Напоминание

Мини-музей в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников


Автор: Байдакова Татьяна Михайловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16 "Аннушка"
Населённый пункт: Город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Мини-музей в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Байдакова Татьяна Михайловна,

Заведующий,

МБДОУ «Детский сад № 16 «Аннушка»

г. Смоленск

ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе

дошкольного образования. Одно из них, содержание программы должно

формировать знания о малой Родине и Отечестве. Дошкольный возраст – это

фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких

человеческих начал.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание

привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов

исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем

становится основой для формирования гордости, любви и уважения к

Отчизне. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы и

восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне

сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование

духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления процессов социальной

адаптации в обществе, начинается процесс сознания себя в окружающем

мире.

Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача

воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,

семейным традициям и обычаям. Задача образовательного учреждения –

актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом,

родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие

взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных

ценностей, традиций, обычаев.

Большое значение имеет поиск и разработка инновационных подходов к

решению задач патриотического воспитания. Так, одним из них стала работа

по созданию мини – музея в детском саду. Мини-музей – это познавательный

центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и

родителей.

В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы:

· мини-музеи должны учитывать содержание образовательной

программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных

образовательных областей.

· деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять

воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской

деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать

поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.)

· природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом

психофизиологических особенностей детей разного возраста и преду-

сматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

· научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать

тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках

выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

· гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия

для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности,

творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе

"взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

· культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на

приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через

освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно

образовательной деятельности в музейном пространстве;

· динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны

постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей де-

тей группы;

· разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по

форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и

культурное разнообразие окружающего мира;

· регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать

организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием

региона, а также культурой других народов, что способствует развитию

толерантности и формированию чувства патриотизма.

Создание мини - музея помогает развить у детей дошкольного возраста

интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции,

воспитывает патриота

Роль мини – музея в патриотическом воспитании велика:

-помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;

-способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства

патриотизма и духовности;

-позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому

созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно

осваивать окружающий мир.

Тематика мини –музеев разнообразна:

«Город мастеров»

«Мини – музей книги»

«Игрушки – забавы»

«Мой родной город»

«Народные куклы» и др.

Цель мини – музея показать объект с разных сторон, отразить его

взаимосвязи с другими объектами.

Задачи:

-воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

-усвоение элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской

деятельности: в ходе образовательной деятельности, режимных моментов,

игр, труда.

Организуя мини – музеи в группе детского сада создается образовательное,

игровое и интерактивное пространство в котором дети делают что-то

самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и

возможностей. Использование такой формы работы как мини – музей,

помогает обогащать развивающую среду в группе, а также наладить

сотрудничество с семьями воспитанников. Посредством детского мини –

музея, мы не только отвечаем на многочисленные вопросы детей о мире, но и

удовлетворяем потребность дошкольников в упорядочивании полученной

информации от увиденного. Дети, полюбив и освоив музейное пространство,

станут в старшем возрасте наиболее благодарным и восприимчивыми

посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут

познавательный интерес к «настоящему» музею.



В раздел образования




Яндекс.Метрика