Автор: Богданова Анна Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №109"Букварёнок"
Населённый пункт: г Вологда
Наименование материала: Статья
Тема: Кружок «Юные знатоки правил дорожного движения» в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Отчет о проделанной работе по кружку «Юные знатоки
правил дорожного движения»
В течении 2022 - 2023 учебного года в подготовительной группе № 12 «Полянка»
реализовалась дополнительная общеразвивающая программа кружка «Юные знатоки
ПДД».
Занятия кружка проводились каждую пятницу, длительностью 30 минут во второй
половине дня. Мероприятия в рамках кружковой деятельности проводились с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Актуальность.
С каждым годом на улицах городов увеличивается количество автомобилей, автобусов,
троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому
движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем,
если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о
пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся
именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто
мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом,
заставляя, морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка
не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас
работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной
инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с
загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с
подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные
трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум
удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной
автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил
дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от
пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-
транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом
правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким
последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся
поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-
транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для
социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и
практического опыта.
Цели и задачи.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с
правилами дорожного движения.
В начале учебного года были определены основные цели и сформулированы
задачи кружка:
Цель программы: систематизация знаний детей по правилам дорожного движения,
привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском
транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:
· воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
· воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
· развивать мотивацию к безопасному поведению;
· развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
· формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на
дорогах и улицах;
· формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в
транспорте.
· развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность,
аккуратность;
· научить основным правилам дорожного движения;
· обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению
на улицах и дорогах;
· обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по
данному вопросу;
· формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил
дорожного движения (ПДД);
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по безопасности
на дороге проводили 2 раза в год: промежуточный — в октябре, итоговый в апреле, мае в
индивидуальной и подгрупповой форме.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также
проведение массовых мероприятий.
Рабочая программа «Юные знатоки правил дорожного двиения» реализуется по двум
направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками
- взаимодействие с родителями деятельность детей – педагогов – родителей.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных,
возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и
устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка
позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-
транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх
перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть,
перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге
покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде,
опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и
совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные
безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать
определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах
контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для
подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно,
необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае
не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически,
постоянно.
Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:
· обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
· самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
· практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого
комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных
упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в
практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Основные направления деятельности:
· Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.
· Ресурсное обеспечение кружковой работы:
Для проведения данного кружка в группе был пополнен пособиями уголок “Дорожного
движения”.
Библиотека в течении года пополнялась книгами по тематике. Так же были приобретены и
изготовлены наглядные материалы:
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”; «ДПС»
- дорожные знаки.
Работа с детьми:
В течении года с детьми подготовительной групп № 12 были проведены разнообразные
мероприятия, такие как: целевые прогулки, наблюдения, беседы («Железнодорожный
транспорт и его опасность» «Как я шел с мамой в детский сад» «Правила поведения в
транспорте»),
- встреча с инспектором ДПС
-были организованы игровые ситуации («Я пассажир», «Мы по улице идём», «Бабушка на
другой стороне улицы», «Опасности на дороге» и т.д.)
Детям предлагались различные дидактические игры :«Собери знаки», «Найди отличие»
«Разложи по группам» «Правила поведения в транспорте», лото, упражнения на
закрепление знаний правил дорожного движения, викторины. развлечение «Светофор»
Так же регулярно были организованы просмотры обучающих видеофильмов и
презентаций.( «По дороге со Смешариками и др.)
Как один из методов работы часто использовали чтение художественной литературы.
Дети анализировали поведение героев, различные ситуации, возникшие с ними,
объясняли, как следовало поступать в той или иной ситуации. Так же детям читала стихи,
загадки, пословицы о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
В заключении курса планируется проведение игры-викторины по ПДД.
Работа с родителями:
В этом учебном году была проведена социальную акцию по использованию
световозвращателей. Важное значение в реализации данного проекта имело
взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных
факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице.
Родители совместно с детьми составили схемы маршрута «Я иду в детский сад». Дети
знают названия улиц, по которым они идут в детский сад и домой, знают в каком месте их
может поджидать опасность, где правильнее перейти дорогу.
Так же в течении года проводились индивидуальнее беседы, а одной из тем родительского
собрания стала тема «Безопасность детей»
Вывод.
Дети подготовительной к школе группы №12 знают правила поведения на дорогах, умеют
правильно вести себя в общественном транспорте, двигаться колонной по обочине дороги
или идти по тротуару, знают места для езды на велосипедах, для катания на санках и
коньках. Узнают и называют знаки дорожного движения. Четко определяют нарушения
правил дорожного движения на картинках и иллюстрациях, делают выводы и
умозаключения.
Проведенные диагностики показали хорошие результаты знаний воспитанников.
Таким образом можно сделать вывод о том, что цели кружка «Юные знатоки правил
дорожного движения» достигнуты, задачи выполнены.