Напоминание

Развитие речи. Сочинение-рассуждение "Весна- утро года" (4 класс)


Автор: Соболева Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13"
Населённый пункт: Город Алексин, Тульская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение "Весна- утро года" (4 класс)
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка.

Разработан учителем начальных классов муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Гимназия №13»

города Алексина Тульской области

Соболевой Еленой Анатольевной.

Рекомендован для использования на уроке русского языка в 4 классе

IV четверти (урок развития речи).

Тема урока: «Развитие речи. Сочинение-рассуждение по теме

«Весна-утро года».

Педагогическая цель.

Привитие любви к родному языку, как средству

самовыражения, воспитание любви и бережного отношения к окружающей

природе.

Тип, вид урока.

Урок открытия новых знаний, решение учебной

задачи.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научится: грамматически верно излагать свои мысли ;

получит возможность: к дальнейшему развитию устной и письменной речи,

обогатить словарный запас посредством произведений русских писателей и

поэтов

Личностные.

У обучающегося будут сформированы:

внутренняя

позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая

мотивационная основа учебной деятельности,

учебно-познавательный

интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, чувство прекрасного и

эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.

Обучающийся

получит

возможность

для

формирования:

внутренней

позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения,

выраженной

устойчивой

учебно-познавательной

мотивации

учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам

решения задач.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять

учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем

план.

Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно находить

несколько

вариантов

решения

учебной

задачи;

преобразовывать

практическую

задачу

в

познавательную;

проявлять

познавательную

инициативу; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения

действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его

реализации, так и в конце действия.

Познавательные.

Обучающийся

научится:

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения

учебных

заданий

с

использованием

учебной

и

дополнительной

литературы

(включая

электронные, цифровые) , осуществлять запись (фиксацию) указанной

учителем информации о русском языке, строить сообщения в устной и

письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения

задач;

воспринимать

и

анализировать

сообщения

и

важнейшие

их

компоненты – тексты .

Обучающийся

получит

возможность

научиться:

осуществлять

расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с

использованием

ресурсов

библиотек

и

сети

Интернет;

записывать,

фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные.

Обучающийся научится: строить монологическое

высказывание

(при

возможности

сопровождая

его

аудиовизуальной

поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, учитывать

другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

формулировать

собственное

мнение

и

позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

в т.ч. в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные

мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; адекватно

использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Формы

и

методы

обучении:

фронтальная,

индивидуальная,

коллективная; словесный, наглядный, практический.

Основное

содержание

темы,

понятия,

термины:

сочинение-

рассуждение, текст, словарная работа, грамматическая работа, стили речи,

литературные приемы.

Образовательные ресурсы:

Презентация к уроку, созданная учителем.

Интернет-сайты

Оборудование и наглядность: мультимедийная установка, карточки,

рисунки учащихся.

Примечание:

в

данном

уроке

четко

прослеживается

системно-

деятельностный

подход

в

обучении,

а

также

развитие

творческих

способностей учащихся класса.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся. Создание эмоционального фона.

Звучит музыка. Антонио Вивальди. Времена года. Весна.

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- Какова тема этой музыки?

Выслушиваются ответы детей. Учитель подводит детей к теме весны.

2. Формирование темы урока. Постановка проблемного вопроса.

– Я предлагаю вам написать сочинение по теме «Весна-утро года». Но

сочинение будет не простым, а сочинением-рассуждением ( проблемная

ситуация).

План

построения

сочинения-рассуждения.

(Карточка

каждому

учащемуся)

1)Тезис. Это основная мысль, которая нуждается в доказательствах.

2)Аргументы (доказательства доводы, примеры).

3)Вывод. В заключительной части сочинения рассуждения представляет

собой доказанный с помощью аргументов тезис.

3. Актуализация знаний.

-Я не предлагаю вам сегодня план сочинения. Вы составите его сами. Но на

этом уроке мы будем собирать и анализировать материал, который

поможет вам в написании сочинения. Приготовьте черновики для записи

необходимой информации.

