Автор: Байдакова Татьяна Михайловна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 16 "Аннушка"
Населённый пункт: Город Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: Мини-музей в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МИНИ-МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Байдакова Татьяна Михайловна,
Заведующий,
МБДОУ «Детский сад № 16 «Аннушка»
г. Смоленск
ФГОС определяет ряд требований к образовательной программе
дошкольного образования. Одно из них, содержание программы должно
формировать знания о малой Родине и Отечестве. Дошкольный возраст – это
фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких
человеческих начал.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание
привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов
исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем
становится основой для формирования гордости, любви и уважения к
Отчизне. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы и
восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне
сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование
духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления процессов социальной
адаптации в обществе, начинается процесс сознания себя в окружающем
мире.
Приоритетной для формирования основ патриотизма, является задача
воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,
семейным традициям и обычаям. Задача образовательного учреждения –
актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом,
родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие
взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных
ценностей, традиций, обычаев.
Большое значение имеет поиск и разработка инновационных подходов к
решению задач патриотического воспитания. Так, одним из них стала работа
по созданию мини – музея в детском саду. Мини-музей – это познавательный
центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и
родителей.
В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы:
· мини-музеи должны учитывать содержание образовательной
программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных
образовательных областей.
· деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять
воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской
деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать
поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.)
· природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом
психофизиологических особенностей детей разного возраста и преду-
сматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
· научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать
тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках
выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
· гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия
для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности,
творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе
"взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
· культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на
приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через
освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно
образовательной деятельности в музейном пространстве;
· динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны
постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей де-
тей группы;
· разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по
форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и
культурное разнообразие окружающего мира;
· регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать
организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием
региона, а также культурой других народов, что способствует развитию
толерантности и формированию чувства патриотизма.
Создание мини - музея помогает развить у детей дошкольного возраста
интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции,
воспитывает патриота
Роль мини – музея в патриотическом воспитании велика:
-помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
-способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства
патриотизма и духовности;
-позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому
созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно
осваивать окружающий мир.
Тематика мини –музеев разнообразна:
«Город мастеров»
«Мини – музей книги»
«Игрушки – забавы»
«Мой родной город»
«Народные куклы» и др.
Цель мини – музея показать объект с разных сторон, отразить его
взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
-воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
-усвоение элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской
деятельности: в ходе образовательной деятельности, режимных моментов,
игр, труда.
Организуя мини – музеи в группе детского сада создается образовательное,
игровое и интерактивное пространство в котором дети делают что-то
самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и
возможностей. Использование такой формы работы как мини – музей,
помогает обогащать развивающую среду в группе, а также наладить
сотрудничество с семьями воспитанников. Посредством детского мини –
музея, мы не только отвечаем на многочисленные вопросы детей о мире, но и
удовлетворяем потребность дошкольников в упорядочивании полученной
информации от увиденного. Дети, полюбив и освоив музейное пространство,
станут в старшем возрасте наиболее благодарным и восприимчивыми
посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут
познавательный интерес к «настоящему» музею.