Автор: Шамарина Кристина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Мальвина"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: ФОП "Целевой раздел"
Раздел: дошкольное образование
ФОП «Целевой раздел»
Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно
претерпело ряд значительных изменений, но кое-что оставалось неизменным:
все программы дошкольного образования разрабатывались именитыми
авторами-экспертами — педагогами дошкольного образования (а не просто
педагогами) и детскими психологами.
В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно было привести
в соответствие с ними. Началась новая веха дошкольного образования
в России — и веха в целом неплохая.
Достоинство принятых в 2013-м ФГОС в том, что каждый детский сад вправе
не просто
выбрать
любую
программу
дошкольного
образования,
но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40%
изменений. То есть каждый детский сад мог брать одну или две программы,
в зависимости от потребностей, и переписывать их исходя из своих ресурсов,
кадровых возможностей и пространственно-предметной среды.
Поворотной точкой в развитии дошкольного образования является
введение единой Федеральной образовательной программы (Федеральный
закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), которая с
1 сентября 2023 года должна вступить в силу
Участники заседания общественного обсуждения проекта Федеральной
образовательной программы дошкольного образования подчеркивают, что
единая федеральная программа действительно необходима для обеспечения
единого образовательного пространства, объединения страны на базе
российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед
воспитателями и руководителями дошкольного образования.
ФОП ДО расчитана на дошкольное воспитание детей:
- младенческого периода;
- раннего дошкольного периода от 1 до 3 лет;
- дошкольного периода от 3 до 7 лет).
ФОП
норматив, который был разработан с целью реализации
нескольких функций:
создать
единое
федеральное
образовательное
пространство
для
воспитания и развития дошкольников;
обеспечить детям и родителям равные и качественные условия
дошкольного образования на всей территории России;
создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое
будет
приобщать
детей
к
традиционным
духовно-нравственным
и
социокультурным ценностям, а также воспитает в них тягу и любовь к
истории и культуре своей страны, малой родины и семьи;
воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией,
патриотическими взглядами и ценностями.
ФОП ДО состоит из целевого, содержательнго, организационного
разделов
Сегодня мы остановимся целевом разделе и рассмотрим его в деталях.
Итак, в целевом разделе содержится:
- Пояснительная записка: цель, задачи, принципы, подходы к формированию
Программы
- Планируемые результаты реализации Программы
- Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Цель ФОП ДО:
•
разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
на
основе
духовно-
нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение,
историческая
память
и
преемственность
поколений,
единство
народов
России),
исторических
и
национально-культурных
традиций.
Задачи ФОП ДО (новое)
•
Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования
планируемые результаты освоения образовательной программы
•
Приобщать
детей
в соответствии
с возрастными
особенностями
к базовым
ценностям
российского
народа,
создание
условий
для
формирования
ценностного
отношения
к
окружающему
миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
•
Выстраивать,
структурировать
содержание
образовательной
деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития детей
•
Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей
•
Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия
•
Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств
и основ
патриотизма,
интеллектуальных
и художественно-творческих
способностей
ребенка,
его
инициативности,
самостоятельности
и ответственности
•
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение
компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности
•
Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими
образовательных программ начального общего образования
Переходя к принципам ФОП ДО хочется отметить, что
•
Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно
проживает все этапы детства.
•
Для этого Педагоги должны:
•
выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка
•
обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних
членов семьи, которые принимают участие в их воспитании
•
поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности
•
приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства
•
формировать познавательные интересы и
познавательные действия
в различных видах деятельности
•
учитывать этнокультурную ситуацию развития детей
•
обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования,
когда условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям
развития детей
•
организовывать сотрудничество ДОО с семьей
Говоря о планируемых результатах (ранее в ФГОС они звучали как
целевые ориентиры), хочется отметить, что характеристики возможных
достижений ребенка даны детально по каждому возрасту. В ФГОС же
это прописано в виде Целевых ориентиров раннего возраста и целевых
ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Прежде, чем зачитать вам их, хочется раздать планируемые результаты в
виде памяток, что бы воспринять эту информацию не только на слух, но и
наглядно.
Если сравнивать с результатами, которые были прописаны ранее в ФГОС, то
в планируемых результатах ФОП дополняется, что
К 3 годам ребенок:
знает
основные
особенности
внешнего
облика
человека,
его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные
представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так
далее);
имеет
представления
об
объектах
живой
и
неживой
природы
ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями
природы, старается не причинять вред живым объектам;
в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает
за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и
взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой,
делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).
