвижные и хороводные игры «Каравай»,

«Игра с платочком», «Солнышко и дождик», «Ловишки», «Раз, два, три - беги!» Народные

игры. «Гори, гори ясно!», «Лапта».

«У старушки , у Маланьи жили в маленькой

избушке»,

«Жмурки»

«Краски»и др. являются неотъемлемой частью духовно-

нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд,

быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с

духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея

нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей

формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной

страны,

создается

эмоционально

положительная

основа

для

развития

духовно-

нравственных чувств.

Главный результат такой совместной с родителями и детьми работы заключается в

усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к

добру и неприятию зла.

В.А. Сухомлинский долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались

такими выводами: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в

результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо

сделать».

При подборе литературы для чтения детям, уделяем большое внимание тем

произведениям, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают

определить отрицательные и положительные поступки героев

. 1. Сказки, которые учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми:

2. Сказки, которые предостерегают: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а

уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации:

3. Сказки, которые учат дружить.

4. Сказки, в которых есть наказ слушаться родителей:

5. Сказки, в которых высмеиваются страх и трусость:

6. Сказки, в которых есть место хитрости:

7. Сказки, в которых вознаграждается трудолюбие:

8. Сказки, в которых восхваляется мудрость:

9. Сказки, в которых поощряется забота о близком:

10. Сказки, в которых высмеивается жадность:

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,

трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -

можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из

сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться

родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У

страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»,

«Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда

вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость

восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о

близком поощряется («Бобовое зернышко»).

При обсуждении произведений задаю детям вопросы, побуждающие их помогать

любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько

возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную нацеливаю

детей на то, чтобы они могли придумывать на ходу несколько возможных версий и

выбирали самую оптимальную, подходящую, удобную.



В раздел образования




Яндекс.Метрика