Авторы: Долинина Ольга Александровна, Мелехина Анжелика Владимировна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: МУ ДО "ДМШ №1" МОГО "Ухта"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта
Наименование материала: Учебный проект
Тема: Учебный проект "Музыкальные картинки"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №1»
муниципального образования городского округа «Ухта»
Учебный проект
«Музыкальные картинки»
Авторы: Долинина О.А.
Мелехина А.В.
г. Ухта, 2021 г.
Содержание
1.
Паспорт проекта
2.
Описание проекта
3.
Приложения
I.
Афиша
II.
Образец диплома
III.
Образец протокола
IV.
Критерии оценивания конкурсных выступлений
V.
Фото
2
Паспорт проекта
Название: «Музыкальные картинки»
Авторы проекта: Долинина О.А., Мелехина А.В.
Участники: учащиеся 1-2 классов фортепианного отделения
Тип проекта: учебный (в рамках предмета «Специальность и чтение с листа»),
творческий, долгосрочный.
Срок реализации: с ноября 2020 г. по март 2021 г.
Цель
проекта:
становление
музыкально-исполнительской
культуры
начинающего музыканта.
Задачи проекта:
Обучающие:
формирование исполнительских навыков игры на рояле;
формирование
музыкального
опыта
через
слушание
товарищей-
конкурсантов;
формирование
умений
по
полному
раскрытию
эмоционально-
художественного содержания исполняемого произведения;
формирование познавательных интересов;
Развивающие:
развитие навыка вдумчивого слушателя и исполнителя;
развитие эмоционального восприятия юных пианистов;
формирование условий для творческой самореализации учащихся;
развитие музыкальной памяти и образного мышления;
развитие умения передать на инструменте характер и настроение
исполняемого произведения;
Воспитательные:
воспитание эмоциональной чуткости и мира чувств ребёнка;
воспитание
личности
ребенка
на
основе
образцов
музыкального
искусства;
воспитание интереса к исполнительскому творчеству;
воспитание воли, сценической выдержки и артистизма юных пианистов;
3
воспитание трудолюбия и целеустремлённости;
воспитание чувства самоорганизации и самоконтроля;
Этапы проекта:
подготовительный: октябрь 2020 г
этап реализации ноябрь 2020 г. – февраль 2021 г.
заключительный март 2021 г.
4
Описание проекта
Ежегодно в III четверти на фортепианном отделении проходит конкурс на
лучшее
исполнение
пьес
среди
учащихся
1-2
классов
«Музыкальные
картинки». В конкурсе принимают участие все учащиеся 1-2 классов. Конкурс
является промежуточной аттестацией учащихся (выступления приравниваются
к выступлениям на академическом концерте).
Конкурс
«Музыкальные
картинки»
является
учебным,
творческим
проектом преподавателей фортепианного отделения.
Основная цель конкурса – становление музыкально-исполнительской
культуры начинающего музыканта.
В ходе реализации проекта решаются различные задачи:
формирование исполнительских навыков игры на рояле; музыкального
опыта
через
слушание
товарищей-конкурсантов;
умений
по
полному
раскрытию
эмоционально-художественного
содержания
исполняемого
произведения;
познавательных
интересов;
условий
для
творческой
самореализации учащихся;
развитие навыка вдумчивого слушателя и исполнителя; эмоционального
восприятия юных пианистов; музыкальной памяти и образного мышления;
умения передать на инструменте характер и настроение исполняемого
произведения;
воспитание эмоциональной чуткости и мира чувств ребёнка; личности
ребенка
на
основе
образцов
музыкального
искусства;
интереса
к
исполнительскому творчеству; воли, сценической выдержки и артистизма
юных пианистов; трудолюбия и целеустремлённости; чувства самоорганизации
и самоконтроля;
Актуальность проекта в том, что он является сильным стимулом для
развития
музыкально-исполнительского
уровня
учащихся,
становится
катализатором активности и учащихся, и их педагогов, а ещё конкурс является
определенной ступенью в творческом развитии личности ребенка и в
профессиональном росте педагога. Для большинства учащихся это их первый
5
конкурс в ДМШ. Сольное выступление ребенка 7-8 летнего возраста на
большой сцене довольно ответственное мероприятие, требующее больших
эмоциональных и психологических затрат. Популяризация классической
музыки разных жанров и стилей также является актуальной.
Работа над проектом включает несколько этапов.
