Напоминание

Формирование положительного имиджа учреждения дополнительного образования


Автор: Авзалова Светлана Шамилевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г. Нижневартовска "ЦДТ"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование положительного имиджа учреждения дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование имиджа организации дополнительного образования.

Проблема формирования имиджа дополнительного образования приобретает уместность в

современном мире. Учебные заведения признают, что на конкурентоспособном образовательном

рынке они должны работать над позитивным изображением. Однако, поскольку практика

показывает, не многие учреждения владеют механизмами и методами ее формирования и

обслуживания. Ни для кого не является секретом то, что каждый родитель очень тщательно

выбирает учреждение дополнительного образования для своих детей, именно поэтому существует

множество мнений и оценок, которые помогают им взять нужный ориентир. Следовательно, от

того какое мнение сложиться у нескольких людей о той или иной школе и зависит ее репутация.

Исходя из этого имидж это - искусственный образ, формируемый в общественном или

индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.

Имидж создается пиаром и пропагандой. Поэтому данная тема крайне важна, ведь необходимость

формирования имиджа учебных заведений определяет их успех в целом. Также это важно по ряду

следующих причин: - во-первых, сложная демографическая ситуация усиливает конкуренцию

среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся; - во-вторых,

позитивный имидж облегчает доступ образовательных учреждений к лучшим ресурсам, таким как:

финансовые ресурсы и информационные; - в-третьих, имея сформированный позитивный имидж,

учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так

как предоставляет в большей степени стабильность; - в-четвертых, устойчивый позитивный

имидж создает запас доверия ко всему, что происходит в стенах учреждения.

Именно тот имидж, который складывается в глазах общественности об образовательном

учреждении и его руководителе, существенно влияет и на приток родителей и учащихся, и на

развитие социального партнерства. Поэтому, сформированный позитивный имидж учреждения

позволит решить ряд задач: - повысить привлекательность дополнительного образования для

родителей, учащихся и персонала; - повысить эффективность мероприятий по информированию

населения относительно новых образовательных услуг в данном учреждении; - облегчить процесс

введения новых образовательных услуг; - повысить уровень организационной культуры.

В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного

заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления существовала

всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Это связано с процессами

становления и развития различных типов и видов учреждений дополнительного образования,

имеющих различные направления деятельности. Так же это обуславливается сокращением

численности обучающихся; сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения

детей; потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений

об

образовательном

учреждении.

В

условиях

рыночной

экономики

жизнеспособными

оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное

учреждение

-

это

учреждение,

которое

обеспечивает

устойчивый

уровень

качества

образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и

обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием

собственного

имиджа.

Идея

о

связи

имиджа

образовательных

учреждений

с

их

конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной

функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-

либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния

социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и

уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением.

Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в

насыщенной разнообразной информацией деятельности. О том, насколько эта тема актуальна и

практически необходима в условиях конкурентной борьбы, говорить излишне

Важные компоненты формирования положительного имиджа учреждения.

1. Позитивный образ руководителя – это персональные физические особенности (характер,

обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус,

ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития

образования,

технологий

обучения,

воспитания,

экономических

и

правовых

основ

функционирования школы);

2.

Качество

образовательных

услуг

-

вклад

учебного

заведения

в

развитие

образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих

способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и

воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с

различными социальными институтами;

3.

Уровень

психологического

комфорта

подразумевает,

уважение

в

системе

взаимоотношений учитель-ученик; бесконфликтное общение, оптимизм и доброжелательность в

коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного

процесса;

4. Образ персонала – это квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая,

социальная и управленческая компетентность сотрудников;

5. Стиль образовательного учреждения заключается в эффективной организационной

культуре школы; наличии и функционировании детских и юношеских объединений, визуальной

самобытности школы, традициях, стиле взаимодействия между участниками образовательного

процесса;

6. Внешняя атрибутика – подразумевает наличие фирменного стиля (символики);

школьной формы, школьной газеты, собственного сайта в Интернете. Процесс поиска «своего

лица» может занять много времени, но это того стоит! Ведь здесь важно помнить, что любой член

педагогического сообщества является своеобразной частичкой, которая будет нести в мир

информацию, а значит, оттого, насколько люди разделяют общие цели и насколько осознают

средства

их

достижения,

зависит

личный

успех

каждого

из

них.

