Автор: Наталья Алексеевна Любименко
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: ГКОУ ,,Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: Красный Яр Жирновский район Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация методов личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Реализация методов личностно-ориентированного обучения
на логопедических занятиях в начальной школе.
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является
признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных
условий для его развития.
Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека,
которая формируется как на основе наследственных природных задатков в процессе
воспитания, так и, одновременно, (главное для человека) в ходе саморазвития,
самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
Проблема личностно-ориентированного
подхода
к
развитию
детей
с
системным недоразвитием речи является одной из важнейших в теории и практике
логопедии. Сложность и многогранность этой проблемы объясняется увеличением
числа видов и форм речевых нарушений, отрицательно влияющих на психическое
развитие ребенка, отражающихся на его деятельности, поведении, социальной
адаптации. В связи с этим в настоящее время становиться все более актуальным
личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с общим
недоразвитием речи. В практике личностно-ориентированного взаимодействия
педагогов с детьми приоритетным является развитие личности ребенка.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла
ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт
каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Существующие
модели
личностно-ориентированной
педагогики
можно
условно разделить на три основные группы:
- социально-педагогическая
- предметно-дидактическая
- психологическая
Личностно-ориентированное обучение
– это такое обучение, при котором
учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение
ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как
необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, опыт общения и пр.), т.
е. опыт жизнедеятельности. В процессе личностно-ориентированного обучения на
логопедических
занятиях
можно
использовать
так
называемые
активные
психологические модели и методы обучения, активизирующие их познавательную
деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения
и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами
компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент
познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами,
имеющимися в практике образования и воспитания.
Личностно-ориентированная образовательная модель должна строиться на
следующих принципах:
1
- Целью обучения должно быть развитие личности (на логопедических занятиях -
развитие полноценной личности и коррекция недостатков).
-
Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения (важным
является установление контакта).
-
Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в
процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона"
(реализуется задача повышения учебной мотивации).
- Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка
(связь дошкольного воспитания; возможного логопедического воздействия).
- Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо
развить их способы познания (умение слушать и воспринимать обращенную речь)
- В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться
(реализуется задача повышения учебной мотивации).
- Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть применимым в
реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей
взрослой" жизни.
В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы
познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника (на
логопедических занятиях учащимся предлагаются новые пути решения проблем,
связанные с трудностями в обучении).
Педагог должен учитывать индивидуальные различия школьников по ходу
образовательного процесса (на логопункте обучаются дети с индивидуальными
особенностями)
Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов
рефлексии
и
содержать
как
качественные,
так
и
количественные
способы
оценивания.
Модель личностно-ориентированного занятия
•
Первичная задача педагога (чему я буду учить, что воспитывать, что
развивать).
•
Создание проблемной ситуации (исходя из наблюдений, личного опыта детей
т.е. от проблемы ребенка, от педагогического замысла самого педагога).
•
Возникновение состояния “хочу решить проблему” (у ребенка).
•
Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез,
предположений от детей, и идет еще дополнительная мотивация у ребенка (“Я
хочу”, “Мне надо”).
•
Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
•
Управлением самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить,
поискать в энциклопедии, у родителей, у старших детей).
•
Совместное подведение итогов. В конце может нарождаться выдвижение новой
гипотезы, мотивации к дальнейшей познавательной деятельности.
2
Рекомендации к проведению занятия
•
Знание
уровня
развития,
темпа
развития
каждого
ребенка,
учет
его
индивидуальных
особенностей.
Оценка
и
необходимая
коррекция
психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость,
досада,
веселость
и
др.;
психофизиологичеких
-
бодрость,
усталость,
возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
•
Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы
детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно
предложенной темы.
•
Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
•
Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения
заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
•
Использование
различных
сенсорных
каналов
при
объяснении
нового
материала.
•
Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать
в
ходе
занятия
разные
способы,
предлагаемые
детьми,
отбирать
и
анализировать
наиболее
рациональные,
отмечать
и
поддерживать
оригинальные.
•
Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму
материала.
•
Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку
проявлять
инициативу,
самостоятельность,
избирательность
к
способам
работы.
•
Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных
умений детей.
•
Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия
не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и
почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому.)
•
Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его
самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы
выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий, педагог
должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного
конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного
жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и
отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как
равноправный
партнер,
когда
не
боится
неправильных
ответов,
зная,
что
неправильный ответ-ступенька к новому знанию.
3