- Давайте начнём с ассоциаций. У каждого на столе лежит листок бумаги.

Напишите на нём ассоциации, связанные с темой «Весна». (Вывешиваем на

доску. Анализируем. Проводим орфографическую работу).

4. Мотивация учащихся, повышающая интерес к теме урока.

Тема весны даёт огромное пространство для творчества. К ней обращались,

обращаются и будут обращаться и композиторы, и писатели , и поэты , и

художники.

1)Весна в произведениях писателей.

У каждого на столе лежит листок бумаги. Переверните его. Это рассказ

известного русского писателя М. Пришвина из сборника «Времена года .

Весна». Прочитаем текст.

Михаил Пришвин

Первые ручьи

Я услыхал ле.кий, с г.лубиным гульканьем взлёт птицы и бросился к

с.бак(.) пр.верить, – правда ли, что это прил.тели вальдшнепы. Но Кента

спокойн. бегала. Я вернулся назад любоват.ся разливом и опять услышал

(на)ходу тот же самый г.лубино-гулькающий звук. И ещё и ещё.

Наконец я д.гадался перестать двигат.ся, когда слышался этот звук. И

мало-помалу звук стал непрерывным, и я понял, что где-то под снег(..) так

п.ёт самый мал.нький руч.ек. Мне так это понравилось, что я пош.л,

прислушиваясь к другим руч.ям, с уд.влением отличая по гол.су их разные

существа.

- Какое задание можно предложить по данному тексту? ( Читаем текст,

вставляем пропущенные буквы, объясняем орфограммы)

-Какое явление описано в данном тексте? (Таяние снега)

2)Поэты о весне.

Поэты издавна в обычных временах года видели нечто большее. У них

появились устойчивые образы, которые ассоциируются с каждым временем:

грусть, печаль, веселье, радость, пробуждение и пр. Особое место среди

времен года в творчестве русских поэтов занимает весна. Ведь она даже у

обычных людей ассоциируется с пробуждением, чистотой, рождением чего-

то нового и невинного.

-

Послушайте стихотворение Н.Матвеевой. Читает Петрыкина Ульяна.

Н.Матвеева

***

В лощинах снег, слоистый, как слюда,

От падающих капель конопатый.

Смотри! - ручей надбил скорлупку льда

И снова спрятался, как виноватый.

Он что-то с берега хотел стянуть,

Уже струю он протянул, как руку, -

Кусок коры, хвоинку - что-нибудь,

Что первых поисков умерит муку...

Краснеет пня струящийся надрез,

Лучи в ветвях плетут свои корзины,

Ноздрями мха свободно дышит лес,

Лед на воде не толще паутины.

Я прутиком разбила лед ручья:

Бери весну, ручей, - она твоя!

-Это стихотворение не имеет названия. Давайте подумаем над заголовком.

Словарная работа.

Лощина- низменность, низко расположенная долина.

Слюда- слоистый минерал, в чистом виде- стекло. Его структура- слоистые

кристаллы.

Обратите внимание на особенности языка в стихотворении. Найдите

высокопарное словосочетание «умерит муку». А теперь обратите внимание

на такие слова, характерные, для разговорного стиля, как «конопатый, прутик

или стянул» (вместо «взял без спроса»). Как вы думаете, для чего автор

ставит рядом эти слова , явно смешивая стили? Видимо поэтесса, любуясь

природой , преклоняется перед ней, перед временем . И одновременно

чувствует природу, видит в ней своего друга.

-Какие

интересные

эпитеты

хочется

отметить

,прочитывая

это

стихотворение?

(«Сочащийся надрез, снег конопатый, ручей виноватый»)

-Ручей виноватый. Чем необычен этот эпитет?(Здесь поэтесса говорит о

ручье, как о провинившемся ребёнке . используя приём олицетворения)

- Давайте обратим внимание на обилие образных сравнений. (То мы видим

«снег, слоистый ,как слюда, то струю ручья, которую тот протянул, как руку,

то перед нами предстаёт лес, который дышит ноздрями мха).