Таким

образом,

конкурентоспособность и успех организации зависит от имиджа образовательной организации.

Выделим

основные

этапы

формирования

положительного

имиджа

учреждения

дополнительного образования.

1. Определение миссии. Начинать нужно с анализа внешней среды. Педагогическая

специфика учреждения диктует свои законы, поэтому сначала нужно определиться с базовой

идеей образовательного учреждения. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией»,

«изюминкой» и т.д. Итогом этого этапа должно быть четкое понимание того, каковы ваши

сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия здесь проста: сильные стороны актуализируем

и популяризируем, с проблемами - работаем.

2. Определение целевой аудитории. Планируя имиджевую работу, необходимо понять,

какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники. Это могут быть: ученики,

родители, коллектив работников образовательного учреждения, социальные партнеры, СМИ.

Ученики. Несомненно, что выпускники являются, чуть ли не главными «пиарщиками»

образовательного учреждения. Память о днях проведенных в учреждении дополнительного

образования хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребят по окончании учебного

заведения, привлекателен, они обязательно приведут своих детей именно в это учреждение.

Родители учеников. Это самые авторитетные субъекты, способные не только дать

реальную оценку работы школы, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих

детей о ней. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую

необходимо ориентироваться в имиджевой работе.

Социальные партнеры (реальные и потенциальные). Сегодня все большее значение для

успешного продвижения на рынке играет общественная деятельность. Но вряд ли какая-то

организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет вкладывать деньги в

невнятные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и

высокую социально-общественную активность, - ведь польза от такого партнерства должна быть

обоюдной.

Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между

учреждением и

обществом.

Благодаря

своевременному информированию о

планах

или

достижениях

образовательного

учреждения

можно

существенно

расширить

круг

своих

потенциальных партнеров и (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Следует отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным.

Определившись в основных потребностях каждой целевой группы (что для нее самое важное в

вашей деятельности?) необходимо ориентироваться именно на них. Например, если вы хотите

привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте свои платные услуги (образовательные

туры, экскурсионные поездки, преподавание эксклюзивных предметов и т.д.). Если же вы

ориентированы на социальную деятельность, то потенциальных союзников привлечет информация

о волонтерстве, общественных проектах и благотворительных акциях. Родителей, имеющих

средний или низкий доход, может отпугнуть перспектива «не вписаться» в дорогие мероприятия.

3. Планирование. На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий,

связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние: повышение организационной (корпоративной) культуры. Сюда может входить

создание символики учреждения, разработка дресс-кода (стандартов одежды), изменение качества

взаимоотношений

всех

участников

образовательного

процесса,

обучение

этике

деловых

отношений и т.д. Важно помнить, что открытость и демократичность школы напрямую зависит от

того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.

Внешние: трансляция целей и деятельности школы для внешних «потребителей» - родителей,

социальных партнеров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта учреждения, акции,

письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки,

рассылка благодарственных писем, участие в крупномасштабных проектах, исследованиях,

волонтерской деятельности - то есть во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный

резонанс. Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное здесь,

чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов

сообщества. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной

связи (или мониторинге).

Реализация

запланированных

мероприятий.

Самое

важное

в

реализации

любых

мероприятий по формированию имиджа ОУ - это их органичная интеграция в образовательный

процесс.

Проверка эффективности. На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ

соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь

является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между

прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации,

производит приятное впечатление на окружающих. Схематично механизм формирования имиджа

образовательного учреждения представлен на рисунке 2. Таким образом, конечным результатом,

т.е. целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного

учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением. Если то

отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью устраивает, - можно считать, что

цели достигнуты.



В раздел образования




Яндекс.Метрика