Автор: Юдина Мария Захаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей"
Населённый пункт: Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
Наименование материала: доклад
Тема: «Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной деятельности»
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Ельниковского муниципального района
Доклад на тему:
«Формирование внутренней мотивации к учению через
организацию самостоятельной деятельности»
Юдина М.З.- учитель начальных классов
2023г.
Формирование внутренней мотивации к учению, через организацию
самостоятельной деятельности учащихся.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только
силой принуждения, убивает в ученике охоту к
овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению
гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием
занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и
родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно
заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не
сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие
педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к
получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Мотивы учения младших школьников
Познавательные мотивы (овладение новыми знаниями,
учебными навыками, стремление
школьников к самообразованию и направленность на самостоятельное совершенствование
способов добывания знаний)
широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями —
фактами, явлениями, закономерностями)
учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний,
приемов самостоятельного приобретения знаний),
мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем
на построение специальной программы самосовершенствования)
Социальные мотивы
(социальное взаимодействие школьника с другими людьми)
широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости
учения),
узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в
отношениях с окружающими, получить их одобрение),
мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с
другим человеком)
Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический
механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации,
саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время
обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил
тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.
Младший школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации
учащихся. Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые
необходимы
для
жизни
в
новых
условиях
открытого
общества:
ответственности,
инициативности, самостоятельности, что возможно только при высоком уровне школьной
мотивации.
Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный
возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой
зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия,
направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система,
образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель — успешное
усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем
для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он
относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Пути формирования учебной мотивации
Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать
превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой
структурой и доминированием отдельных мотивов.
Формированию мотивации в целом способствуют:
общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;
включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной
группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);
построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета,
создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от
похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и
т.д.);
занимательность, необычное изложение нового материала;
образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;
использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их
совместное и самостоятельное разрешение;
построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и
учащихся;
развитие
самостоятельности
и
самоконтроля
учащихся
в
учебной
деятельности,
планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных
способов решения учебных задач.
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе,
поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем школьном возрасте наблюдается
тенденция к падению добросовестного отношения к учению. Отсюда очень важно, чтобы ученик
уже в начальных классах осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его
интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в
целом.
Чтобы
положительные
мотивы
были
не
только
осознанными,
но
и
реально-
действующими, нужно вести работу по их формированию.
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и
чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.
3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться
повысить удельный вес внутренних мотивов.
Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней
мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие,
равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых
конструкций, лишенных стремления к поиску.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения,
желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного
процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо
построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое
продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел
установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в
этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию
внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя
анкетирование, беседы с детьми и их родителями. Между учителем и учеником должен быть
установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.
Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с
увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.
Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности,
которая существует в различных формах, приемах и методах:
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное
восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные
уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная
деятельность, экологические марафоны, игровые программы, выставки, детские научно-
практические конференции, экскурсии заочные и настоящие по городам России Развитие
учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый
интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-
путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных
уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую
деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное
чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов
формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
В своей работе я использую следующие методы и приемы .
Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из
которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода -
стимулировать познавательный процесс.
Применяю игру «Шифровка» на уроке литературного чтения. Дети, используя порядок букв в
русском алфавите, разгадывают запись и
узнают автора произведения, с которым будут
знакомится на уроке.
17, 18, 10, 26, 3, 10, 15. (Пришвин)
Занимательную игру “Узнай сказку”,в которой необходимо по опорным словам, определить
название сказки.
Три дочери, купец, чудище
Кобылица, царь, братья
Королевич, царевна, царица, богатыри
В игре «Хороший-плохой" необходимо быть внимательным. Называю
положительных персонажей (героев)-нужно хлопать
называю отрицательных (злодев)- топнуть.
Золушка, мачеха, крёстная, сёстры, принц …
На уроках окружающего мира в начальных классах часто применяю такие виды
дидактических игр, как:
1 – игры с предметами (карточками, природным материалом).
В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются
мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
“От какого дерева лист?”
Ребята, сейчас я покажу вам листья деревьев. А вам нужно будет сказать, от какого дерева лист.
(1- тополь, 2-клен, 3- дуб, 4 - ясень ).
2 – словесные игры (кроссворды, викторины, загадки, ребусы).
Также при сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование».
Например, урок литературы. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на
уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Интересный приём «Фантастическая добавка».
Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала
лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту
историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума,
как удивительное.
Очень часто применяю «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность
учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств.
Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения,
развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет
соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они
получают новые стимулы для роста и начинают.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаю
определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
Слово — синоним. Фантазия, выдумка.
При изучении нового материала приемлемо использовать приём «Удивляй». В юго-восточной
Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев
корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину
волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение
длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка
(удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на
следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые
растут у нас на огороде.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое
своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им
усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание,
призыв к действию, например: «Чей детеныш?» «Кто уходит зимой в спячку?» «Что из чего
сделано?» Для развития аналитико-синтетических умений используются игры «Найди лишнее»,
«Найди лишний предмет» и др.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны.
Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если
необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в
игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких
случаях используюя приём «Привлекательная цель». (Например, тема: «Свойства воды». Цель
учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками формулируется иная цель -
узнать, почему зимой во время сильных морозов выходят из строя водопроводные трубы.)
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой
цели занимательные
задания,
загадки,
и ребусы, привлекая
красочную
наглядность,
литературных персонажей и сказочных героев.
Проблемные
задания выполняют
мотивационную
функцию,
позволяют
повторить
ранее
усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с
решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить,
конструировать полезные для учебного процесса противоречия,
проблемные ситуации,
привлекать школьников к их обсуждению и решению.
В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стараюсь включать загадки, пословицы,
народные игры, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.
Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время
урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно
переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).
Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в
течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены
положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной
работы, например:
—Работа в парах, задать друг другу вопросы.
— Игры на внимание.
— Провести небольшую беседу.
У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при
выполнении учебных заданий.
На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяю учёту
психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели контролирующей
и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой деятельности таково:
— У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты;
— Воспитываются самостоятельность и ответственность школьников;
— Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и
самооценка. Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-познавательная
мотивация должны распространяться и на контролирующую деятельность. Особенностью этой
деятельности является следующее:
1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь,
давай послушаем других».
2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание
своего мнения.
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить более верное
решение учебной задачи используем такой прием: детям предлагаем выбрать сигнал ответа:
— Красный круг – сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться;
— Синий квадрат – могу доказать.
Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и видел плоды
своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности играет значительную роль в
формировании положительной мотивации на учение.
Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только
познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во
внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию
учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания
всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и
определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит
к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками
правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и
осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные
показатели познавательных процессов.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если мы-
педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и
методы .