Напоминание

"Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников"


Автор: Глушко Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №24
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Глушко Н.С., воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с№24

Современному обществу особо необходимы люди, имеющие высокий

общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные

к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-

технических вопросов, поэтому сегодняшний мир диктует необходимость

интеллектуального развития детей., начиная с первых лет жизни.

Стремительно

возрастающий

поток

информации,

стремление

родителей расширить кругозор детей в какой — то определённой области для

того, чтобы подготовить ребёнка к обучению в школе, нанимая репетиторов,

водя ребёнка на развивающие интеллектуальные кружки, не оставляют

времени детям на самостоятельные игры.

Взрослые ошибочно полагают, что дети, будучи детьми, и так умеют

играть и ничего серьёзного не случится, если ребёнок лишний раз попишет

или почитает под строгим контролем родителей.

Так что же это — игра? Игра — это форма деятельности в условных

ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта,

фиксированного

в

социально

закреплённых

способах

осуществления

предметных действий, в предметах науки и культуры. У детей дошкольного

возраста игра является ведущим видом деятельности. Игра — ведущая

деятельность потому, что именно в ней коренным образом изменяется

мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов

поступков, а любопытство и любознательность превращаются в мощную

познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения. В

результате изменения содержания и структуры игровой деятельности у

ребенка возникает в зачатке теоретическая деятельность, оформляется

умение рассуждать (А. В. Запорожец). В игре рождаются мотивы новой

деятельности — учения (А. Н. Леонтьев), которое будет целенаправленно

способствовать интеллектуальному развитию.

Одним из приоритетных направлений развития образования сегодня

является достижение его нового качества, обеспечивающего подготовку

разносторонне

развитой

личности,

ориентированной

в

традициях

отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и

потребностях современной жизни, способной к активной социальной

адаптации

в

обществе.

Качество

образования

сегодня

все

чаще

рассматривается в контексте образовательных услуг, в умении педагога

реализовывать одновременно несколько образовательных технологий, форм

и методов обучения, воспитательных подходов. Педагог должен научиться

пользоваться приемами разного погружения детей в учебный материал,

индивидуализируя условия развития и коррекции для каждого ребенка,

нуждающегося в этом, при коллективном образовании в детском саду.

Поэтому окружающие ребенка взрослые должны помнить, что дети

познают мир через игру. Они проигрывают сложные жизненные ситуации,

выстраивая свой маленький опыт жизни. Чем больше ребенок играет в

детстве, тем быстрее интеллектуально и духовно он взрослеет, тем способнее

и увереннее он будет.

Важность игры состоит в том, что она является самым близким и

доступным видом деятельности в дошкольном возрасте, что способствует

естественному ходу личностному и интеллектуальному развитию детей.

В

игре

своеобразными

путями

осуществляется

поэтапное

формирование интеллектуальной культуры ребенка, формирование, идущие

от внешних, материальных (или материализованных) действий к действиям в

уме, в плане представлений. Поэтапная обработка умственных действий и

понятий посредством игровых умений и навыков обычно происходит

стихийно, неорганизованно; одни этапы опускаются, другие совмещаются

между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех

случаях одинаково высокой.

Так что же такое интеллект? Понятие интеллекта включает многие

компоненты, остановимся на интеллектуальных умениях и способностях.

Интеллектуальные

умения

можно

рассматривать

как

умения,

предполагающие знание рационального приема осуществления той или иной

мыслительной деятельности и использование его при решении различных

задач.

Для

овладения

детьми

старшего

дошкольного

возраста

интеллектуальными умениями необходимо формировать у них системные

знания о предметах окружающего мира. Формирование интеллектуально-

познавательных умений, по мнению О. Н. Бакаевой, включает, во-первых,

овладение

системой

обследовательских

действий,

необходимых

для

состоятельного, многостороннего анализа предметов, и, во-вторых, умения

сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать.

Нетрудно увидеть игру как одно из средств формирования таких умений,

поскольку в ней ребенок развивает перцептивные (обследовательские)

действия, решая практические задачи анализа возникающей ситуации в том

темпе и длительности, какие определяются его возможностями.

Этому способствуют многие виды игр: дидактические, самодеятельные

и сюжетные. Например, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай,

о чем я рассказываю», «Магазин игрушек» и др. дают возможность ребенку в

занимательной форме узнавать, закреплять через обследовательские действия

признаки свойства) предметов и объектов на основе сопоставления с другими

предметами, выделять общие и отличительные свойства, умения определять

принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и

т. д. То же происходит и в сюжетно-ролевых играх, например: бытовой

тематики, где ребенок учится видеть задачу, проблему, находить способы

решения с использованием тех умений, которые или были в его опыте

раньше, или приобретены в возникшей ситуации. Постепенно ребенок

продвигается

от

освоения

умственных

умений,

осуществляемых

на

сенсорном, практическом уровне, к умственным умениям вербального

характера, что, несомненно, скажется на его интеллектуальном развитии.

Игра может стать одним из инструментов активизации познавательных

способностей,

воспитания

устойчивого

интереса

и

потребности

в

интеллектуальной

деятельности,

успешности

обучения

в

целом.

Современные педагоги и психологи считают, что игра является не только и

не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода

знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта

ребенка (С. Л. Новоселова). В этом контексте игра становится «генератором»

процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной

деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки

она является тем средством воздействия, которое пробуждает у детей усилие

мысли, легко и свободно стимулирует их к познанию.

Таким образом, интенсивное развитие интеллекта в дошкольном

возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в

образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом

легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных

силах,

легче

адаптируются

в

новой

обстановке.

Обучение

лучше

осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников

виде деятельности — игре. Важное достоинство игровой деятельности — это

внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится

сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают

учение

интересным

занятием

для

ребенка,

снимают

проблемы

мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям,

умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых

совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются

разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные,

математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что игра,

являясь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, играет

большую роль в интеллектуальном развитии ребёнка.

Литература:

1. Арсентева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном

детстве, учеб. пособие [Текст]/В. П. Арсентьева — М.: ФОРУМ, 2009. —

144с

2. Гринченко

И.

С.

Игра

в

теории,

обучении,

воспитании

и

коррекционной работе, учеб. пособие [Текст]/И. С. Гринченко — М.:УЦ

Перспектива, 2008. — 96с.

3. Михайлова,

Т.

В.

Роль

игры

в

интеллектуальном

развитии

дошкольников / Т. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой

ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 508-509.



В раздел образования




Яндекс.Метрика