Автор: Умярова Лилия Ринатовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №28
Населённый пункт: г. Люберцы
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья английскому языку
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ технологий при обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья английскому языку
На
современном
этапе
использование
информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) становится все более популярным в
образовании, так как они предоставляют для обучения принципиально новые
возможности. Особенно актуально использование таких технологий в
образовательном процессе в условиях инклюзии. В нашей стране с каждым
годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями
здоровья
(ОВЗ),
которые
в
виду
особенностей
развития
получают
образование с помощью современных компьютерных технологий. Согласно
Конституции РФ и Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации», у всех детей равноправие в получении образования, развития и
воспитании. Особенно значимо образование для детей с ОВЗ, так как оно
является главным условием успешной социализации и адаптации детей в
обществе,
обеспечивает
полноценное
участие
в
различных
сферах
жизнедеятельности.
ИКТ
служит
сильным
средством
повышения
эффективности обучения иностранному языку, позволяющего успешно
овладевать детям с ОВЗ необходимыми знаниями, умениями и навыками, как
под руководством педагога, так и самостоятельно.
Как отмечает А.А.
Воронова, «в педагогическом сознании стало закрепляться понимание того,
что
дистанционные
технологии
дают
дополнительные
возможности
осуществления непрерывного образовательного процесса детей» [1, с. 109].
Теоретический обзор научных исследований по анализируемой теме
позволил
обобщить
то,
что
существует
несколько
преимуществ
использования ИКТ технологий при обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья английскому языку. Во-первых, данные технологии
могут обеспечить более интерактивный и захватывающий учебный опыт.
Например, образовательные игры и симуляции могут помочь сделать
обучение веселым и увлекательным, что может быть особенно важно для
детей, которые могут испытывать трудности с традиционными методами
обучения.
Во-вторых, ИКТ могут использоваться для индивидуального подхода к
каждому ребенку дифференцированно. Например, программное обеспечение
может быть разработано для предоставления разных уровней сложности в
зависимости от способностей ребенка или для фокусировки на конкретных
областях, где ребенок нуждается в дополнительной поддержке.
В-третьих, ИКТ могут помочь преодолеть некоторые физические
барьеры, которые могут мешать детям с ограниченными возможностями
здоровья получать доступ к традиционным учебным материалам. Например,
аудио- и видеоматериалы могут использоваться для помощи детям с
нарушениями слуха или зрения в более эффективном изучении английского
языка.
Хотя использование ИКТ при обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья имеет много преимуществ, есть также некоторые
затруднения, которые необходимо решить. Одна из главных проблем – это
обеспечение доступности и удобства использования технологии для всех
детей, независимо от их ограничений. Решение данной проблемы может
потребовать адаптаций образовательных условий, таких, например, как
увеличенный текст или аудиоописания для детей с нарушениями зрения.
Также проблемой может быть обеспечение использования технологии в
соответствии
с
индивидуальными
потребностями
каждого
ребенка.
Например, некоторые дети могут требовать большей поддержки или
руководства при использовании ИКТ, в то время как другие могут работать
самостоятельно [2].
Наконец, важно организовать интеграцию ИКТ в образовательный
процесс так, чтобы их использование не заменяло другие важные аспекты
обучения и развития личности, такие как социальное взаимодействие и
коммуникационные навыки. Хотя ИКТ могут быть ценным инструментом
для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья английскому
языку, они должны использоваться в сочетании с другими методами
обучения, чтобы обеспечить всесторонний учебный опыт. С тщательным
планированием и внедрением ИКТ технологий могут стать ценным
инструментом для улучшения учебного опыта детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, реализуя возможности
ИКТ при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
английскому языку значительно расширяется спектр всех видов учебной
деятельности,
при
этом
происходит
процесс
совершенствования
существующих форм и методов обучения. Урок английского языка с
использованием
ИКТ
позволяет
решить
одну
из
основных
задач
коррекционного направления, в частности повысить учебную мотивацию
обучающегося с ОВЗ, развить его индивидуальные способности, усилить
базис усвоения знаний, умений и навыков изучения английского языка.
Список литературы
1. Воронова А.А. Особенности организации дистанционного обучения
в
условиях
инклюзии
//
Проблемы
современного
педагогического
образования. 2022. № 75-3, 2022. С. 109-112.
2. Котенко А.В. Особенности изучения английского языка в условиях
работы со слабослышащими детьми / А.В. Котенко // В сборнике: Школа как
платформа
для
успешной
социализации
обучающихся
на
уровне
профессионального
образования.
Материалы
V
региональной
научно-
практической (очно-заочной) конференции, 2018. С. 294-296.