Автор: Глушко Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №24
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Глушко Н.С., воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с№24
Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий
общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные
к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-
технических вопросов, поэтому сегодняшний мир диктует необходимость
интеллектуального развития детей., начиная с первых лет жизни.
Стремительно
возрастающий
поток
информации,
стремление
родителей расширить кругозор детей в какой — то определённой области для
того, чтобы подготовить ребёнка к обучению в школе, нанимая репетиторов,
водя ребёнка на развивающие интеллектуальные кружки, не оставляют
времени детям на самостоятельные игры.
Взрослые ошибочно полагают, что дети, будучи детьми, и так умеют
играть и ничего серьёзного не случится, если ребёнок лишний раз попишет
или почитает под строгим контролем родителей.
Так что же это — игра? Игра — это форма деятельности в условных
ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта,
фиксированного
в
социально
закреплённых
способах
осуществления
предметных действий, в предметах науки и культуры. У детей дошкольного
возраста игра является ведущим видом деятельности. Игра — ведущая
деятельность потому, что именно в ней коренным образом изменяется
мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов
поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную
познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения. В
результате изменения содержания и структуры игровой деятельности у
ребенка возникает в зачатке теоретическая деятельность, оформляется
умение рассуждать (А. В. Запорожец). В игре рождаются мотивы новой
деятельности — учения (А. Н. Леонтьев), которое будет целенаправленно
способствовать интеллектуальному развитию.
Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня
является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку
разносторонне
развитой
личности,
ориентированной
в
традициях
отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и
потребностях современной жизни, способной к активной социальной
адаптации
в
обществе.
Качество
образования
сегодня
все
чаще
рассматривается в контексте образовательных услуг, в умении педагога
реализовывать одновременно несколько образовательных технологий, форм
и методов обучения, воспитательных подходов. Педагог должен научиться
пользоваться приемами разного погружения детей в учебный материал,
индивидуализируя условия развития и коррекции для каждого ребенка,
нуждающегося в этом, при коллективном образовании в детском саду.
Поэтому окружающие ребенка взрослые должны помнить, что дети
познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации,
выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребенок играет в
детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно он взрослеет, тем способнее
и увереннее он будет.
Важность игры состоит в том, что она является самым близким и
доступным видом деятельности в дошкольном возрасте, что способствует
естественному ходу личностному и интеллектуальному развитию детей.
В
игре
своеобразными
путями
осуществляется
поэтапное
формирование интеллектуальной культуры ребенка, формирование, идущие
от внешних, материальных (или материализованных) действий к действиям в
уме, в плане представлений. Поэтапная обработка умственных действий и
понятий посредством игровых умений и навыков обычно происходит
стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются
между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех
случаях одинаково высокой.
Так что же такое интеллект? Понятие интеллекта включает многие
компоненты, остановимся на интеллектуальных умениях и способностях.
Интеллектуальные
умения
можно
рассматривать
как
умения,
предполагающие знание рационального приема осуществления той или иной
мыслительной деятельности и использование его при решении различных
задач.
Для
овладения
детьми
старшего
дошкольного
возраста
интеллектуальными умениями необходимо формировать у них системные
знания о предметах окружающего мира. Формирование интеллектуально-
познавательных умений, по мнению О. Н. Бакаевой, включает, во-первых,
овладение
системой
обследовательских
действий,
необходимых
для
состоятельного, многостороннего анализа предметов, и, во-вторых, умения
сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать.
Нетрудно увидеть игру как одно из средств формирования таких умений,
поскольку в ней ребенок развивает перцептивные (обследовательские)
действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том
темпе и длительности, какие определяются его возможностями.
Этому способствуют многие виды игр: дидактические, самодеятельные
и сюжетные. Например, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай,
о чем я рассказываю», «Магазин игрушек» и др. дают возможность ребенку в
занимательной форме узнавать, закреплять через обследовательские действия
признаки свойства) предметов и объектов на основе сопоставления с другими
предметами, выделять общие и отличительные свойства, умения определять
принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и
т. д. То же происходит и в сюжетно-ролевых играх, например: бытовой
тематики, где ребенок учится видеть задачу, проблему, находить способы
решения с использованием тех умений, которые или были в его опыте
раньше, или приобретены в возникшей ситуации. Постепенно ребенок
продвигается
от
освоения
умственных
умений,
осуществляемых
на
сенсорном, практическом уровне, к умственным умениям вербального
характера, что, несомненно, скажется на его интеллектуальном развитии.
Игра может стать одним из инструментов активизации познавательных
способностей,
воспитания
устойчивого
интереса
и
потребности
в
интеллектуальной
деятельности,
успешности
обучения
в
целом.
Современные педагоги и психологи считают, что игра является не только и
не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода
знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта
ребенка (С. Л. Новоселова). В этом контексте игра становится «генератором»
процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной
деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки
она является тем средством воздействия, которое пробуждает у детей усилие
мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию.
Таким образом, интенсивное развитие интеллекта в дошкольном
возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в
образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом
легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных
силах,
легче
адаптируются
в
новой
обстановке.
Обучение
лучше
осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников
виде деятельности — игре. Важное достоинство игровой деятельности — это
внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится
сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают
учение
интересным
занятием
для
ребенка,
снимают
проблемы
мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям,
умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых
совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются
разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные,
математические, лингвистические, организаторские и многие другие.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что игра,
являясь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, играет
большую роль в интеллектуальном развитии ребёнка.
Литература:
1. Арсентева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном
детстве, учеб. пособие [Текст]/В. П. Арсентьева — М.: ФОРУМ, 2009. —
144с
2. Гринченко
И.
С.
Игра
в
теории,
обучении,
воспитании
и
коррекционной работе, учеб. пособие [Текст]/И. С. Гринченко — М.:УЦ
Перспектива, 2008. — 96с.
3. Михайлова,
Т.
В.
Роль
игры
в
интеллектуальном
развитии
дошкольников / Т. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой
ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 508-509.