Автор: Джузенова Лейсан Мунировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ПЕСЧАНО-КОВАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
Населённый пункт: с. Песчаные ковали, Лаишевского района Республики Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие волевых качеств личности дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Развитие волевых качеств личности дошкольника
Говоря о личности человека, мы всегда подразумеваем его ведущие
жизненные мотивы, подчиняющие себе другие. У каждого человека всегда есть
что-то самое главное, ради чего можно пожертвовать всем остальным. И чем ярче
человек осознает, что для него главное, чем настойчивее стремится к этому, тем
более его поведение является волевым. Мы говорим о волевых качествах
личности в тех случаях, когда человек не только знает, чего он хочет, но упорно и
настойчиво сам добивается своей цели, когда его поведение не хаотично, а
направлено на что-то.
Развитие личности дошкольника это развитие мотивов поведения и
формирование самосознания. Личность ребенка формируется постепенно, шаг за
шагом, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние
условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития
личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их
практически невозможно.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в
том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает
свое место в нем, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием
которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – развития
чувства и воли
В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное
место. Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и
деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и
дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание
воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую
способность души, определяющую и побуждающую активность человека.
Аристотель связывал волю с разумом.
В словаре С.И. Ожегова так трактуется понятие воли: "Воля: 2)
сознательное
стремление
к
осуществлению
чего-нибудь;
3)
пожелание,
требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении
чего-нибудь; 6) свободное состояние"
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как
показывают
исследования
психологов
и
педагогов,
начинать
работу
по
формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом
возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности
сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними
действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием
требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои
действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая
возникающие трудности. Он овладевает умением контролировать свою позу,
например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не
вертеться, не вскакивать. Как отмечают исследователи, управление собственным
телом нелегко дается ребенку. Вначале это особая задача, которая требует
внешнего контроля за самим собой, – ребенок может оставаться относительно
неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног,
туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети
переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных
ощущений
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением.
Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным,
когда ребенку около четырех лет и он начинает ставить перед собой специальную
цель: запомнить поручение взрослого, понравившийся ему стишок и т.п.
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном
возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов.
Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план
группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к
тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь
отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми
мотивами.
Многочисленные исследования доказывают, что психические особенности
детей дошкольного возраста формируются и развиваются в зависимости от
условий, в частности от содержания и методов воспитательно-образовательной
работы.
Исследования особенностей формирования и развития волевой сферы у
дошкольников необходимы для создания более эффективной воспитывающей и
обучающей среды.
Сложность понятия "воля" объясняется тем, что оно очень тесно связано с
понятием "сознание", сложным психологическим явлением, и выступает одним из
его важнейших атрибутов.
Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно
поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на
изменение неких качеств личности.
Воля
–сознательное
регулирование
человеком
своего
поведения
(деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних
препятствий.
В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя
многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о
воле
с
его
терминологической
определенностью
и
однозначностью.
Воля человека характеризуется определенными качествами. Волевые
качества – это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации
психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень
сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой [10, с. 232].
Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень
постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение
этих свойств у разных людей может быть разным.
Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность
преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению
поставленной цели. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых
усилий, являются объективным показателем проявления силы воли [10, с. 234].
Другой
характеристикой
воли
является
целеустремленность.
Под
целеустремленностью
принято
понимать
сознательную
и
активную
направленность личности на достижение определенного результата деятельности.
Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как
настойчивость. Это понятие характеризует стремление человека в достижении
поставленной цели даже в самых сложных условиях [12, с. 131].
Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность
заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у
человека идей. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может
только самостоятельный человек. Самостоятельность – это характеристика воли,
которая
непосредственно
связана
с
инициативностью.
Самостоятельность
проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не
поддаваться
влиянию
различных
факторов,
препятствующих
достижению
поставленной
цели.
От
самостоятельности следует отличать
негативизм.
Негативизм
большинством
психологов
расценивается
как
слабость
воли,
выражающаяся
в
неумении
подчинить
свои
действия
доводам
разума,
сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям,
ведущим к безделью, и др.