На
этапе
подготовки
преподавателями
выбирается
музыкальный
материал, выбирается дата проведения.
Репертуар
конкурсных
пьес
довольно
разнообразен
по
образам,
стилистике. Конкурсанты исполняют пьесы малой формы и одновременно
слушают своих одноклассников, знакомясь с разнообразными пьесами малых
форм.
На прошедшем конкурсе юные пианисты исполняли произведения
венских классиков Й. Гайдна, Л. Бетховена, пьесу советского композитора А.
Жилинского, произведение датского композитора Л. Шитте, пьесы польского
композитора XX века Ф. Рыбицкого, пьесы современных композиторов Н.
Тороповой, В. Коровицына, Ю. Лазаревой, В. Ходоша.
Этап реализации проекта
– это этап разучивания музыкальных
произведений, репетиций конкурсных выступлений.
В ходе реализации этого этапа преподаватели решают педагогические
задачи, индивидуальные для каждого участника конкурса, используя весь
необходимый арсенал форм (индивидуальные уроки с учащимися чередуются с
коллективной формой занятий для воспитания преодоления сценического
волнения)
и
методов
обучения
(словесный,
наглядно-практический,
демонстрационный).
В
работе
над
конкурсными
произведениями
преподавателю предоставляется возможность привлечь внимание ученика к
простейшим музыкальным формам, к использованным в них композиционным
средствам, а также развивать образное мышление ребенка, обращая внимания
на средства выразительности, необходимые для передачи образа.
Одновременно с работой преподавателей с учащимися, оргкомитетом
ведется подготовка к проведению конкурса:
6
выбирается точная дата проведения конкурсных мероприятий
изготавливается афиша, дипломы
готовится протокол и критерии оценки выступлений
Заключительный
этап
–
проведение
конкурса,
награждение
победителей.
Конкурс проходит в торжественной обстановке. После конкурса проходит
торжественное
награждение
участников
с
фотосессией.
Мероприятие
освящается в социальных сетях школы (ВКонтакте).
В заключении хочется отметить, что данный проект
является средством развития учащихся, позволяющим вырабатывать
такие компетенции как целеполагание, практическое применение знаний,
умений и навыков на инструменте, самоанализ выступления на сцене;
развитие музыкального кругозора через умение слушать исполнение
одноклассников;
позволяет объективно оценить уровень подготовки младшего звена
фортепианного отделения;
дает возможность его участникам проявить себя, продемонстрировав
свои знания и умения выступлением на публике;
мотивирует
учеников
к
расширению
педагогического
репертуара,
способствуя развитию их исполнительских навыков;
освящение проекта в социальных сетях повышает интерес родителей и
учеников к другим мероприятиям, проводимым в школе, позволяет
поддерживать связь между преподавателями и родителями.
7
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
МУ ДО «ДМШ №1» МОГО «Ухта»
Протокол заседания
жюри школьного конкурса на лучшее исполнение пьесы среди учащихся 1-2 классов фортепианного отделения «Музыкальные картинки» от
02.03.2021г.
№
Фамилия, имя
учащегося
Класс
Преподаватель
Программа
О.А.
Р.А.
А.В.
Т.А.
Общий
балл
Результат
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Председатель жюри:
Долинина О.А.
Члены жюри:
Гориленко Р.А.
Мелехина А.В.
Гайдо Т.А.
Приложение 4
Критерии оценки
выступлений участников конкурса в баллах
оценка
балл
5
10
5-
9
4+
8
4
7
4-
6
3+
5
3
4
3-
3
2+
2
2
1
1
0
10 баллов – безупречно в музыкальном и техническом отношении
9 баллов – не безупречно в отношении музыкальности и трактовки
8 баллов – незначительные технические погрешности
7 баллов – незначительные погрешности в технике и музыкальной трактовке
6 баллов – погрешности в технике, музыкальной трактовке, владении звуком
5 баллов – погрешности в технике, музыкальной трактовке, владении звуком,
слегка замедленные темпы
4 балла – погрешности в технике, музыкальной трактовке, владении звуком,
слегка замедленные темпы, неточности в тексте, незначительные заминки
3 балла – значительные погрешности в технике и музыкальной трактовке,
замедленные темпы, неточности в тексте, заминки в исполнении
2 балла – весьма значительные погрешности в исполнении
1 балл – программа исполнена слабо во всех отношениях
Приложение 5
12
13