Автор: Ярославлева Надежда Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Новотимошкинская ООШ"
Населённый пункт: д. Новое Тимошкино,Аксубаевского муниципального района,Республики Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование сказкотерапии в развитии познавательной активности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новотимошкинская
основная общеобразовательная школа"Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
тема: "Использование сказкотерапии в развитии
познавательной активности дошкольника"
Воспитатель МБОУ "Новотимошкинская
ООШ" Ярославлева Надежда Николаевна
"Использование
сказкотерапии
в
развитии
познавательной
активности
дошкольника"
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью
которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами».
В. Сухомлинский.
Термин «сказкотерапия» имеет положительную окраску и является самым древним
методом воспитания и учения. Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место,
поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые
показывают главные герои сказок. Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в
события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это
создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный
мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно. Под влиянием эмоций
качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается
конкуренция
мотивов,
совершенствуется
механизм «эмоциональной
коррекции
поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного
возраста.В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
В дошкольном образовательном учреждении использование сказкотерапии
может, осуществляется по следующим направлениям:
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Психогимнастика.
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный — театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с
природой и животными.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся
сказкотерапевтами:
1.
Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие
лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры:
“Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”,
“Маша и медведь” и другие.
2.
Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра
Пушкина, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.
3.
Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый
конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос,
ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
4.
Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для
них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы:
буквы, цифры становятся одушевлёнными.
5.
Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для
ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
6.
Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка
представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с
окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью
медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и
конфликтов.
7.
Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а
также особенности его характера.
Основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за
конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная
сказка.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? И др. …
• Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
• Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?
• Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои),
что это была бы за сказка?
• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Рассказывание сказок
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.
Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица.
Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц,
участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала
бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
3. Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда
ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это —
важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или
вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий
его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций,
который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
4. Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на
поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и
делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет
совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-
то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок
Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой
фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей
собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения.
Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние
конфликты и затруднения.
В своей профессиональной деятельности использую сказки, как средство развития
познавательной сферы детей. Дошкольный возраст является сенситивным периодом
развития
основ
творческого
восприятия
художественной
литературы.
Ребенок
приобретает способность понимать текст, глубже проникать в переживания, чувства,
мысли.
При выборе сказки учитываю, какой познавательный материал в них заложен, чтобы
вызвать интерес наблюдения, любознательности и нес в себе воспитательную функцию.
В своей работе со сказкой использую приемы, которые позволяют положительно
воздействовать на дошкольников:
Основной тон – основное звучание художественного произведения.
Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи.
Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении.
Темп речи придает динамику, живость и богатство выразительного звучания.
Во время чтения произведения стараюсь найти визуальный контакт с ребенком. После
прочтения предоставляю возможность самому сделать выводы.
В структуре познавательного занятия использую:
1)
вводную беседу
– знакомлю детей с произведением, тем самым обеспечиваю
первоначальное восприятие текста;
2) чтение произведения – читаю произведения, соблюдая все средства художественной
выразительности;
3) работа с текстом (беседа по содержанию прочитанного). Ставлю перед собой ряд
задач: вызвать у детей эмоциональный отклик, повысить интерес к изображенным
событиям и героям. Для того, чтобы внимание детей не рассеивалась, а эмоциональный
настрой сохранился использую разнообразные приемы. К ним относятся: вопросы, показ
иллюстраций, ситуативные задачи. Отдельные элементы игр, загадки, рисование и тому
подобная
смена деятельности
значительно снижают
утомления
и стимулируют
познавательную деятельность дошкольников;
4) заключение – подвожу итоги. Отмечаю активность детей, их внимание, использую
поощрение и рефлексию.
Уделяю особое внимание подборке вопросов. Для себя систематизировала следующие
категории вопросов, задаваемых при чтении, которые:
- позволяют узнать эмоциональное отношение детей к описанным событиям, героям в
сказках;
- направляют на то, чтобы выявить, как дети усвоили суть проблемы, насколько им
понятно содержание произведения;
- помогают ребенку связать события, понять сюжетно-смысловые ситуации;
- помогают детям раскрыть особенности персонажей произведения: их внешний вид,
чувства, мысли, действия; оценить поступки героев, выразить свое отношение к ним;
- побуждают детей к элементарным обобщениям, выводам;
- опираются на личный опыт ребенка;
- требуют сравнения.
Вопросы, которые использую, являются для детей задачами, которые они должны
разрешить собственными усилиями. Вопросы способствуют установлению фактов,
связей между явлениями и процессами, происходящими в природе, показывают
отношения ребенка к событиям, героям, описанным в художественных произведениях,
стимулируют проявление нравственных, эстетических чувств.
Из своего опыта, могу сказать, что если сказка, зацепила ребенка, они могут слушать это
произведение несколько раз. Для этого нужно внедрять новые формы работы с
произведение. Например: инсценировать сказку,учитываю желание детей при выборе
роли. Напоминаю о том, что нужно не только с помощью движения и мимики показать
взятую на себя роль, но и эмоционально передать настроение и характер
персонажей.Зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки , а так же лепка из пластилина
персонажей сказки.
Сказкатерапия является средством развития познавательной сферы у детей. Благодаря
реализации цели у ребенка формируется представление о свойствах предметов
(измерение, сравнение), свойствах окружающего мира (цвет, форма, величина,
характеристика времени, пространства). Развивается восприятие ребенка, внимание,
память, логическое мышление, воображения. Обогащается словарный запас.
Воспитывается интерес, любознательность к окружающему миру, навыки взаимодействия
с другими людьми, взаимопонимание в детском коллективе. А также воспитывается
важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое
свойство. Это чувство доброты.