Автор: Богданова Анна Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N109 "Букварёнок"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: Отчет по самообразованию
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы посредством использования дидактических игр и пособий»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 109 «Букварёнок»
Отчет по самообразованию
«Формирование элементарных математических
представлений у детей подготовительной к школе
группы посредством использования дидактических
игр и пособий»
Выполнила: воспитатель
Богданова Анна Эдуардовна.
Вологда, 2023
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.
Насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе,
зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Она обладает
уникальным развивающим эффектом. Она не только «приводит в порядок
ум». Ее изучение способствует развитию речи, воображения, речи, эмоций;
формирует терпение, аккуратность, настойчивость и трудолюбие,
алгоритмические навыки и творческий потенциал личности. Основной
задачей занятий – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах,
основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а значит,
предсказуем для человека.
Но не будем забывать, что не всем дошкольникам освоение этой
науки дается легко. У некоторых детей нет желания заниматься
математикой. А вот играть дошкольники готовы каждую минуту, даже
в дидактические игры! Ведь самый лучший способ познания для
детей дошкольников – это игра.
Необходимо знать и учитывать возрастные особенности каждого ребенка.
Ведь разработанная воспитателем дидактическая игра будет интересна и
занимательна только тогда, когда он закрепляет пройденную тему на
занятии.
Несомненно, дидактические игры очень важны для умственного
воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются
качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается
способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит
воспитатель. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию –
необходимое условие усвоения детьми знаний и умений. Это одна из
наиболее важных задач, которая должна быть решена во время проведения
дидактических игр.
Актуальность.
Математика считается одним из наиболее трудных учебных предметов в школе.
Следовательно, одной из важнейших задач воспитателя- развивать у ребёнка
интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в
игровой и занимательной форме поможет ребёнку в дальнейшем быстрее и
легче усваивать школьную программу. Максимального эффекта при
формировании элементарных математических представлений можно добиться,
используя дидактические игры.
Цели и задачи:
На 2021-2022 учебный год я поставила перед собой цель: обучение детей
основам математики через дидактическую игру и как следствие развитие
интеллектуальных способности.
Задачи:
1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной
ориентировке.
2.Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного
размера и цвета, формы.
3.Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10
4 Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать,
доказывать.
5 Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к
математическим знаниям.
Что было сделано для решения, поставленных задач с детьми:
1 Изучение необходимой литературы.
2 Оформление в группе: «Математического уголка»
3 Изготовление картотеки дидактических игр по математике.
4 Развитие навыков самостоятельной деятельности детей, умение
сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности,
коммуникативные навыки.
5 Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками.
6 Развитие у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.
7 Приобщение к предмету в игровой форме.
Решение поставленных задач с родителями:
В работе с родителями использовались беседы, папки-передвижки:
«Дидактические игры в детском саду и дома». Консультации для родителей:
«Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика
дома», «Математика в повседневной жизни», «Роль дидактической игры в
детском саду и дома».
Что было сделано для решения, поставленных задач:
1 Изучение необходимой литературы.
2 Оформление в группе: «Математического уголка»
3 Изготовление картотеки дидактических игр по математике.
4.Приобретены и изготовлены наглядные пособия, плакаты, раздаточный
материал.
5.Подготовлено большое количество различных математических раскрасок,
заданий, графически диктантов.
6. Организована работа по развитие навыков самостоятельной деятельности
детей, умение сосредотачиваться на одном объекте.
В течении года шла непрерывная работа по приобщение к предмету в игровой
форме, через использование следующих игр:
Игры «путешествие во времени»
Игры с геометрическими фигурами
Игры на изучение и сравнение массы
Игры на логическое мышление
.
Решение поставленных задач с родителями:
В работе с родителями использовались беседы, консультации для родителей на
темы: «Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика
дома», «Математика в повседневной жизни», «Роль дидактической игры в
детском саду и дома». Так же родители принимали активное участие в
изготовлении дидактических игр и пособий.
Вывод:
Работа с дидактическими играми помогла мне организовать процесс
обучения и воспитания более доступно. Играя на занятии и в свободное
время, дошкольники овладевают уже сложными мыслительными
операциями, познают совершенно новое, а самое главное у них возрастает
интерес к учёбе. В обучении детей основам математики использовать
дидактическую игру обязательно необходимо, это позволяет обеспечить
более успешную работу с детьми, улучшает их внимание, память, сенсорное
развитие, воображение. Увлекаясь игрой, ребенок многое узнает о разных
предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество
материала. И конечно же, развивается и совершенствуется его
любознательность.
В ходе работы я сделала вывод о том, что роль дидактических игр в
умственном воспитании детей несомненна. Они являются важным средством
развития элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста.