Автор: Губина Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№ 3 Солнышко"
Населённый пункт: г Ртищево Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочное путешествие»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3
«Солнышко» г.Ртищево Саратовской области
Конспект открытого занятия
по развитию речи в старшей группе
«Сказочное путешествие»
Выполнила:
Губина Елена Валерьевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Ртищево
2023г
Открытое занятие по развитию речи в
старшей группе «Сказочные
путешествия»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
закрепить знания о сказках;
закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;
совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной
картине;
развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с
движением; развивать общее звучание речи, интонационную
выразительность, темп, ритм;
воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес
к сказкам;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие : развитие сенсорных умений – мелкой
моторики рук, закреплять знание детей о цвете;
Развитие речи : приобщение к художественной литературе на
примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при
восприятии художественного слова;
Социально - коммуникативное развитие : формирование таких качеств как
сочувствие, отзывчивость, справедливость;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности,
упражнять в прыжках;
Художественно-эстетическое развитие : развивать эмоциональные чувства
при восприятии произведений музыкального творчества;
Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактическое упражнение,
загадывание загадок, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика,
физкультминутка, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение,
напоминание, поощрение;
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций,
беседы по теме «Сказки».
Ход
Мотивационно - ориентировочный этап
Вос-ль: Здравствуйте, Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много
гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости? Давайте
поздороваемся с нашими гостями.
Сегодня нас с вами ждет интересное, увлекательное дело. Но прежде
давайте «согреем» друг друга теплотой своих добрых улыбок. (дети встают
в круг, берутся за руки).
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Вос-ль: Молодцы, мы подарили друг другу улыбки. Сейчас начнем
работать.
Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Отправляемся
на остров сказок. Для того, что бы очутиться на острове, давайте все вместе
произнесем волшебные слова:
Лорики, скорики, бумс! вокруг себя обернись,
на острове сказок очутись! (Дети хором повторяют заклинание.)
Звучит «Волшебная» музыка.
-Ой, ребята, куда мы с вами попали? Какие здесь растут необычные цветы,
и яркие звёздочки повсюду. Это, наверно, и есть волшебная страна Сказок.
Смотрите, а это, что такое? Давайте подойдём поближе и
посмотрим. (Педагог снимает ткань с сундука, дети рассматривают его со
всех сторон)
- Ребята, чтобы узнать что хранятся в нашем сундучке, мы
должны открыть сундук. Но сундук мы можем открыть только ключом. Но
где же наш ключик?
- Ой, ребята, вот же он, наш ключик! Только он не подходит к замочку,
его злая Баба Яга заколдовала, чтоб его расколдовать и открыть надо
выполнить задания, попробуем)
-Хорошо ребят, садимся на свои места.
Поисковой этап
Вос-ль:
-Ребята вы любите сказки?
- Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил
народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и
написал один человек – автор).
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в
некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве).
- Как вы думаете, что такое сказка? (необыкновенная история, с героями
случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
- Как заканчивается сказки? (добро побеждает зло, счастливый конец)
Молодцы, а теперь давайте поиграем
Игровое упражнение «Вспомни сказку»
1.Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3.Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
4.На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
5.Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
6.Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Вос-ль: Молодцы, справились с этим заданием. Давайте продолжим
наше путешествие.
Конкурс «Доскажи словечко»
Мальчик. (с пальчик) ;
Соловей (Разбойник);
Аленький (цветочек);
Гуси (лебеди);
Баба (Яга);
Спящая (красавица);
Заюшкина (избушка);
Винни (Пух);
Красная (шапочка);
Сестрица (Аленушка).
Вос-ль:С этим заданием вы снова справились, молодцы! Но это была
маленькая разминка, а теперь задания посложней.
Практический этап
В. Но чтоб продолжить наше путешествие надо немного отдохнуть.
Вставайте дружно в круг.
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая
ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в
стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения
руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на
двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Конкурс:“Угадай-ка»
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Вос-ль: Молодцы справились с этим заданием.
Вос-ль: А теперь мы пришли к самому ответственному заданию, которое
называется «Сочини свою сказку»
Перед нами стоят картинки, как вы думаете фрагменты
какой сказки изображены на картинках? (Колобок)
Давайте рассмотрим каждую картинку (Кто на ней изображен? Что
делает) Только отвечать прошу вас полным ответом.
Молодцы ребята, мы с вами сейчас сочиним свою сказку про колобка на
новый лад, немного пофантазируем. Представьте себе, что Лиса не стала есть
Колобка, и Колобок, чтоб обхитрить всех зверей пошел учиться в школу.
Давайте я начну, а вы по очереди продолжите сочинять сказку по картинкам.
В одной деревне в красивом – прекрасивом месте в небольшой избушки
жил- был дед и баба и было у них большое хозяйство..
- Для кого бабка испекла Колобка?
-Почему Колобок решил пойти учиться в школу?
-Какие приключения случились с колобком на лесной тропинке?
- Какое задание придумал Колобок для зайчика?
-Какое задание Колобок придумал Волку?
-Какое задание Колобок придумал Медведю?
- Какое занятие Колобок придумал Лисе?
-Что помогло Колобку вернуться к деду и бабке живым и здоровым?
-Что произошло потом с Колобком?
- У Колобка в лесу много врагов, а есть ли у него друзья? Кто может быть
другом Колобка и почему?
- Можно ли детям ходить в лес без сопровождения взрослых?
Физкультминутка.
Из муки он был печен, (лепим руками пирожок)
На сметане был мешен. (замешиваем тесто)
На окошке он студился, (дуем на ладошки)
По дорожке он катился. (бежим по кругу)
Был он весел, был он смел. (улыбаемся, шагаем)
И в пути он песню пел. (поем песенку, ля-ля)
Съесть его хотел зайчишка, (прыгаем, как зайка)
Серый волк и бурый мишка (показываем волка, переваливаемся, как
медведь)
А когда малыш в лесу (шагаем)
Встретил рыжую лису, (повадки лисы показываем)
От неё уйти он смог.
Хитрый наш ты колобок!
Вос-ль:Молодцы ребята и с этим заданием вы справились,а теперь наше
путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какие игры вы играли,
путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? (Ответы детей)
Что было интересно и запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами
путешествовать! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный
сундучок со сказками.
Сказочная Страна дарит вам книжки, на страницах которых вы
встретитесь со сказочными героями.
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!
Под весёлую музыку дети отправляются в группу.