Планируемые результаты к 4 годам
ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным
физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным
двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и
подвижным играм;
проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с
интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и
основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и
перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку;
демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений,
сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на
сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в
общем для всех темпе;
владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и
тому
подобное,
соблюдает
требования
гигиены,
имеет
первичные
представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о
себе в первом лице;
откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и
сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в
отношении других детей;
владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными
с
определенными
разрешениями
и
запретами
(«можно»,
«нельзя»),
демонстрирует стремление к положительным поступкам;
демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и
бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в
процессе взаимодействия со сверстниками;
проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает
безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего
окружения;
охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает
его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в
процессе совместной деятельности;
произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме
шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и
падеже, повторяет за педагогическим работником (далее — педагог)
рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные
произведения, использует речевые формы вежливого общения;
понимает содержание литературных произведений и участвует в их
драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие
потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми
взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы,
используя простые распространенные предложения; проявляет речевую
активность в общении со сверстником;
совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие
стихи;
демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет
эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о
предметах
и
объектах
ближайшего
окружения,
задает
вопросы
констатирующего и проблемного характера;
проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;
демонстрирует
стремление
к
наблюдению,
сравнению,
обследованию
свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с
предметами и материалами: проявляет элементарные представления о
величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по
этим характеристикам;
проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном
пункте, его названии, достопримечательностях и традициях,
имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой
природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и
свойства, различает времена года и характерные для них явления природы,
имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и
человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым
существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и
растениях, не причиняет им вред;
способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить
простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать
несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать,
использовать простые строительные детали для создания постройки с
последующим ее анализом;
с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения,
проявляет
эмоциональную
отзывчивость,
различает
музыкальные ритмы, передает их в движении;
активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя
роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует
предметы-заместители,
разворачивает
несложный
игровой
сюжет
из
нескольких эпизодов;
в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных
играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает
интонацию и мимические движения.
К пяти годам:
ребенок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,
действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения
результата, испытывает потребность в двигательной активности;
демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость,
ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом
выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы
спортивных
упражнений,
с
желанием
играет
в
подвижные
игры,
ориентируется
в
пространстве,
переносит
освоенные
движения
в
самостоятельную деятельность;
стремится
узнать
о
правилах
здорового
образа
жизни,
готов
элементарно
охарактеризовать
свое самочувствие,
привлечь внимание
взрослого в случае недомогания;
стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной
гигиены, их правильной организации;
выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен
к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному
общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера,
стремится к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное
эмоциональное
состояние
окружающих
людей,
по
примеру
педагога
проявляет сочувствие;
без
напоминания
взрослого
здоровается
и
прощается,
говорит
«спасибо» и «пожалуйста»;
демонстрирует
стремление
к
общению
со
сверстниками,
по
предложению
педагога
может
договориться
с
детьми,
стремится
к
самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в
повседневной жизни;
самостоятелен в самообслуживании;
проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям,
технике; отражает эти представления в играх;
стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в
совместный труд со взрослыми или сверстниками,
инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые
формы
объяснительной
речи,
речевые
контакты
становятся
более
длительными и активными;
большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами
эмоциональной и речевой выразительности;
самостоятельно
пересказывает
знакомые
сказки,
с
небольшой
помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки,
проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит текст,
способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том,
как он был создан;
проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе
познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно
сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в
свободной
самостоятельной;
отличается
высокой
активностью
и
любознательностью;
активно
познает
и
называет
свойства
и
качества
предметов,
особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет
предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных
признаков;
задает
много
вопросов
поискового
характера,
включается
в
деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия,
предпринимает попытки сделать логические выводы;
с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях,
семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и
праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой
родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах;
имеет представление о разнообразных представителях живой природы
родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы,
сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы, интересуется
природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым
существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно
ухаживать за растениями и животными, беречь их;
владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти,
умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине,
различает части суток, знает их последовательность, понимает временную
последовательность «вчера, сегодня, завтра», ориентируется от себя в
движении;
использует
математические
представления
для
познания
окружающей действительности;
проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально
откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки,
события;
проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,
театрализованной
деятельности,
используя
выразительные
и
изобразительные средства;
использует
накопленный
художественно-творческой
опыт
в
самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой
деятельности
(праздниках,
развлечениях
и
других
видах
культурно-
досуговой деятельности);
создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя
разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными
умениями;
называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры,
активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и
проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой
диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;
К шести годам:
ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной
активности,
проявляет
интерес
к
новым
и
знакомым
физическим
упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу
при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах
спорта, туризме, как форме активного отдыха;
проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
демонстрирует
выносливость,
быстроту,
силу,
гибкость,
ловкость,
координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен
проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых
упражнений;
проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь
внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских
спортсменов;
владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и
другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и
здоровья окружающих;
настроен положительно по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность
по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и
сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры
поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям
(законным
представителям),
демонстрирует
уважение
к
педагогам,
интересуется жизнью семьи и ДОО;
способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и
сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу
помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и
профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда
взрослых,
стремится
участвовать
в
труде
взрослых,
самостоятелен,
инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных
видах повседневного и ручного труда;
владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила
безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения
правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми
предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными,
владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
регулирует
свою
активность
в
деятельности,