-

Метафора

это

скрытое

сравнение

(

сравниваемый

объект

не

назван).Солнечные блики автор сравнивает с корзинами: Лучи в ветвях

плетут свои корзины.

-Лирический герой чувствует этот нежный момент рождения весны. А ведь

это не просто весна. Не просто природа. Это живой организм. Используется

приём олицетворения, поэтесса заставляет нас поверить в чудо- в чудо

рождения весны. Рождение- это начало жизни.

-Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и попробуем почувствовать, как

по твёрдому снежному насту падают капли воды: сне-г-г, слюд-д-да, капелл-

л-ль, Так и слышится: «Динь-доль-дог; …».

-Попробуйте понаблюдать, как при помощи обилия звуков (у) автор

заставляет нас почувствовать переживания, муку ручья, стремящегося

вырваться на волю из ледяног плена.(Стяну-у-уть, у-умерить му-у-у-ку,

протяну-у-ул ру-у-ку)

Вывод: поэтесса хотела разбудить в нас веру в доброту, вселяя радость,

надежду, уверенность в торжество прекрасного, торжество новой жизни.

- Предлагаю выполнить сложное, но интересное задание. Переведём

стихотворный текст в повествовательный. (Работа в группах. Каждая группа

предлагает свой вариант. Затем идет коллективная работа. Выбираем

наиболее удачный вариант.)

Примечание. На данном этапе возможно столкновение

интересов учащихся.

1.Быстро тает снег в лощинах. 2.Первые ручейки пробивают уже

тонкий лёд. 3.Воды ручья смывают с берегов кусочки коры, хвоинки,

засохшие листочки. 4.Лучи солнца пронизывают просыпающийся лес. Лёд

становится всё тоньше. 5.Чтобы ручеёк мог свободно продолжать свой путь.

6.Разобьём лёд, освободим путь воде.7. Да здравствует весна!

5.Физкультминутка. Звучит музыка (Антонио Вивальди. Времена года.)

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка. Упражнения на растяжку

мышц, координацию движений.

3)Весна в русской живописи.

Образ весны и описание весенней природы в работах русских

живописцев, символизирует пробуждение всего живого. Пейзажи весенних

картин

наполнены

радостью

и

ожиданием

чего-то

нового,

чистого,

искреннего и настоящего.

Картина И. Левитана "Март"

Особенный вклад в сокровищницу русской живописи внес Исаак Ильич

Левитан.

Его

пейзажи

отличаются

необыкновенной

красотой

и

реалистичностью. Он настолько точно передал в своих картинах описание

природы весной, что можно долго рассматривать полотно, любуясь каждой

изображенной деталью.

4) Пословицы и поговорки о весне

Когда приходила долгожданная весна по пословицам и поговоркам в

народном календаре смотрели какой она будет, ранней или поздней,

солнечной или мокрой. Ведь по многим приметам весны можно было узнать

о предстоящем сезоне лета.

Народ смотрел на весну, погоду на дворе и поговаривал: когда птицы

прилетают, когда снег сошел, когда половодье наступило, а когда цветение

началось. Отсюда появилось много самых разных пословиц о весне, а

некоторые даже в стихах.

Вспомним пословицы и поговорки о весне.(Работа в парах.)

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Вода с гор потекла - весну принесла.

Воробьи гомонят - гнёзда завивают.

Много воды - много травы.

Ранняя весна – большое половодье.

Зима весну пугает, да сама тает.

6. Итог урока.

Рефлексия.

Записи звуков весны. Шум дождя.

-Почему я включила это фрагмент в сегодняшний урок. (Первый гром

прогремел накануне урока)

Весна – утро года. Утро-начало дня. Просыпается всё живое. Всё снова,

как бы в первый раз. И весна-начало новой жизни, обновление природы.

-

Мы

собрали

достаточно

материала

для

написания

сочинения.

Я

предоставляю вам простор для творчества. Выражайте свои мысли на

заданную тему, пользуясь уже собранным материалом. Предлагаю написать

сочинение дома. Творите! Желаю удачи!

Урок окончен. Спасибо за работу!



В раздел образования




Яндекс.Метрика