Психологи отмечают, что инициатива, проявляемая человеком, помимо
самостоятельности
всегда
связана
еще
с
одним
качеством
воли
–
решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний
и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений.
Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а
также
в
выборе
адекватных
средств
достижения
поставленной
цели.
Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. От
решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать
импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений,
необдуманностью
поступков.
Исключительно
важным
волевым
качеством
человека является последовательность действий человека. Последовательность
действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают
из
единого
руководящего
принципа,
которому
человек
подчиняет
все
второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь,
самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой [12, с. 146].
Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в
деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка
волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную
роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и
требования коллектива.
Раннее детство.
До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им
действие без реального предмета действия (например, не имея ложки,
показать, как ею пользуются) Поэтому существенным шагом в развитии
произвольности является формирование способности к представлению
отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется
не только наличной ситуацией, но и представляемой. Вследствие этого растет
время удержания заданной ребенку цели действия, что создает предпосылки
для самостоятельной постановки цели в более старшем возрасте.
В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции
речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка
имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных
сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки
желанию ребенка, и на слово « нельзя», запрещающее действие, желаемое
ребенком.
Однако побуждение и торможение действий в этом возрасте в
основном регулируются все-таки реальными внешними стимулами.
Уже на третьем году жизни дети обнаруживают самообладание. Оно
проявляется в отказе от чего-нибудь приятного, а также в решимости сделать
что-нибудь неприятное, если это необходимо. Примерно к этому же времени
(3-4 года) ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что
хочется. Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время
делать выбор (например, между двумя игрушками) им еще трудно.
К З годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное
стремление к самостоятельности «Я сам», — требует малыш, бурно
протестуя против вмешательства и помощи родителей. Маленькому ребенку
гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу
делать что то другое. Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это
предвещает им удовольствие.
Дошкольный возраст.
Поскольку игровая активность является основной у дошкольников
исполнение ребенком какой - нибудь игровой роли является сильным
стимулирующим волевое усилие фактором.
Чем старше становятся дошкольники, тем меньше разница между
проявлением волевого усилия в ролевой и безролевой ситуации. Дети 3-4 лет
могут, выполняя задание взрослого, выдержать неподвижную позу в среднем
18 с, но, взяв на себя роль часового, сохраняют неподвижность почти в 5 раз
дольше.
С 4 лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5-м году
жизни
у
детей
обнаруживается
послушание,
обусловленное
пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения
какой-либо
обязанности,
чувством
вины
перед
взрослыми.
В
конце
преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг
вперед он начинает брать на себя выполнение заданиям действовать из
сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут
проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в
основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости,
удивления или огорчения.
У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно»,
«нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно
произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление
ребенком силы воли.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного
развития. Именно поэтому как педагоги, так и родители должны уделять
значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в
ведущих видах деятельности. Это - игра, учение, общение и труд, при
доминировании игры над остальными видами деятельности в психологиче-
ском развитии ребенка.
Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные
условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх,
требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для
достижения поставленных в игре целей.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз
подчеркнуть
всю
значимость
дошкольного
детства
как
периода,
определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека.
Особую
роль
в
данном
периоде
приобретает
формирование
таких
личностных характеристик как воля.
Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности
ребенка
только
начинается.
В
этот
период
дети
только
начинают
самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью
педагогов
и
родителей
они
смогут
делать
что-то
не
слишком
привлекательное для них в данный момент ради какой-то другой, более
значимой цели, это уже явный признак того, что у них появляется волевое
поведение. Это серьезный шаг в становлении воли и произвольности
дошкольника. Задача взрослых не в том, чтобы ломать или преодолевать
желания ребенка, а в том, чтобы помочь ему понять (осознать) собственные
желания и удержать их вопреки ситуативным обстоятельствам.
Волевые качества могут прорасти только "изнутри", а почвой для этих
ростков может быть только то, что ребенок получил во взаимодействии со
взрослыми.