умеет
соблюдать
очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в
общении и деятельности, задает вопросы различной направленности,
слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных
видах деятельности, способен к произвольным действиям;
проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания
загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и
доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно
пользуется
обобщающими
словами
и
понятиями,
самостоятельно
пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к
произведениям определенной тематики и жанра;
испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за
рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем,
имеет представления о социальном, предметном и природном мире, ребенок
устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит
логические высказывания; проявляет любознательность;
использует математические знания, способы и средства для познания
окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям;
логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации,
классификации и другим, оперируя предметами разными по величине,
форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и
времени;
знает о цифровых средствах познания окружающей действительности,
использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения
с ними;
проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором
живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях
городской
и
сельской
жизни;
знает
название
своей
страны,
ее
государственные символы;
имеет представление о живой природе разных регионов России, может
классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об
особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни
природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе,
ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;
проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры,
формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет
музыкальные и художественно-творческие способности;
принимает активное
участие в праздничных программах
и их
подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых
мероприятий;
самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки,
постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя
освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные
материалы;
согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой
деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать
сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять
персонажами в режиссерской игре;
проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и
познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами
действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к
результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует
их «действия» в режиссерских играх.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной
программы (к концу дошкольного возраста):
у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-
волевые качества;
ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных
игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной
гигиены;
результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие,
основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках,
осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может
осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями
российского спорта;
имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как
поддержать, укрепить и сохранить его;
владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к
своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и
поддержку другим людям;
соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в
различных
видах
деятельности,
взаимоотношениях
со
взрослыми
и
сверстниками,
ребенок
владеет
средствами
общения
и
способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способен понимать и
учитывать интересы и чувства других, договариваться И дружить со
сверстниками,
старается
разрешать
возникающие
конфликты
конструктивными способами;
способен понимать свои переживания и причины их возникновения,
регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых
действий
в
конкретных
ситуациях,
обосновывать
свои
ценностные
ориентации;
стремится сохранять позитивную самооценку;
проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда,
другим людям и самому себе;
у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой
деятельностью;
ребенок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять
эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в
социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом
взаимодействии;
способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и
личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления
различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и
проявлять инициативу;
владеет
речью
как
средством
коммуникации,
ведет
диалог
со
взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в
соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми
умениями;
знает
и
осмысленно
воспринимает
литературные
произведения
различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет
интерес
к
книгам
познавательного
характера,
определяет
характеры
персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в
котором
он
живет:
элементарными
представлениями
из
области
естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и
инженерии и тому подобное: о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе,
его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к
нему;
проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и
сверстникам;
интересуется
субъективно
новым
и
неизвестным
в
окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения
явлениям
природы
и
поступкам
людей;
склонен
наблюдать,
экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности,
использует основные культурные способы деятельности;
имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые
представления
о
важных
исторических
событиях
Отечества;
имеет
представление о многообразии стран и народов мира;
способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о
количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения
считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
имеет
разнообразные
познавательные
умения:
определяет
противоречия,
формулирует
задачу
исследования,
использует
разные
способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами,
классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях
живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде
обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ;
свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за
погодой,
живыми
объектами,
имеет
сформированный
познавательный
интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает
способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельности;
выражает интерес к культурным традициям народа в процессе
знакомства
с
различными
видами
и
жанрами
искусства;
обладает
начальными знаниями об искусстве;
владеет
умениями,
навыками
и
средствами
художественной
выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует
различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих
работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям,
художественных проектах;
самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для
наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать
сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учетом
игровой ситуации;
владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует
сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько
ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых
образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре,
управляет персонажами в режиссерской игре;
проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к
развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и
правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в
совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной
деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам»
и т.д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной
диапазон для достижения ребенком планируемых результатов;
- Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к
4-м, к 5- ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП
представлены, дополнены и конкретизированы с учетом цели и задач
дошкольного образования;
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
•
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его
интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов
взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения
(основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п. 3.2.3 и п. 4.6),
остаются прежними без изменений.
В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в год (стартовая, с
учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения
содержания программы возрастной группой).
Результаты педагогической диагностики ФОП
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,
построения
его
образовательной
траектории
или
профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Методы педагогической диагностики
Педагогическая диагностика основана на малоформализованных методах -
беседа, наблюдение, контент – анализ, биографический метод, эмпатическое
слушание, их особенности в использовании (Данные методы позволяют
фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в
разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые
трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства,
некоторые личностные особенности.).
Педагогическое наблюдение за детской деятельностью (в том числе в
специально созданных диагностических ситуациях).
Беседы с детьми.
Анализ продуктов детской деятельности.
Специальные методики диагностики физического, коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
ФОП ДО допускает также психологическую диагностику развития
детей.
•
Цель психологической
диагностики –
выявить
и изучить
индивидуально-психологические особенности детей, причины трудностей
в освоении образовательной программы.
•
Проводить данную диагностику могут только квалифицированные
специалисты – педагоги-психологи, психологи.
•
В психологической диагностике ребенок участвует только с согласия
родителей или законных представителей.
•
По результатам
психологической
диагностики
специалисты
организуют психологическое сопровождение и адресную психологическую
помощь детям.
Диагностика была завершением целевого раздела. Надеюсь, для вас
информация была полезной и ясной. Начало положено, целевой раздел
изучен, далее у нас пройдет ознакомление с содержательным разделом ФОП
ДО.
Всем спасибо за внимание.